Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 570"
(подготовлен Минэкономразвития России 09.03.2023 г.)
Федеральная целевая программа "Развитие Республики Карелия на период до 2023 года" (далее - Программа) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 570.
Программа не входит в состав государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 570" (далее - проект постановления) подготовлен Правительством Республики Карелия во исполнение указаний Президента Российской Федерации от 15 августа 2022 года N Прс-715, от 1 сентября 2022 года N Пр-1557 и от 19 декабря 2022 года N Пр-2391, в соответствии с которыми требуется осуществить корректировку Программы, предусматривающую продление срока ее реализации до 2026 года и включение дополнительных мероприятий, направленных на развитие экономики Республики Карелия, создание социально-экономической инфраструктуры приграничных территорий.
Государственными заказчиками Программы являются Минэкономразвития России, Минстрой России, Минприроды России, Минтранс России, Минкультуры России, Минпросвещения России, Федеральное дорожное агентство.
Проект постановления предусматривает продление Программы на 2026 год, изложение программы в новой редакции с увеличением объема финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в период 2024-2026 гг. в объеме 30 533,6 млн рублей, выделением в 2024-2026 гг. средств бюджета Республики Карелия в объеме 731,9 млн рублей.
В целях обеспечения финансирования Программы данный объем бюджетных ассигнований на 2024-2026 годы будет заявлен Минэкономразвития России на рассмотрение Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.
Проект постановления направлен на решение проблем в отдельных отраслях экономики Республики Карелия, а также на социально-экономическое развитие приграничных территорий региона.
Поставленные в рамках Программы задачи охватывают наиболее актуальные и приоритетные для Республики Карелия проблемы, предусматривают реконструкцию существующих предприятий, строительство новых производств с созданием рабочих мест. Выполнение Программы позволит осуществлять мероприятия по развитию Республики Карелия в едином комплексе, согласовывать приоритеты федерального, регионального и местного уровней, координировать действия всех заинтересованных сторон и концентрировать ресурсы при решении поставленных задач.
Основная часть изменений, вносимых в Программу, связана с ухудшением геополитических условий, которые обусловлены беспрецедентным санкционным давлением со стороны стран Запада и примкнувших к ним государств, которые привели к тому, что основные экспортные товары региона были отрезаны от традиционных рынков сбыта.
Главный вызов связан с переориентацией поставок на рынки дружественных Российской Федерации стран и на внутренний рынок в довольно сжатый период. В первую очередь это касается экспортно ориентированных предприятий лесопромышленного и горнопромышленного комплексов, являющихся основными экспортерами региона.
Приграничное положение Республики Карелия в настоящее время не является преимуществом для дальнейшего социально-экономического развития региона на фоне отказа Финляндской Республики и других государств Европейского союза от сотрудничества с Россией.
В связи с планируемым вступлением Финляндии в НАТО особое внимание необходимо уделять укреплению карельского участка Российско-Финляндской государственной границы, которое, в том числе связано с развитием социально-экономической инфраструктуры приграничных территорий Республики Карелия, особенно тех населенных пунктов, где уже дислоцируются подразделения пограничных войск, с учетом дальнейшего расширения штатной численности военнослужащих.
Для того, чтобы адекватно противостоять современным вызовам, требуется решение комплекса проблем системного и отраслевого характера.
Кроме того, Республика Карелия отличается уникальным географическим положением и богатым природным и культурным потенциалом для развития производств и услуг, в том числе творческих индустрий и туризма. Сочетание разнообразия природных ландшафтов, большое число водных объектов и в целом благоприятная экологическая обстановка определяют высокую туристско-рекреационную привлекательность региона не только для жителей России, но и иностранных туристов.
В целях развития инфраструктуры туризма, создания условий для расширения ассортимента услуг в сфере туризма, повышения качества туристского продукта и его конкурентоспособности на российском и международном рынках, требуется предоставление дополнительной федеральной поддержки.
Проектом постановления предусмотрено включение новых мероприятий, направленных на развитие экономики региона, в том числе:
1. Субсидии юридическим лицам, 100 процентов акций которых находятся в собственности Республики Карелия, на реализацию инвестиционных проектов в сфере молочного животноводства по строительству животноводческих ферм" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 1 500,0 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 485,0 млн рублей).
