Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 2, 18, 21 Федерального закона "О рекламе"
(подготовлен ФАС России 02.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2, 18, 21 Федерального закона "О рекламе" (далее - законопроект) предусматривает:
- введение норм, исключающих из сферы распространения Федерального закона "О рекламе" информацию о товаре, его продавце или производителе, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте владельца агрегатора информации об однородных товарах или на сайте такого товара, его производителя или продавца, не имеющую в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющуюся социальной рекламой, а также сведений об указателе страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", выдаваемые оператором поисковой системы для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети "Интернет", принадлежащих иным лицам, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой";
- дополнение статьи 18 Федерального закона "О рекламе" нормами, вводящими необходимость согласия абонента на получение рекламы, распространяемой посредством передачи абонентам коротких текстовых сообщений, доступных для визуализации посредством использования программного обеспечения, установленного на их устройства, в том числе всплывающих сообщений;
- дополнение части 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" нормой, устанавливающей обязательность размещения предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в рекламе алкогольной продукции, распространяемой в радиопрограммах - не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра.
В настоящий момент информация, размещенная на официальных сайтах организаций и продавцов товаров, объявления на сайтах-агрегаторах различной информации, а также отображаемая по результатам поисковой выдачи, размещается в справочно-информационных целях.
Учитывая тот факт, что сайт является информационным ресурсом и создаётся с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, реализуемых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Так, сведения о хозяйственной деятельности организации, а также об оказываемых ей услугах или рекламируемых товарах не преследуют целей, связанных с рекламой и предназначены для информирования посетителей сайтов конкретных организаций об их хозяйственной деятельности, а также об ассортименте товаров и условиях их приобретения, например интернет-магазин.
Сайт-агрегаторы, например www.avito.ru, www.cian.ru, www.youla.ru, www.youdo.ru и т.д. содержат однородный перечень товаров услуг, который отображается исходя из результатов обработки запросов пользователя. Указанная информация также не является рекламой, поскольку не формирует интерес к какому-либо конкретному товару и преследует справочно-информационные цели.
Выдача поисковой системой перечня гиперссылок на различные источники информации (сайты, форумы и пр.) не является рекламой, поскольку выдача такого перечня является результатом обработки поискового запроса пользователя.
При размещении подобных информационных сведений (результатов поискового запроса), такая задача, стоящая перед рекламой, как формирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, услуге не выполняется, поскольку однородная информация, размещенная среди таких же однородных сведений о различных товарах не позволяет выделить какой-либо отдельный товар и сформировать к нему интерес.
Для устранения возможной неопределенности по данному вопросу необходимо внесение соответствующих изменений в Федеральный закон "О рекламе".
Вышеуказанное регулирование вводится на основании решения Рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" и отражено в пункте 3 главы II Протокола N 12 от 29.08.2022 г.
В связи с ростом числа пользователей мессенджеров на территории Российской Федерации увеличилась доля рекламы, распространяемой с их использованием. В настоящий момент в Федеральном законе "О рекламе" нет запрета или специальных требований по распространению рекламы указанным способом. При этом рассылка рекламы посредством мессенджеров носит массовый характер, о чем свидетельствуют жалобы граждан на подобную рекламы, регулярно поступающие в ФАС России.
В настоящий момент часть 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" предусматривает возможность распространения рекламы по сетям электросвязи исключительно при наличии согласия абонента на ее получение.
В связи с ростом цифровизации населения Российской Федерации и увеличением количества пользователей мобильных устройств приобрела массовый характер практика установки на такие устройства специального программного обеспечения (мобильных приложений) каких-либо организации, например интернет-магазинов. Пользователям таких приложений зачастую проще осуществлять покупки, чем с использованием домашних персональных компьютеров.
В связи с распространением технологии "Push", представляющей собой короткие сообщения, отображаемые установленным на мобильном устройстве приложением на экране такого устройства, получила развитие практика распространения указанными приложениями рекламы с применением вышеуказанной технологии.
Предусмотренное законопроектом регулирование в части необходимости наличия предварительного согласия пользователей мессенджеров на получение ими рекламы, а также пользователей мобильных устройств с установленными приложениями, способными отображать информацию с применением технологии "Push", позволит устранить правовую неопределенность и будет способствовать защите прав потребителей рекламы в части возможности их отказа от получения нежелательной рекламы.
Вышеуказанное регулирование вводится на основании решения Рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" и отражено в пункте 3 главы II Протокола N 12 от 29.08.2022 г.
В настоящий момент в соответствии с частью 8 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" допускаются размещение, распространение рекламы вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда в теле- и радиопрограммах.
При этом часть 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" предусматривает наличие в рекламе алкогольной продукции предупреждения о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Таким образом, в настоящий момент часть 3 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" не содержит информацию о минимальном временном промежутке демонстрации предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции в рекламе указанной продукции, распространяемой в теле- и радиопрограммах.
Предусмотренное законопроектом регулирование позволит устранить указанную правовую неопределенность.
Вышеуказанное регулирование вводится на основании решения Рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" и отражено в пункте 3 главы II Протокола N 12 от 29.08.2022 г.
Законопроект не противоречит положениям актов более высокой юридической силы, в том числе Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Срок вступления Законопроекта в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования обусловлен необходимость приведения распространяемой рекламы в соответствие с новыми нормами статьи 21 Федерального закона "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.