Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996"
(подготовлен Минсельхозом России 02.02.2023 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 36, ст. 5421; 2018, N 20, ст. 2853, N 53, ст. 8659; 2019, N 19, ст. 2315, N 42, ст. 5908; 2020, N 23, ст. 3647; 2021, N 38, ст. 6621).
2. Требования к комплексным научно-техническим проектам участников Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы, действующим до вступления настоящего постановления в силу, продолжают действовать до полного исполнения обязательств сторонами в рамках утвержденных редакций паспортов.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от N
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 996
Изложить Федеральную научно-техническую программу развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы в следующей редакции:
"Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы
ПАСПОРТ
Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы
Наименование Программы |
- |
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы |
Основание для разработки Программы |
- |
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" |
Ответственный исполнитель - Государственный координатор Программы |
- |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Ответственные исполнители Программы |
- |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
Соисполнители мероприятий Программы
|
-
|
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и другие институты развития и организации |
Головная научная организация Программы |
- |
федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский Институт" |
Цель Программы |
- |
обеспечение импортозамещения и повышение эффективности производства в сфере АПК за счет разработки и внедрения отечественных достижений и повышения их конкурентоспособности за счет сотрудничества с бизнес сообществом, для реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. |
Задачи Программы
|
- |
обеспечение представителей бизнеса актуальными научными разработками и технологиями для повышения конкурентоспособности отечественного агропромышленного комплекса согласно требованиям рынка; формирование условий для взаимодействия бизнес сообщества и представителей научной деятельности; создание и внедрение технологий производства семян высших категорий (оригинальных и элитных) сельскохозяйственных растений, племенной продукции (материала) по направлениям отечественного растениеводства и животноводства, имеющим в настоящее время высокую степень зависимости от семян или племенной продукции (материала) иностранного производства; создание и внедрение технологий производства высококачественных кормов, кормовых добавок для животных и лекарственных средств для ветеринарного применения; разработка современных средств диагностики патогенов сельскохозяйственных растений; создание и внедрение технологий производства пестицидов и агрохимикатов для применения в сельском хозяйстве; создание и внедрение современных технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; разработка, создание и производство современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования; разработка современных методов контроля качества сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и экспертизы генетического материала |
Срок реализации Программы |
- |
2017 - 2030 годы |
Подпрограммы Программы |
- |
подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства картофеля в Российской Федерации"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в Российской Федерации"; подпрограмма "Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров"; подпрограмма "Развитие производства кормов и кормовых добавок для животных"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства масличных культур"; подпрограмма "Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота мясных пород"; подпрограмма "Развитие виноградарства, включая питомниководство"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства технических культур" подпрограмма "Развитие садоводства и питомниководства"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства зерновых культур"; подпрограмма "Улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства овощных культур"; подпрограмма "Развитие селекции и семеноводства кукурузы"; подпрограмма "Разработка лекарственных препаратов для ветеринарного применения"; подпрограмма "Сельскохозяйственная техника и оборудование"; подпрограмма "Разработка средств защиты сельскохозяйственных растений и животных" |
Объемы финансирования Программы |
-
-
|
за счет средств федерального бюджета - 41244750,11 тыс. рублей (объем бюджетных ассигнований федерального бюджета будет уточнен при перераспределении средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", а также дополнительных доходов от агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, полученных вследствие реализации отдельных нормативных правовых актов и законодательных инициатив), в том числе: в 2018 году - 1014331,1 тыс. рублей; в 2019 году - 1180283,5 тыс. рублей; в 2020 году - 946885,3 тыс. рублей; в 2021 году - 1243428,06 тыс. рублей; в 2022 году - 2763433,56 тыс. рублей; в 2023 году - 6294963,77 тыс. рублей; в 2024 году - 6116788,21 тыс. рублей; в 2025 году - 5742189,11 тыс. рублей; в 2026 году - 3188489,5 тыс. рублей; в 2027 году - 3188489,5 тыс. рублей; в 2028 году - 3188489,5 тыс. рублей; в 2029 году - 3188489,5 тыс. рублей; в 2030 году - 3188489,5 тыс. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 40531790,61 тыс. рублей, в том числе: в 2018 году - 284449,3 тыс. рублей; в 2019 году - 671240,6 тыс. рублей; в 2020 году - 610584,12 тыс. рублей; в 2021 году - 407548,7 тыс. рублей; в 2022 году - 1120174,7 тыс. рублей; в 2023 году - 1000000,0 тыс. рублей; в 2024 году - 2000000,0 тыс. рублей; в 2025 году - 2000000,0 тыс. рублей; в 2026 году - 4500000,0 тыс. рублей; в 2027 году - 6000000,0 тыс. рублей; в 2028 году - 6500000,0 тыс. рублей; в 2029 году - 7500000,0 тыс. рублей; в 2030 году - 7937793,19 тыс. рублей. |
Источники финансирования Программы |
- |
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, государственная программа Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации", в том числе федеральный проект "Аграрная наука - шаг в будущее развитие агропромышленного комплекса", государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", внебюджетные источники |
Целевые индикаторы Программы |
- |
1. Объем привлеченных инвестиций на цели Программы: в 2018 году - 284449,3 тыс. рублей; в 2019 году - 671240,6 тыс. рублей; в 2020 году - 610584,12 тыс. рублей; в 2021 году - 407548,7 тыс. рублей; в 2022 году - 1120174,7 тыс. рублей; в 2023 году - 1000000,0 тыс. рублей; в 2024 году - 2000000,0 тыс. рублей; в 2025 году - 2000000,0 тыс. рублей; в 2026 году - 4500000,0 тыс. рублей; в 2027 году - 6000000,0 тыс. рублей; в 2028 году - 6500000,0 тыс. рублей; в 2029 году - 7500000,0 тыс. рублей; в 2030 году - 7937793,19 тыс. рублей. 2. Доля использования отечественных селекционных и генетических разработок в общем объеме отраслевого рынка: в растениеводстве: - достижение доли семян отечественной селекции в высеве/посадке на территории Российской Федерации к 2030 г. - на уровне не менее 75%, из них: зерновые - 91%; масличные культуры - 75%; картофель, сахарная свекла - 50%; кукуруза - 77%; - достижение доли посадочного материала конкурентоспособных сортов и клонов отечественной селекции в посадках на территории Российской Федерации: виноградарство - 20%; садоводство - 50%;
в животноводстве: - достижение доли производства новых отечественных конкурентоспособных кроссов мясных кур в целях получения бройлеров в общем объеме произведенных на территории Российской Федерации кроссов мясных кур в целях получения бройлеров - 25%; - достижение доли производства отечественного племенного и товарного крупного рогатого скота мясных пород с характеристиками, определенными как улучшенные (в соответствии с экспертным мнением), в общем объеме произведенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота мясных пород - ____%; - достижение доли производства отечественного племенного и товарного крупного рогатого скота молочных пород с характеристиками, определенными как улучшенные (в соответствии с экспертным мнением), в общем объеме произведенного на территории Российской Федерации поголовья крупного рогатого скота молочных пород - ____%.