Привлечение федерального финансирования обеспечит безусловное начало реализации инвестиционных проектов по строительству новых современных молочных ферм на базе действующих предприятий ОАО "Совхоз "Толвуйский" и АО "Племенное хозяйство "Ильинское", животноводческие помещения которых характеризуются высоким износом (100% и 90% соответственно).
Общая стоимость строительства объектов в соответствии с проектной документацией составляет более 4,3 млрд рублей. Именно бюджетное финансирование даст основу для привлечения внебюджетных кредитных средств в объеме 2,8 млрд рублей, которые в полной мере обеспечат реализацию мероприятий по строительству новых молочных ферм, исходя из потребности затрат по проектным документациям, прошедшим государственную экспертизу.
Реализация указанного мероприятия позволит полностью обеспечить молоком не только жителей Республики Карелия, но и соседних регионов.
По итогам 2022 года производство сырого молока сельскохозяйственными предприятиями республики составило 58,9 тыс. тонн.
Зачастую предприятия республики сталкиваются с ограничением ввиду отсутствия достаточного количества качественного сырого молока. Строительство новых ферм позволит увеличить объемы производства сырого молока на 17 тыс. тонн в год или на 29% по отношению к уровню 2022 года, что в свою очередь даст возможность расширить производство сыров, творога, сметаны и других видов молочной продукции.
Кроме того, в Республике Карелия набирает популярность гастрономический туризм. Реализация данного мероприятия также позволит увеличить поток туристов данного направления, окажет существенное влияние на его развитие.
2. Меры поддержки хозяйствующих субъектов в части:
- частичного возмещения затрат на строительство (реконструкцию) и (или) приобретение для собственных нужд зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства в целях реализации инвестиционных проектов, приобретение техники и оборудования в целях реализации инвестиционных проектов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- субсидии на реализацию мероприятий по созданию модульных некапитальных средств размещения (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 2 500,0 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 440,0 млн рублей).
В рамках планируемых мероприятий будет оказана поддержка в размере 1 млрд рублей на инвестиционный проект в сфере форелеводства, 1 млрд рублей на проект в сфере туризма, а также поддержка в размере 500 млн рублей предпринимателям региона на строительство модульных некапитальных средств размещения.
Республика Карелия является одним из самых благоприятных районов России для индустриального выращивания товарной форели. Сегодня 70 % российской садковой форели выращивается в Республике Карелия. На территории региона расположено много форелеводческих хозяйств, которые в связи с санкциями остро нуждаются в отечественном инкубационном производстве, поставке посадочного материала (малька), а также в рыбных кормах.
Проектом предполагается создание завода по инкубированию и выращиванию форели на основе технологии установок замкнутого водоснабжения.
Поддержка указанного проекта позволит ускорить процесс импортозамещения производства посадочного материала, а также даст дополнительный рост для всей отрасли в целом.
Проект позволит создать не менее 38 новых высокопроизводительных рабочих мест и привлечь внебюджетные инвестиции на сумму 1 500,0 млн. рублей.
В области туризма планируется поддержка инвестиционного проекта по строительству нового туристического комплекса.
Предполагается создание многофункционального загородного гостиничного комплекса с целью охвата наибольшей целевой аудитории, представленной туристами региона, жителями города и MICE сегментом, и возможностью предоставления различных сценариев и форматов отдыха в окружение природы Карелии.
Проект позволит создать не менее 300 новых рабочих мест и привлечь более 1500 млн. руб. внебюджетных инвестиций.
3. Докапитализация Фонда развития промышленности Республики Карелия в целях оказания финансовой поддержки промышленным предприятиям республики (срок реализации - 2024 г., объем финансирования - 500,0 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 495,0 млн рублей).
Мероприятие по докапитализации Фонда развития промышленности Республики Карелия даст дополнительную возможность для оказания финансовой поддержки промышленным предприятиям республики. Важно отметить, что с 2023 года фондом планируется к введению в действие дополнительной программы льготного заемного финансирования для региональных предприятий оборонно-промышленного комплекса, выпускающих или планирующих к выпуску продукцию стратегического назначения на территории Российской Федерации.
