Проект Приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов"
(подготовлен Минэкономразвития России 16.02.2023 г.)
В соответствии с абзацем четвертым пункта 5 статьи 64 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2022, N 29, ст. 5230), подпунктом 5.2.28(71) пункта 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; 2022, N 52, ст. 9644), приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Методику проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов.
2. Признать утратившим силу приказ Минэкономразвития России от 26 июня 2019 г. N 382 "Об утверждении Методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. N 175" (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2019 г., регистрационный N 55338).
Министр |
М.Г. Решетников |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Минэкономразвития России
от "___" __________ ______ г. N ___
Методика
проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов
1. Настоящая Методика предназначена для проведения органом, уполномоченным в соответствии со статьей 63 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)*(1) принимать решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил (далее соответственно - отсрочка, рассрочка), анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта - лица, претендующего на предоставление такой отсрочки или рассрочки (далее соответственно - уполномоченный орган, анализ финансового состояния, заинтересованное лицо), для определения наличия угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) этого лица в случае единовременной уплаты им налога, сбора, страхового взноса, пеней, штрафов, процентов (далее соответственно - анализируемая угроза, обязательные платежи) с целью установления основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 статьи 64 Кодекса*(2), для предоставления отсрочки или рассрочки.
Настоящая Методика не применяется в отношении лиц, которые имеют признаки банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии со статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации*(3).
2. Анализ финансового состояния проводится на основании имеющихся в распоряжении уполномоченного органа сведений уполномоченного органа и других федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации о подлежащих уплате заинтересованным лицом суммах обязательных платежей и основаниях возникновения (изменения, прекращения) обязанности по их уплате, бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых деклараций (расчетов), документов налогового учета, документов, представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 64 Кодекса*(4), сведений, опубликованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
3. Уполномоченным органом при проведении анализа финансового состояния используются два метода: стандартный (пункты 4 и 5 настоящей Методики), при котором используются имеющиеся у уполномоченного органа данные о заинтересованном лице, и углубленный (пункты 6 и 7 настоящей Методики), при котором используются в том числе сведения, представленные заинтересованным лицом.
4. При использовании стандартного метода проводится анализ следующих показателей:
1) валовый доход за год, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки (далее - валовый доход), определяемый в размере:
превышения полученных доходов над произведенными расходами, определяемое по сумме положительных значений строки 100 листа 02, строки 010 листа 04 и строки 060 листа 05 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.10.2019, регистрационный N 56217) с изменениями, внесенными приказами Федеральной налоговой службы от 11.09.2020 N ЕД-7-3/655@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.09.2020, регистрационный N 59876), от 05.10.2021 N ЕД-7-3/869@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.10.2021, регистрационный N 65630), от 17.08.2022 N СД-7-3/753@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.09.2022, регистрационный N 70146) - для организаций , применяющих общий режим налогообложения;
превышение суммы полученных доходов нарастающим итогом за налоговый период, определяемых по строке 213 раздела 2.2 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 25.12.2020 N ЕД-7-3/958@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о признании утратившим силу приказа ФНС России от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.01.2021, регистрационный N 62152), над суммой произведенных расходов нарастающим итогом за налоговый период, определяемых по строке 223 раздела 2.2 указанной налоговой декларации - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов;
произведение суммы полученных доходов нарастающим итогом за налоговый период, определяемых по строке 113 раздела 2.1.1 налоговой декларации, указанной в абзаце третьем настоящего подпункта, и результата деления применяемой налогоплательщиком ставки налога по упрощенной системе налогообложения на ставку налога по упрощенной системе налогообложения, как если бы объектом налогообложения являлись доходы, уменьшенные на величину расходов - для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы;
налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц, определяемая по сумме строк 060 всех разделов 2 налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.10.2021, регистрационный N 65631) с изменениями, внесенными приказом Федеральной налоговой службы от 29.09.2022 N ЕД-7-11/880@ "О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.10.2022, регистрационный N 70734), увеличенная на сумму дохода, не подлежащего налогообложению, определяемого по сумме строк 020 всех разделов 2 указанной налоговой декларации - для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, и граждан;
2) суммы обязательств, принимаемых к расчету, устанавливаемой исходя из суммы по неоплаченным расчетным документам, помещенным в картотеку неоплаченных расчетных документов, определяемой на основании справок банков, представленных в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 64 Кодекса*(5), увеличенной на неучтенную в этих документах сумму обязательных платежей (далее - сумма обязательств);
3) сумма обязательных платежей, уплаченных (перечисленных) заинтересованным лицом за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки, за вычетом возвращенных сумм (далее - сумма уплаченных обязательных платежей);
4) размер сальдо единого налогового счета.
5. При использовании стандартного метода вывод о наличии в отношении заинтересованного лица анализируемой угрозы делается, если сумма обязательств больше одной четвертой (одной второй - для стратегических предприятий и организаций и субъектов естественных монополий) валового дохода и меньше валового дохода, пропорционального периоду отсрочки или рассрочки.
В отношении заинтересованного лица, являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства, вывод о наличии анализируемой угрозы делается также, если отношение размера отрицательного сальдо единого налогового счета к одной двенадцатой суммы уплаченных обязательных платежей находится в диапазоне от трех до десяти, а для случая возникновения отрицательного сальдо единого налогового счета по результатам выездной налоговой проверки, если указанное отношение находится в диапазоне от трех до числа, равного количеству полных месяцев проверенного периода.
6. В случае представления заинтересованным лицом в составе предусмотренной подпунктом 3 пункта 4 статьи 64 Кодекса*(6) информации об обязательствах и основаниях их возникновения, перечня контрагентов- дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами-дебиторами, и сроков их исполнения, уполномоченным органом при использовании углубленного метода проводится анализ следующих сведений, определяемых на основании представленной информации:
1) сведения о денежных потоках в соответствии с показателями, предусмотренными отчетом о движении денежных средств в целом за период времени и за каждый календарный месяц периода времени, включающего двенадцать календарных месяцев до подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки и календарные месяцы прогнозного срока отсрочки или рассрочки (далее соответственно - анализируемый период, календарный месяц анализируемого периода);
2) сведения об общем размере всех просроченных долгосрочных и краткосрочных обязательств с выделением отрицательного сальдо единого налогового счета на начало и конец анализируемого периода, а также на конец каждого календарного месяца анализируемого периода.
7. При использовании углубленного метода вывод о наличии в отношении заинтересованного лица анализируемой угрозы делается, если сумма значений сальдо денежных потоков за первые три календарных месяца прогнозного срока отсрочки или рассрочки меньше суммы долгосрочных и краткосрочных обязательств на дату подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки. При этом согласно сведениям о денежных потоках с учетом предоставления отсрочки или рассрочки у заинтересованного лица на конец анализируемого периода сальдо единого налогового счета не является отрицательным и отсутствует недостаток денежных средств для полного погашения долгосрочных и краткосрочных обязательств.
8. Вывод о наличии или отсутствии угрозы возникновения признаков банкротства, являющейся в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 64 Кодекса*(7) одним из условий предоставления заинтересованному лицу отсрочки или рассрочки, должен быть мотивированным и содержать указание на имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа сведения и документы, подтверждающие наличие или отсутствие угрозы возникновения банкротства.
-------------------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2022, N 29, ст. 5230.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2022, N 29, ст. 5230.
*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2021, N 27, ст. 5115.
*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2022, N 29, ст. 5230.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2022, N 29, ст. 5230.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2022, N 29, ст. 5230.
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 2022, N 29, ст. 5230.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.