3. Количество сотрудников, привлеченных заказчиками и участниками комплексных научно-технических проектов по специальностям, определенным Государственным координатором Программы в рамках подпрограмм Программы: в 2023 году - 100 человек; в 2024 году - 200 человек; в 2025 году - 300 человек; в 2026 году - 300 человек; в 2027 году - 300 человек; в 2028 году - 300 человек; в 2029 году - 300 человек; в 2030 году - 300 человек. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
- |
снижение уровня импортозависимости и эффективности производства в сельском хозяйстве Российской Федерации за счет:
- увеличения доли семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции в высеве (посадках) (зерновые, овощные, технические (картофель, сахарная свекла), масличные культуры) согласно потребности рынка;
- налаживания производства в создании конкурентоспособных аналогов кормовых добавок;
- разведения востребованного посадочного материала отечественной селекции (виноградарство, питомниководство, садоводство (плодовые, ягодные культуры));
- выведения востребованной племенной продукции (материалов) отечественного производства (крупный рогатый скот мясных пород, крупный рогатый скот молочных пород, мясные кроссы кур);
- увеличения объемов производства и использования лекарственных отечественных препаратов для ветеринарного применения;
- создания и увеличения объёмов производства отечественной сельскохозяйственной техники и оборудования;
- увеличения объемов производства отечественных средств защиты растений, соответствующих основным потребностям рынка;
- привлечения дополнительных инвестиций в АПК (до 40531790,61 тыс. рублей). |
I. Обоснование разработки Программы
В соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" (далее - Доктрина), установлено достижение к 2030 году обеспечения семенами высших репродукций отечественной селекции на уровне 75%.
В настоящее время фактические показатели далеки от своих целевых ориентиров - по предварительным оценкам 2022 года доля обеспеченности отечественными семенами составляет 60,3%, а по некоторым культурам находится на критически низких отметках.
В целях недопущения рисков, связанных с недостижением показателей Доктрины, необходимо принять меры по обеспечению импортозамещения иностранного семенного материала и пород племенного животноводства, увеличению посадочного материала (виноградарство, питомниководство, садоводство), увеличению конкурентоспособных аналогов кормовых добавок, а также лекарственных средств для ветеринарного применения.
Принимая во внимание достигнутые результаты за последние годы, нужно учесть, что дальнейшее развитие агропромышленного комплекса (далее - АПК) возможно при условии бесперебойного обеспечения качественного сырья и компонентов в необходимом объеме.
Сегодня сельскохозяйственная наука активно занимается инновациями, однако существует потребность в усилении ее ориентации на актуальные запросы бизнеса и повышение эффективности сельскохозяйственного производства.
Дальнейшее стратегическое развитие напрямую связано с внедрением в агропромышленный комплекс конкурентоспособных отечественных разработок и технологий.
В целях комплексного решения существующих проблем научного обеспечения сельского хозяйства необходимо создание условий для формирования научно-технических результатов под конкретные запросы заказчиков (участников) комплексных научно-технических проектов, в том числе в рамках реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы (далее - Программа).
Относительно развития селекции и семеноводства картофеля
Картофель традиционно является вторым по значимости продуктом растениеводства в Российской Федерации после зерновых культур. Несмотря на значительные объемы внутреннего производства товарного картофеля, доля семенного картофеля сортов отечественной селекции среди 10 лидирующих на российском рынке сортов в общем объеме производства картофеля достаточно низкая, а высокая доля посадочного материала иностранной селекции в общем объеме посадочного материала отражает прежде всего спрос сельскохозяйственных организаций на семенной картофель иностранной селекции. В Российской Федерации в настоящее время действуют 17 ведущих государственных селекционных учреждений и другие организации, в том числе высшие учебные заведения, которые осуществляют научные исследования по селекции картофеля. Семеноводством картофеля занимаются более 140 семеноводческих хозяйств.
Материально-техническая база большинства картофелеводческих селекционно-семеноводческих учреждений формировалась в 70 - 80 годах прошлого века и с тех пор обновилась незначительно. Информационные базы по селекции и семеноводству картофеля таких учреждений не соответствуют современным требованиям либо вовсе отсутствуют.
Отсутствие современной инфраструктуры и устаревшая материально-техническая база организаций, занимающихся селекцией и семеноводством картофеля, низкое качество производимого семенного картофеля сортов селекции являются главными причинами того, что большинство новых отечественных сортов картофеля остаются невостребованными на внутреннем и внешнем рынках.
Относительно развития селекции и семеноводства сахарной свеклы
Сахарная свекла является одной из важнейших технических культур. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии свеклосахарного подкомплекса, сохраняются технологические риски, вызванные отставанием в уровне научных исследований по проведению селекционных и семеноводческих разработок, что создает дополнительные угрозы импортной зависимости от иностранных поставщиков семян сахарной свеклы и стагнации дальнейшего развития сахарной промышленности. При этом наблюдается значительный объем внутреннего потребления семенного материала сахарной свеклы.