Докапитализация Фонда развития промышленности Республики Карелия в рамках действующих мер поддержки развития региональных фондов развития промышленности невозможна в силу ограниченности средств по данному направлению по линии Минпромторга России, в следствие чего необходима дополнительная федеральная поддержка путем выделения средств в рамках Программы на реализацию данного мероприятия.
4. "Онежские петроглифы (экотропы, строительство визит-центров (дер. Каршево, мыс. Бесов нос) с торговыми рядами, строительство понтонного причала на участке береговой зоны Онежского озера объекта всемирного наследия "Петроглифы Онежского озера и Белого моря")" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 1 381,9 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 341,6 млн рублей).
28 июля 2021 года Петроглифы Онежского озера и Белого моря были внесены в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
На сегодняшний день в рамках федеральных проектов, государственных программ Российской Федерации существуют механизмы по финансированию мероприятий, связанных с сохранением объектов культурного наследия и предусматривающих их восстановление или реконструкцию. При этом отсутствуют действующие механизмы по реализации мероприятий, направленных на создание таких объектов.
Благоустройство памятника археологии "Онежские петроглифы" является комплексным проектом, нацеленным на развитие сферы туризма в республике,и включает в себя сочетание мероприятий, направленных на комфортное пребывание туристов на территории объекта ЮНЕСКО, а именно: строительство визит-центров с торговыми рядами, обустройство экологических троп.
5. "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка в г. Петрозаводске. Цех строительной индустрии и обработки камня (II этап строительства)" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования -2 045,6 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -1 992,0 млн рублей).
6. "Строительство производственных зданий на территории промышленного парка в г. Петрозаводске. Цех деревообрабатывающей индустрии и производства мебели с блоком бытовых помещений, строительство второй складской площади (III этап строительства)" (срок реализации - 2024-2025 гг., объем финансирования - 824,5 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -804,5 млн рублей).
7. "Строительство технопарка в сфере высоких технологий" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 3 140,7 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 3 049,0 млн рублей).
В настоящее время в рамках действующих мер государственной поддержки отсутствует направление, в рамках которого предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на финансовое обеспечение мероприятий по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков.
По мероприятию "Строительство технопарка в сфере высоких технологий" получена поддержка Минпромторга России. Вместе с тем, требования к технопаркам в сфере высоких технологий в настоящее время разрабатываются, нормативные правовые акты, предусматривающие предоставление межбюджетных трансфертов на создание таких объектов, отсутствуют. Поэтому реализацию вышеперечисленных мероприятий предусмотрено реализовать в рамках Программы.
Кроме того, проектом постановления предусмотрено включение новых мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие приграничных территорий Республики Карелия, в том числе:
1. "Строительство открытой конькобежной дорожки с искусственным льдом в городе Сортавала" (срок реализации - 2024-2025 гг., объем финансирования - 513,5 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -501,1 млн рублей).
2. "Реконструкция посадочной площадки в г. Костомукша" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 1 884,4 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 829,4 млн рублей).
На севере региона отсутствует необходимая инфраструктура для обеспечения авиасообщения. Реализация проекта окажет положительное влияние на транспортную доступность Костомукшского городского округа, а также возможность оперативного авиасообщения ближайших муниципальных образований с административным центром республики.
После реконструкции, предусматривающей увеличение протяженности летной полосы до 1500 метров для повышения класса принимаемых воздушных судов, будет обеспечена возможность запуска авиаперевозок, связывающих г. Костомукша с другими субъектами Российской Федерации.
Реализация мероприятия позволит увеличить количество перевозимых пассажиров до 13,9 тыс. человек в год, объем пассажирооборота воздушного транспорта до 3,5 млрд пасс-км к 2026 году. Кроме того, реализация проекта позволит создать 13 новых рабочих мест, приведет к сокращению времени пребывания грузов, пассажиров в пути на 73% в сравнении с автомобильными перевозками и на 83% в сравнении с железнодорожными перевозками.
3. "Строительство (реконструкция) водоочистных сооружений г. Суоярви" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 691,0 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 670,8 млн рублей).
4. "Реконструкция котельной на биотопливе в г. Суоярви мощностью 26 МВт" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 691,0 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 670,8 млн рублей).
