Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.1 и 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части регулирования отдельных вопросов аккредитации специалиста и установления государственной пошлины за выдачу свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе"
(подготовлен Минздравом России 23.02.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284.1 и 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в части регулирования отдельных вопросов аккредитации специалиста и установления государственной пошлины за выдачу свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе (далее - законопроект) разработан совместно с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 69 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части установления государственной пошлины за выдачу свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе.
Целью законопроекта является приведение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части аккредитации специалистов в соответствие с положениями статьи 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и установление государственной пошлины за выдачу свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и прошедшие аккредитацию специалиста.
Лицо считается прошедшим аккредитацию специалиста с момента внесения данных о прохождении лицом аккредитации специалиста в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения. Данные о прохождении лицом аккредитации специалиста вносятся в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в рамках ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, в соответствии со статьями 92 и 93 Федерального закона N 323-ФЗ (часть 31 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ, далее - ЕГИСЗ).
Допуск к осуществлению профессиональной деятельности подтверждается сведениями об успешном прохождении аккредитации специалиста в ЕГИСЗ. Проверка факта успешного прохождения лицом аккредитации специалиста осуществляется работодателем путем получения соответствующей информации из ЕГИСЗ.
При этом за медицинскими работниками и фармацевтическими работниками сохраняется право получить дополнительные подтверждающие прохождение аккредитации документы: свидетельство об аккредитации специалиста на бумажном носителе или выписку о наличии в ЕГИСЗ данных, подтверждающих факт прохождения аккредитации специалиста (часть 32 статьи 69 Федерального закона N 323-ФЗ, далее - выписка о прохождении аккредитации).
При этом, медицинские работники, допущенные к осуществлению медицинской деятельности на основании данных о прохождении аккредитации специалиста, внесенных в ЕГИСЗ, или свидетельства об аккредитации специалиста,или выписки о прохождении аккредитации, осуществляют свою профессиональную деятельность на равных и законных основаниях.
Порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и порядок выдачи выписки о прохождении аккредитации утверждены приказом Минздрава России от 22 ноября 2021 г. N 1082н "Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, формы свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе и технических требований к нему, а также порядок выдачи выписки о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения лицом аккредитации специалиста" (далее - Порядки).
В соответствии с Порядками, выдача свидетельства об аккредитации специалиста осуществляется Минздравом России бесплатно, выдача выписки о прохождении аккредитации осуществляется, в том числе посредством ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), также бесплатно.
Выдача свидетельства об аккредитации специалиста осуществляется не позднее, чем через 30 календарных дней со дня регистрации в Минздраве России заявления о выдачи свидетельства об аккредитации.
При этом получение выписки о прохождении аккредитации посредством ЕПГУ осуществляется не позднее трех календарных дней со дня регистрации заявления на ЕПГУ.
Вместе с тем бланк свидетельства об аккредитации специалиста является защищенной полиграфической продукцией уровня "Б" и изготавливается по единому образцу в установленном законодательством Российской Федерации порядке в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 сентября 2020 г. N 217н "Об утверждении Технических требований и условий изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции".
Учитывая, что лицу, прошедшему аккредитацию специалиста, не требуется наличие какого-либо подтверждающего документа для осуществления медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, при этом в случае необходимости предусмотрен быстрый и комфортный способ получения выписки о прохождении аккредитации, а также то, что изготовление бланков свидетельств об аккредитации специалиста и их оформление требуют определенных временных и существенных финансовых затрат, законопроектом предлагается установить государственную пошлину за выдачу свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе или его дубликата. Введение предлагаемого регулирования не создаст барьера в осуществлении медицинскими и фармацевтическими работниками медицинской или фармацевтической деятельности, а также в последующих процедурах прохождения аккредитации специалиста.
При этом возможность бесплатно получить выписку о прохождении аккредитации сохраняется.
Одновременно с этим статьей 284.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими медицинскую деятельность.
Так, согласно подпункту 3 пункта 3 указанной статьи НК РФ организации, осуществляющие медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0 процентов, если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов.
Также организации, осуществляющие медицинскую деятельность,по окончании каждого налогового периода, в течение которого они применяют налоговую ставку 0 процентов, обязаны дополнительно представлять в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста,в штате организации (пункт 6 статьи 284.1 НК РФ).
В целях защиты законных интересов медицинских организаций, в которых медицинские работники осуществляют профессиональную деятельность на основании данных о прохождении аккредитации специалиста, внесенных в ЕГИСЗ, а не на основании свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе или выписки о прохождении аккредитации, законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 284.1 НК РФ.
Расчеты размеров государственной пошлины за выдачу свидетельства об аккредитации специалиста на бумажном носителе, а также доход в бюджет Российской Федерации представлены в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Размер государственной пошлины сопоставим с расходами по оформлению и выдаче Минздравом России свидетельств об аккредитации специалиста на бумажном носителе. Наличие бесплатной альтернативы - получения выписки о прохождении аккредитации специалиста - исключает возможные трудовые ограничения как для медицинских и фармацевтических работников, так и для работодателей.
Срок вступления в силу соответствует абзацу второму пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Особый срок вступления в силу пункта 1 статьи 1 законопроекта учитывает начало очередного налогового периода.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Информации о наличии на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию законопроекту не имеется.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче лицензий. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с установлением и оценкой применения обязательных требований сфере действия законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации в сфере медицины и охраны здоровья.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.