Высокая доля семян гибридов сахарной свеклы иностранной селекции на внутреннем рынке обусловлена отсутствием в период с 1998 по 2012 год необходимых организационно-экономических условий для формирования научно-производственной базы проведения научных исследований в области селекции и семеноводства сахарной свеклы и вывода на внутренний рынок новых конкурентоспособных семян гибридов сахарной свеклы отечественной селекции, низким уровнем государственной поддержки в этой области и отсутствием заинтересованности со стороны бизнеса в осуществлении инвестиций в этот сектор сельскохозяйственного производства.
Использование семян гибридов сахарной свеклы иностранной селекции предопределило высокие риски зависимости российского свеклосахарного подкомплекса от импорта семян гибридов сахарной свеклы и от доступности исходного генетического материала. Снижение такой зависимости является важным направлением, которое необходимо развивать для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Относительно создания отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур в целях получения бройлеров
Птицеводство Российской Федерации занимает лидирующее положение среди других подотраслей животноводства, отмечается достаточно высокий уровень самообеспеченности мясом птицы. Племенная база бройлерного птицеводства Российской Федерации представлена 36 стадами кур мясного направления продуктивности и только на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Селекционно-генетический центр "Смена" сосредоточены исходные линии отечественного кросса мясных кур в целях получения бройлеров (далее - кросс мясных кур (бройлеров).
Важным приоритетом обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является сокращение зависимости от птицы иностранных кроссов мясных кур (бройлеров) за счет формирования отечественной стандартизированной системы получения и выращивания селекционного материала на каждом этапе воспроизводства родительских форм и продвижения на внутренний рынок отечественных кроссов мясных кур (бройлеров) с комплексным технологическим оснащением процесса их производства.
Создание собственной племенной базы отечественных кроссов мясных кур (бройлеров) обеспечит стабильную ценовую политику, снизит риски монополизации подотрасли бройлерного птицеводства иностранными фирмами.
Относительно развития производства кормов и кормовых добавок для животных
Животноводческие организации агропромышленного комплекса Российской Федерации не в полной мере обеспечены качественными объемистыми кормами и сбалансированными комбикормами. Текущее состояние кормовой базы животноводства не соответствует генетически обусловленному потенциалу имеющихся отечественных и импортных пород сельскохозяйственных животных и птицы, что тормозит развитие животноводства, осложняя выполнение Доктрины и реализацию планов по импортозамещению.
Отмечается несбалансированность структуры производства зернофуража, выражающаяся в незначительной доли наиболее ценных кормовых культур - кукурузы и зернобобовых. Вследствие низкого качества производимого фуражного зерна, недостатка по этой причине белка и энергии на производство животноводческой продукции затрачивается в 1,2 - 1,5 раза больше кормов, чем необходимо (при использовании кормов среднего и высокого качества). При формировании основ для создания надежной кормовой базы следует ориентироваться на те культуры и сорта растений, которые наилучшим образом приспособлены к местным природным условиям.
Задача повышения питательной ценности кормов и снижения себестоимости их производства непосредственно связана с необходимостью решения сохраняющейся проблемы недостаточной технологичности производственных мощностей. Указанная проблема обусловлена абсолютным преобладанием на рынке дорогостоящих решений от иностранных поставщиков, недоступных для значительной части потребителей. Также требуется целенаправленно осуществить поддержку производства необходимых для обеспечения продовольственной безопасности витаминов для сельскохозяйственных животных и птицы, используемых в качестве кормовых добавок, зависимость от импорта которых является критической.
Относительно развития селекции и семеноводства масличных культур
Интенсивное развитие масложировой отрасли Российской Федерации происходит в результате продолжающегося роста потребности населения и перерабатывающей промышленности в высококачественных растительных маслах пищевого и технического направления использования. Разнообразие агроклиматических условий стран, выращивающих культуры масличной группы, значительно дифференцирует их размещение в мировом производстве в зависимости от биологических особенностей культур. При этом большинство отечественных сортов и гибридов масличных культур остаются невостребованными на внутреннем рынке. Сложившаяся ситуация в семеноводстве масличных культур влечет необходимость решения неотложной задачи по созданию и размножению новых сортов и гибридов масличных культур отечественной селекции в объеме, необходимом для обеспечения промышленного производства.
Снижение зависимости от семян гибридов масличных культур иностранной селекции за счет разработки и продвижения семян сортов и гибридов масличных культур отечественной селекции с комплексным технологическим оснащением процесса семеноводства и промышленного производства масличных культур является важным направлением, которое необходимо развивать для достижения целевых индикаторов Доктрины и наращивания экспорта масложировой продукции. Применение в качестве посевного материала семян сортов и гибридов подсолнечника, сои, рапса и льна масличного отечественной селекции с заданными хозяйственно ценными признаками позволит значительно снизить затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков масличных культур и сделать продукцию подотрасли более конкурентоспособной.
Относительно улучшения генетического потенциала крупного рогатого скота мясных пород
Производство говядины остается одним из наиболее трудоемких и сложных направлений в животноводстве. На протяжении многих лет Российская Федерация ежегодно импортировала 340 - 260 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота в охлажденном и замороженном виде из стран Южной Америки (Аргентины, Бразилии, Уругвая, Парагвая и других), а также Индии, Японии и других государств. Современное состояние отечественного производства говядины не соответствует требованиям Доктрины. Развитие отечественного мясного животноводства определяется необходимостью обеспечения снижения технологических рисков и повышения качества отечественной сельскохозяйственной продукции в подотрасли мясного животноводства за счет использования геномных и постгеномных технологий для ускоренной селекции крупного рогатого скота мясных пород.
Одновременно с этим развитие отечественного мясного животноводства будет способствовать достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года по обеспечению темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового, а также реальному росту экспорта несырьевых неэнергетических товаров, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Относительно развития виноградарства, включая питомниководство
В настоящее время развитие виноградарства и питомниководства относится к приоритетным направлениям аграрной политики Российской Федерации. Его целью является не только увеличение объемов производства отечественной продукции, но и социально-экономическое развитие регионов возделывания винограда. Динамика производственных показателей виноградарской отрасли России за последние годы свидетельствует о росте всех производственных показателей, включая площади плодоносящих насаждений. При этом несмотря на положительную динамику в развитии виноградарской отрасли, сохраняются технологические риски, вызванные отставанием в уровне научных исследований в области селекции сортов и клонов сортов, производства оздоровленного посадочного материала, создания современных технологий возделывания насаждений, глубокой переработки сырья, разработки необходимых средств защиты растений.
Высокая зависимость развития отечественного виноградарства от поставок импортного посадочного материала сложилась ввиду целого ряда факторов. Виноградные культуры формируют многолетние насаждения, обеспечение их закладки требует определенного времени на производство посадочного материала (не менее 2 лет при наличии маточных насаждений), что влечет необходимость системного подхода к развитию отрасли. Развитие питомниководства для производства посадочного материала в должном объеме и сортименте требует формирования и планомерной реализации сортовой и технологической политики, а также необходимости применения различных и стабильных форм государственного регулирования и поддержки.
Относительно развития селекции и семеноводства технических культур
Одной из важнейших технических культур является лен-долгунец, используемый для производства волокон для изготовления тканей. Указанная культура позволяет в значительной мере обеспечить импортозамещение хлопка. Кроме того, ее применяют в технических целях, например, для производства лакокрасочной продукции. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации уже реализуются меры господдержки и проводится модернизация льняной отрасли в целях повышения рентабельности льноводческих предприятий, что позволит укрепить материально-техническую базу действующих льносеющих предприятий. При этом для производства чистосортного, с высокими посевными качествами семенного материала необходимы специализированные семеноводческие хозяйства, обеспеченные специализированной техникой.
Важнейшей проблемой для отрасли льноводства в Российской Федерации является развитие семеноводства. Вследствие низкой урожайности семян из-за несоблюдения агротехнологий и недостаточного ресурсного обеспечения производства льна-долгунца фактическая заготовка посевных семян не покрывает потребности льносеющих хозяйств.
Конопля является традиционной отечественной сельскохозяйственной культурой, возделываемой для получения волокна и маслосемян. Техническая конопля обладает целым рядом уникальных преимуществ и является альтернативой хлопку при производстве тканей и целлюлозы, нефти - при получении пластика, стекловолокну и льноволокну - при выпуске композитных материалов. Промышленная конопля является отличным, экологически чистым сырьем. В настоящее время в Российской Федерации возрождается практика возделывания конопли.
Хлопчатник является стратегической агрокультурой, после переработки его используют в химической, легкой промышленности и во множестве других отраслей.
Развитие хлопководства на территории Российской Федерации играет огромную роль в импортозамещении, способствуя созданию надежной отечественной сырьевой базы для текстильной, пищевой, фармацевтической и оборонной отраслей.
Относительно развития садоводства и питомниководства
Садоводство занимает особое место в обеспечении населения Российской Федерации фруктами и ягодами, содержащими весь комплекс необходимых человеку витаминов, что в конечном итоге определяет качество жизни граждан страны.
Реализуемый в настоящее время в Российской Федерации курс на импортозамещение предусматривает развитие отечественных наукоемких производств, которые смогли бы за относительно короткий промежуток времени восполнить дефицит плодов и ягод. При этом Российская Федерация, обладая благоприятными природными условиями в сочетании с огромным производственным потенциалом, имеет уникальную возможность обеспечить население собственной сельскохозяйственной продукцией и снять существующие угрозы ее продовольственной безопасности.
В силу биологических особенностей размножения садовых растений (только вегетативное), которое в отличие от семенного приводит к накоплению вредоносной вирусной и фитоплазменной инфекции и бессистемному производству саженцев, существуют сложности с производством посадочного материала высших категорий качества для удовлетворения потребностей подотрасли садоводства.
Несмотря на это, основу промышленных насаждений плодовых и ягодных культур в Российской Федерации составляют иностранные сорта, зачастую уступающие по качеству плодов сортам отечественной селекции. Главной причиной низкого внедрения в промышленное производство сортов отечественной селекции является отсутствие в достаточном количестве сертифицированного посадочного материала.
Относительно сельскохозяйственной техники и оборудования
Российская Федерация относится к немногочисленной группе стран, осуществляющих на своей территории производство всех основных видов сельскохозяйственной техники: почвообрабатывающую технику, посевную технику, средства для химической защиты и внесения удобрений, уборочную технику, машины для послеуборочной обработки урожая, сельскохозяйственные тракторы. Производство сельскохозяйственной техники и оборудования является неотъемлемой частью рынка сельскохозяйственных товаров и услуг, играет стратегически важную роль в развитии экономического потенциала страны.
Потребность организаций в средствах механизации по указанным направлениям обеспечивается преимущественно техникой и оборудованием иностранного производства, при этом имеются виды сельскохозяйственной техники и оборудования, производство которых в настоящее время на территории Российской Федерации не осуществляется: садовые тракторы, техника для возделывания овощных культур и корнеплодов, техника и оборудование для закладки, содержания и уборки насаждений плодово-ягодных культур и винограда, оборудование для уборки лубяных культур на семена и волокно, отдельные виды машин и оборудования для селекции. Это создает угрозы импортной зависимости от зарубежных поставщиков машин и стагнации дальнейшего развития указанных отраслей сельского хозяйства.
Основой повышения конкурентоспособности российской продукции станет развитие производства современных компонентов на территории Российской Федерации, что обеспечит снижение себестоимости производства сельскохозяйственной техники и сокращение зависимости отрасли от иностранных поставщиков.
Относительно развития селекции и семеноводства кукурузы
Кукуруза является одной из наиболее распространенных в мире и древних злаковых культур. Гибриды кукурузы отечественной селекции, адаптированы к природно-климатическим условиям и региональным технологиям возделывания. Многочисленные производственные опыты показывают, что в агроклиматических условиях Российской Федерации в равных условиях, при посеве качественных семян гибридов кукурузы отечественной селекции, полученные семена кукурузы не уступают зарубежным аналогам и находятся по урожайности на одном уровне с гибридами кукурузы иностранной селекции. Однако, по сравнению с гибридами передовых иностранных семеноводческих компаний у гибридов кукурузы отечественной селекции поздних групп спелости при уборке отмечается повышенная влажность зерна и слабая устойчивость к загущению в посевах.
Кукуруза имеет большое агрономическое и экологическое значение. Так, кукуруза, выращиваемая на зерно, является хорошим предшественником для многих сельскохозяйственных культур, как пропашная культура в севообороте, в том числе для озимой пшеницы.
Наиболее перспективными направлениями отечественной селекции кукурузы является создание новых гибридов различного направления хозяйственного использования с комплексной устойчивостью к биотическим и абиотическим неблагоприятным факторам окружающей среды.
Относительно развития селекции и семеноводства овощных культур
Овощи играют важную роль в здоровом питании человека, являясь источником природных антиоксидантов и других биологически активных веществ. В мире овощеводство развивается высокими темпами и является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сельского хозяйства. При этом ассортимент производимой продукции овощеводства в России ограничен. В большинстве стран мира используется более 30-35 видов овощных культур, в России - не более 12-15 (выделено 6 основных видов овощных культур: капуста, томат, огурец, морковь, лук репчатый, свекла столовая). Структура и посевные площади под овощными культурами непостоянны и подвержены изменениям, что во многом определяется покупательским спросом населения.
Недостаток собственного производства частично компенсируется импортом овощной продукции из стран с благоприятным климатом (Китай, Азербайджан, Турция, и Израиль). Овощеводству защищенного грунта в силу климатических особенностей большинства территорий в Российской Федерации принадлежит приоритетная роль в обеспечении населения свежими овощами. Правительством Российской Федерации предусмотрено отнесение производства овощей защищенного грунта к приоритетным направлениям агропромышленного комплекса. Современные тепличные комплексы с применением технологии досвечивания и светокультуры обеспечивают круглогодичное интенсивное производство овощной продукции.
Низкая конкурентоспособность отечественной селекции обусловлена медленным внедрением новых сортов и гибридов, неразвитостью или отсутствием необходимой инфраструктуры рынка семян и посадочного материала, проблемами с защитой авторских прав и прав патентообладателей, устаревшей технической базой проведения селекционных работ и семеноводства. В этой связи реализация подпрограммы может существенно снизить импортозависимость отрасли и будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны по овощным культурам.
Относительно развития селекции, семеноводства, хранения и переработки зерновых культур
Производство зерна является стратегической отраслью и составляет основу агропромышленного комплекса Российской Федерации, от развития которой в значительной степени зависит продовольственная безопасность страны, обеспеченность населения продуктами питания и его уровень жизни, финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей. Экспорт зерна является одним из инструментов геополитического влияния России и важным источником валютных поступлений.
В соответствии с Долгосрочной стратегией развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 года N 1796-р, пороговые значения самообеспечения страны зерном составляют 140-150 процентов, что создает предпосылки для развития отрасли животноводства и высокий экспортный потенциал.
Зерно является продовольственным сырьем для производства муки, крупы, молока, мяса, яиц и другой пищевой продукции на их основе, которые покрывает значительную часть потребности населения в углеводах, белках, других макро и микронутриентах.
Рост производства зерна - важнейшая народнохозяйственная задача, которая состоит в том, чтобы в ближайшие годы обеспечить возрастающие потребности страны в высококачественном продовольственном и фуражном зерне, иметь необходимые государственные резервы зерна и ресурсы его для экспорта. В настоящее время Российская Федерация демонстрирует устойчивый рост посевных площадей и объемов производства зерна, отмечается тенденция увеличения урожайности зерновых культур.
Для обеспечения продовольственной безопасности необходимо поступательное развитие отечественной селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур как основы успешного сельскохозяйственного производства. Для этого необходимо использование всего потенциала селекционно-генетических исследований: выведение и внедрение в производство на постоянной основе устойчивых сортов зерновых и кормовых культур, которые обеспечат оптимальное использование климатических факторов в процессе их возделывания, качественное обновление семенного материала (сортосмена и сортообновление).
Относительно улучшения генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород
Развитие производства молока и молочных продуктов является приоритетным направлением среди продовольственных рынков. Одним из главных факторов увеличения объемов производства молока является техническая модернизация, проводимая в молочном скотоводстве, и строительство новых высокотехнологичных молочных ферм. Потребности сельскохозяйственных товаропроизводителей в племенном молодняке молочного скота обеспечиваются за счёт собственного производства и импорта. С целью создания условий для реализации селекционных мероприятий, направленных на совершенствование племенных и продуктивных качеств животных, на территории нашей страны создана сеть лабораторий по селекционному контролю качества молока (84 организации), а также иммуногенетической и молекулярно-генетической экспертизы (141 организация) для подтверждения достоверности происхождения животных.
В целом направление и темпы развития отечественного молочного скотоводства соответствуют принципам и задачам, намеченным Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, основным положениям прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Одновременно с этим остаются актуальными вопросы сохранения здоровья сельскохозяйственных животных: фертильности, долголетнего использования и ветеринарного благополучия (устойчивости к болезням) в контексте устойчивого функционирования подотрасли молочного скотоводства как динамичной системы, сохранения генофонда крупного рогатого скота молочных пород как основы генетического разнообразия популяций крупного рогатого скота молочных пород.
В связи с чем является актуальной реализация комплексного плана научных исследований, направленного на улучшение генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород и использование новых генераций чистопородного и помесного крупного рогатого скота молочных пород в различных природно-климатических зонах страны с учетом их особенностей.
II. Основные понятия, используемые в Программе
Для целей Программы используются следующие основные понятия:
"заказчики комплексных научно-технических проектов (заказчики КНТП)" - организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в выполнении мероприятий Программы по направлениям ее реализации;
"информационно-аналитическая система" - система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения реализации Программы, подпрограмм и комплексных научно-технических проектов;
"Комиссия ФНТП" - комиссия, созданная в соответствии с приложением N 6, формируется из федеральных государственных гражданских служащих Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с правом решающего голоса, а также по согласованию из представителей Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" с правом совещательного голоса.
"комплексный план научных исследований (КПНИ)" - обязательный элемент подпрограммы, предназначенный для выполнения перспективных (прорывных) и востребованных отраслью направлений научных исследований и экспериментальных разработок в рамках направления реализации Программы.
"комплексный научно-технический проект (КНТП)" - отобранный в порядке, определенном приложением N 5, комплекс работ, реализуемых заказчиком комплексного научно-технического проекта в рамках подпрограмм, структурированных по мероприятиям Программы и направленных на получение научных и (или) научно-технических результатов, разработку технологий, их передачу (в отношении сельскохозяйственной техники и оборудования - на реализацию конечной продукции, созданной на основе таких технологий) сельскохозяйственным товаропроизводителям для применения (внедрения) в производстве и выпуска сельскохозяйственной продукции в промышленных масштабах;
"мероприятия Программы" - комплекс взаимоувязанных действий участников Программы, сгруппированных по основным этапам жизненного цикла перспективных инновационных разработок и развития рынка технологий, продуктов, товаров и услуг, направленных на достижение целевых индикаторов и показателей Программы (приведены в приложении N 1);
"направления реализации Программы" - соответствующие задачам Программы подотрасли сельскохозяйственного производства, имеющие в настоящее время высокую степень зависимости от иностранного производства;
"Организация сопровождения" - организация, осуществляющая организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение мероприятий Программы и ее подпрограмм, методическое обеспечение заказчиков и участников комплексных научно-технических проектов в части подготовки и реализации таких проектов в соответствии с требованиями Программы (подпрограмм), мониторинг реализации комплексных научно-технических проектов. Организацию сопровождения Программы определяет Государственный координатор Программы;
"основной показатель подпрограммы Программы" - один или несколько показателей подпрограммы, утвержденные как основные показатели в рамках соответствующей подпрограммы Программы и подлежащие обязательному включению в комплексный научно-технический проект;
"подпрограмма" - комплексная научно-техническая программа, соответствующая направлению реализации Программы и включающая все этапы цикла от получения научных и (или) научно-технических результатов и продукции до их практического использования, создания технологий, продуктов и услуг и их выхода на рынок;
"Совет Программы" - совет по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, являющийся постоянно действующим коллегиальным органом, обеспечивающим реализацию Программы, в соответствии с Положением о совете по реализации федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350.
"участники комплексных научно-технических проектов (участники КНТП)" - государственные научные и образовательные учреждения, юридические лица и индивидуальные предприниматели;
"экспертная группа" - группа экспертов, сформированная, из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных государственных научных учреждений, федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, организаций агропромышленного комплекса, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей/ товаропроизводителей, а также иных организаций, имеющих заделы и компетенции по направлениям реализации Программы.
III. Механизм и основные функции реализации Программы
Совет Программы:
1) определяет и утверждает направления реализации Программы, которые предусматривается осуществлять в ходе реализации Программы на основании предложений членов Совета Программы, государственных научных и образовательных учреждений, сельскохозяйственных товаропроизводителей/ товаропроизводителей, союзов (ассоциаций), Организации сопровождения Программы, а также иных организаций различных форм собственности;
2) координирует действия исполнителей и соисполнителей мероприятий Программы путем проведения заседаний Совета Программы;
3) рассматривает подготовленные Организацией сопровождения годовые отчеты о реализации подпрограмм и Программы в целом;
4) утверждает руководителя по каждой экспертной группе (по направлениям реализации Программы) на основании предложений Комиссии ФНТП;
5) определяет перечень Подпрограмм, формируемых в рамках Программы, и согласовывает подпрограммы, сформированные ответственными исполнителями Программы, для дальнейшего их вынесения для утверждения Правительством Российской Федерации.
Ответственные исполнители Программы, в соответствии с утвержденными Советом Программы направлениями реализации Программы, формируют подпрограммы, в установленном Программой порядке.
Подпрограммы учитываются при формировании и корректировке федерального бюджета и государственных программ Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства".
Подпрограммы реализуются в форме выполнения комплексных научно-технических проектов, отражающих системный и комплексный подход к реализации мероприятий подпрограммы.
Комиссия ФНТП:
1) рассматривает документы заказчиков КНТП, поступившие на отбор;
2) определяет перечень КНТП, допущенных к отбору;
3) по результатам рассмотрения документов, учитывая результаты экспертизы/экспертной оценки головной научной организации Программы, проводит отбор в порядке, предусмотренном приложением N 5;
4) определяет ранжирование КНТП, присваивая каждому проекту порядковый номер;
5) в целях поддержки реализации КНТП, отобранных для участия в Программе, одобряет проекты, предусматривающие специальные меры/инструменты поддержки в форме субсидии из федерального бюджета на реализацию КНТП, при условии достижения определенных КНТП параметров, льготного кредитования и возмещения части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса;
6) определяет размер субсидии из федерального бюджета на реализацию КНТП в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;
7) принимает решение о выплате субсидии из федерального бюджета на реализацию КНТП в случае выполнения результатов проекта и размере такой субсидии;
8) утверждает комплексный план научных исследований подпрограммы;
9) рассматривает промежуточные и итоговые отчеты о ходе реализации Программы и подпрограмм;
10) принимает решение о возможности подачи заявки на выплату части субсидии из федерального бюджета на реализацию КНТП при промежуточном достижении результата КНТП;
11) принимает решение о порядке возврата субсидии в случае нарушения условий Программы заказчиком и (или) участником КНТП;
12) утверждает комплексный план научных исследований подпрограммы (при условии наличия заключения экспертной группы и, при необходимости, экспертной оценки со стороны бизнеса);
13) утверждает состав экспертных групп, формирует для Совета Программы предложения по кандидатуре руководителя по каждой экспертной группе.
Государственный координатор Программы:
1) определяет Организацию сопровождения из числа федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Государственному координатору Программы;
2) устанавливает порядок работы Организации сопровождения и определяет:
- условия и финансовое обеспечение административных расходов, связанных с осуществлением возложенных на Организацию сопровождения функций;
- иные условия в рамках законодательства Российской Федерации;
3) выносит вопрос об отборе КНТП для участия в мероприятиях подпрограммы на решение Комиссии ФНТП;
4) выносит вопрос об исключении/неисключении КНТП из участия в мероприятиях подпрограммы на решение Комиссии ФНТП (при выявлении рисков неисполнения КНТП или его отдельного мероприятия);
5) рассматривает возможность корректировки параметров ранее отобранных КНТП на основании обращения заказчиков КНТП;
6) готовит заключение об актуальности и значимости КНТП.
Головная научная организация Программы:
1) предоставляет экспертное заключение об обоснованности и научной значимости Программы и ее подпрограмм;
2) предоставляет (по запросу Государственного координатора Программы) экспертное заключение по комплексному плану научных исследований;
3) предоставляет экспертное заключение по годовым отчетам реализации Программы и ее подпрограмм;
4) предоставляет отчет о результатах достижений по каждому КНТП.
Организация сопровождения Программы:
1) осуществляет организационно-техническое и информационно-аналитическое сопровождение мероприятий Программы;
2) осуществляет методическое обеспечение заказчиков и участников КНТП в части подготовки и реализации таких проектов в соответствии с требованиями Программы (подпрограмм);
3) проводит мониторинг КНТП;
4) готовит материалы по КНТП для процедуры отбора проектов;
5) принимает документы/материалы по итоговым/промежуточным результатам реализации КНТП;
6) подготавливает годовые отчеты о реализации подпрограмм и Программы в целом (для совета Программы);
7) подготавливает для Государственного координатора Программы поквартальный ситуационный анализ выполнения КНТП в целях осуществления контроля за их реализацией;
8) выявляет риски неисполнения комплексного научно-технического проекта или его отдельного мероприятия.
Экспертная группа:
формирование состава экспертных групп и утверждение их руководителей происходит в 2 этапа:
1) предложения по составу экспертной группы и его руководителя формируются Комиссией ФНТП из представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных государственных научных учреждений, федеральных государственных образовательных учреждений высшего образования, организаций агропромышленного комплекса, союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей/товаропроизводителей, а также иных организаций, имеющих заделы и компетенции по направлениям реализации Программы;
2) состав экспертной группы и его руководителя утверждаются Советом Программы.
Экспертные группы осуществляют оценку:
- КПНИ по направлению реализации Программы (по запросу Государственного координатора Программы);
- КНТП, представленных на согласование;
- изменений, вносимых в ранее отобранные КНТП, представленных на согласование.
Исполнители и соисполнители мероприятий Программы
формируют необходимые инструменты для обеспечения научно-технологического развития страны в области АПК в соответствии с Программой.
Количественные значения целевых индикаторов по направлениям Программы, а также объемы финансирования, в том числе по источникам финансирования, определяются в рамках соответствующих подпрограмм по направлениям реализации Программы.
Взаимодействие заказчиков и участников
Передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции осуществляется в процессе сотрудничества заказчиков и участников КНТП, в соответствии с заключенными между ними договорами о научно-производственном партнерстве, которые:
- определяют условия выполнения КНТП с учетом требований, установленных Программой,
- предусматривают виды работ, соответствующие мероприятиям подпрограммы Программы, а также распределение прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе выполнения КНТП.
В случае необходимости корректировки параметров ранее отобранных КНТП, заказчики совместно с участниками КНТП подготавливают заявку на изменение и направляют ее Государственному координатору Программы в порядке и срок, им установленные.
IV. Мероприятия Программы
Достижение цели и решение задач Программы осуществляются путем выполнения скоординированных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий Программы.
Комплекс мероприятий Программы включает в себя следующие мероприятия (приложение N 1):
мероприятие 1 "Проведение научных исследований и разработок с учетом требований рынка и сформированных заказчиком требований к создаваемому научной организацией "продукту"/технологии, передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования, повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства";
мероприятие 2 "Внедрение результатов проведенных научных исследований/ разработок".
В КНТП должно быть включено 2 мероприятия, если иное не обозначено в Подпрограмме.
V. Разработка и формирование подпрограмм
Подпрограммы разрабатываются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" в целях обеспечения создания и внедрения до 2031 года конкурентоспособных отечественных технологий, основанных на новейших достижениях науки.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о совете по реализации Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 - 2030 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства", подпрограммы, сформированные ответственными исполнителями Программы и согласованные с Советом Программы, вносятся в виде проекта акта Правительства Российской Федерации ответственным исполнителем Программы в Правительство Российской Федерации.
Подпрограмма должна предусматривать:
показатели реализации подпрограммы;
сроки реализации подпрограммы;
финансовый план реализации подпрограммы.
Подпрограмма может включать иные компоненты, необходимые для ее эффективной реализации.
Подпрограмма включает целевые индикаторы и показатели Программы с учетом направления реализации подпрограммы. В подпрограмме могут быть предусмотрены иные индикаторы и показатели, характеризующие достижение ее целей. В рамках каждой подпрограммы определяется основной показатель подпрограммы (один или несколько), общая величина значения которого в дальнейшем используется при расчетах в процессе ранжирования отобранных КНТП (приложение N 3 к Порядку отбора комплексных научно-технических проектов (приложение N 5)).
В финансовом плане реализации подпрограммы отражаются ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов, необходимые для реализации подпрограммы. Расходование денежных средств, предусмотренных в рамках мероприятия 1 "Проведение научных исследований и разработок с учетом требований рынка и сформированным заказчиком требований к создаваемому научной организацией "продукту"/технологии, передача научных и (или) научно-технических результатов и продукции для практического использования, повышение квалификации участников научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" Программы (приложение N 3), а также в разрезе подпрограмм Программы, согласовывается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации с Государственным координатором Программы.
Предварительно в начале реализации подпрограммы формируется КПНИ, который выносится на Комиссию ФНТП и согласовывается между Государственным координатором Программы и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, если иное не определено в соответствующе подпрограмме Программы.
КПНИ должен включать в себя ожидаемый результат выполнения работ/исследований и, при необходимости, актуализироваться ежегодно.
При необходимости, Государственный координатор программы может направить КПНИ на рассмотрение Головной научной организации Программы, экспертным группам, а также получить заключение других экспертов.
Ежегодно Министерством науки и высшего образования Российской Федерации формируется отчет о результатах исследований, полученных в рамках реализации комплексного плана научных исследований.
КНТП может выполняться двумя или более участниками проекта, одним из которых является заказчик КНТП, другим - научная организация или образовательная организация различных форм собственности, в том числе федеральное государственное научное учреждение или федеральное государственное образовательное учреждение. Также участниками КНТП могут выступать организации иных организационно-правовых форм.
Срок реализации КНТП не должен превышать срок действия соответствующей подпрограммы.
Отбор КНТП и принятие решения о согласовании (несогласовании) изменений в ранее отобранные КНТП осуществляются в порядке, установленном приложением N 5. Заказчики КНТП в случае необходимости могут скорректировать параметры ранее отобранных КНТП, путем направления их Государственному координатору Программы в сроки, им установленные и с соответствующим обоснованием.
В случае замены заказчиков и (или) участников КНТП такие КНТП рассматривает и принимает по ним решение Комиссия ФНТП.
Меры государственной поддержки, направленные на реализацию КНТП:
1) основная мера государственной поддержки - предоставление субсидии заказчику КНТП, отобранному для участия в подпрограмме. Условия предоставления заказчикам КНТП, в рамках реализации Программы, субсидий на возмещения части затрат на реализацию КНТП определены отдельным Постановлением Правительства Российской Федерации "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию комплексных научно-технических проектов в агропромышленном комплексе";
2) специальные условия государственной поддержки предоставляются заказчикам и участникам КНТП, отобранным для участия в подпрограмме, в приоритетном порядке в рамках:
постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.2018 N 1413 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по возмещению части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение и ввод в промышленную эксплуатацию маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки отдельных видов молочной продукции";
постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1528 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке".
VI. Государственная информационная система "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства"
В целях обеспечения соответствия научно-технического потенциала в области сельского хозяйства и возможностей его реализации в рамках приоритета научно-технологического развития Российской Федерации, связанного с развитием агропромышленного комплекса, Государственный координатор Программы создает государственную информационную систему "Информационно-аналитическая система оперативного мониторинга и оценки состояния и рисков научно-технического обеспечения развития сельского хозяйства" (далее - государственная информационная система) в рамках отдельных подпрограмм по каждому из направлений реализации Программы с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами".
Государственная информационная система предназначена для:
сбора информации о ходе реализации Программы и ее отдельных подпрограмм, в том числе о результатах научной деятельности участников Программы;
автоматизированного мониторинга указанной информации, обеспечивающего выявление значимых научно-технологических трендов, формирование обоснованной альтернативной оценки получаемых результатов и выбора направлений исследований;
создания информационной инфраструктуры функционирования экспертного сообщества в сфере оценки состояния и рисков научно-технического развития сельского хозяйства.
Правительство Российской Федерации утверждает положение о государственной информационной системе, предусматривающее в том числе состав сведений, подлежащих включению в государственную информационную систему, и порядок взаимодействия с иными информационными системами. На основании данных информационного ресурса государственной информационной системы Организация сопровождения Программы проводит оценку промежуточных и итоговых результатов реализации Программы для подготовки рекомендаций Совету Программы по корректировке, изменению или прекращению реализации подпрограмм.
Доступ к государственной информационной системе, а также к информации, содержащейся в государственной информационной системе, предоставляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Организация информационного взаимодействия государственной информационной системы с иными информационными системами обеспечивается в том числе посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Размещение сведений и информации в подсистемах развития государственной информационной системы осуществляется с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Обладателем сведений, содержащихся в государственной информационной системе, является Российская Федерация.
Сведения, содержащиеся в государственной информационной системе, доступ к которым не ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат размещению на официальном сайте Государственного координатора Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных.
Функции оператора государственной информационной системы осуществляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации либо подведомственным Министерству учреждением, уполномоченным на то в установленном порядке.
VII. Срок реализации Программы
Срок реализации Программы - 2017 - 2030 годы.
Сроки реализации подпрограмм определяются в подпрограммах и согласовываются Советом Программы в установленном порядке.
VIII. Финансовое обеспечение реализации Программы
Средства внебюджетных источников являются собственными или заемными средствами участников КНТП.
Оказание государственной поддержки осуществляется:
1) в части КПНИ - за счет средств государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
2) в части КНТП - за счет предоставления преференций в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, федерального проекта "Аграрная наука - шаг в будущее развитие агропромышленного комплекса", государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности";
3) в части Организации сопровождения Программы - за счет Государственного координатора Программы в виде предоставления субсидии на соответствующий финансовый год в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Финансовое обеспечение Программы может быть скорректировано при утверждении подпрограмм.
Финансовое обеспечение реализации Программы, приведено в приложении N 3, и осуществляется ответственными исполнителями, исполнителями и соисполнителями мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до них в установленном порядке на цели Программы, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.
IX. Целевые индикаторы Программы
Программа обеспечивает вклад в достижение стратегических целей социально-экономического развития и обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Значения целевых индикаторов и показателей Программы приведены в приложении N 2.
Методика расчета целевых индикаторов и показателей Программы (включая источники сбора исходной информации) приведена в приложении N 4.
X. Возможные риски реализации Программы
При реализации Программы осуществляются системные меры, направленные на снижение рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в Программе конечных результатов.
К возможным рискам относятся:
макроэкономические риски, включающие рост цен на энергоресурсы и другие материально-технические средства, что ограничивает возможность значительной части участников Программы осуществлять комплексные научно-технические проекты, переход к новым технологиям;
природные риски, связанные с размещением части сельскохозяйственного производства в зонах рискованного земледелия;
риски связанные с изменением структуры посевных площадей на территории Российской Федерации;
иные риски природного и техногенного характера, явившиеся непреодолимой силой и подтвержденные государственным компетентным органом;
отсутствие бюджетных ассигнований;
корректировка приоритетов и перспективных направлений научно-технического развития агропромышленного комплекса;
недостаточное финансирование комплексных научно-технических проектов из внебюджетных источников;
отсутствие финансового обеспечения за счет федерального бюджета создания и осуществления деятельности Организации сопровождения Программы, а также работ по формированию и ведению информационной системы.
Управление рисками при реализации Программы будет осуществляться на основе:
проведения мониторинга угроз реализации комплексных научно-технических проектов;
выработки прогнозов, решений и рекомендаций в сфере управления комплексными научно-техническими проектами;
подготовки и представления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 350 "О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства" в Правительство Российской Федерации ежегодного доклада о ходе и результатах реализации Программы, который может содержать предложения о корректировке Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.