5. "Магистральный водопровод от насосной станции 1 подъёма, расположенной в районе п. Лахденкюля Кааламского сельского поселения,до водоочистной водопроводной станции, расположенной в переулке Фабричный г. Сортавала" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования -125,6 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -122,0 млн рублей).
6. "Строительство здания детского сада на 150 мест в г. Сортавала, ул. Бондарева" (срок реализации - 2024-2025 гг., объем финансирования - 518,7 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -506,1 млн рублей).
7. "Строительство общеобразовательной организации в г. Сортавала на 1100 мест" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования -3 781,8 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета -3 671,3 млн рублей).
8. "Строительство социально-культурного центра с детским садом на 80 мест и амбулаторией в п. Хийтола Лахденпохского муниципального района" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 628,1 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 609,8 млн рублей).
9. "Строительство детской поликлиники г. Костомукша" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 1 633,2 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 1 585,5 млн рублей).
10. "Строительство больничного комплекса с поликлиникой и стационаром в г. Лахденпохья для нужд ГБУЗ "Сортавальская центральная районная больница" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 2 072,9 млн рублей,в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 012,3 млн рублей).
11. "Строительство Центра культурного развития в г. Лахденпохья" (срок реализации - 2024-2026 гг., объем финансирования - 879,4 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 853,7 млн рублей).
Часть изменений, вносимых в Программу, связана с выделением средств федерального бюджета из резервного фонда Правительства Российской Федерации в связи с удорожанием стоимости строительства, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2022 года N 292-р, а именно, выделение в 2022 году бюджетных ассигнований в размере 165,1258 млн рублей на реализацию 4 объектов Программы, в том числе на:
1. "Строительство водоводов и водоотведения в пгт. Пряжа в целях жилищного строительства для семей, имеющих трех и более детей" -9,5569 млн рублей;
2. "Детский сад в п. Ляскеля Питкярантского муниципального района Республики Карелия" - 14,7475 млн рублей;
3. "Строительство здания детского сада по Ключевскому шоссе в районе пересечения с ул. Репникова в г. Петрозаводске" - 18,2346 млн рублей;
4. "Строительство в г. Петрозаводске отделения судебно-медицинской экспертизы трупов с гистологической лабораторией государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Бюро судебно-медицинской экспертизы"" - 122,6311 млн рублей.
В соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2022 год произошло уменьшение лимитов федеральных средств на реализацию объекта "Строительство блоков "А" и "Б" межрайонной больницы с поликлиникой в районе Древлянка г. Петрозаводска" в 2022 году на 100,2635 млн рублей, в 2023 году на 207,5274 млн рублей в связи с невозможностью перераспределения средств федерального бюджета с объекта, главным распорядителем бюджетных средств по которому является Федеральное дорожное агентство.
Кроме того, проектом постановления предусмотрено дополнительное финансирование из федерального бюджета в 2024 г. на реализацию мероприятий "Строительство блоков "А" и "Б" межрайонной больницы с поликлиникой в районе Древлянка г. Петрозаводска" и "Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап - "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации".
Действующей редакцией Программы на реализацию указанных объектов в 2023 году предусмотрены средства бюджета Республика Карелия в общем объеме 3 589,1 млн рублей. Однако на сегодняшний день данные средства перераспределены на обеспечение иных социально важных задач учитывая внешнеэкономическую ситуацию и существенное недопоступление налогов в доходную часть регионального бюджета.
Кроме того, в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 18 октября 2022 года N 10-1-1-2-073527-2022 сметная стоимость строительства объекта "Реконструкция здания стационара государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Больница скорой медицинской помощи", этап - "Строительство хирургического корпуса с палатами интенсивной терапии и реанимации" составляет 7 018, 8 млн рублей, в соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 5 октября 2022 года N 10-1-1-2-071027-2022 сметная стоимость строительства объекта "Строительство блоков "А" и "Б" межрайонной больницы с поликлиникой в районе Древлянка г. Петрозаводска" составляет 4 325, 0 млн рублей.
В связи с чем проектом постановления в целях недопущения незавершенного строительства предполагается выделение дополнительного финансирования из федерального бюджета на реализацию данных объектов в 2024 г. в объеме 5 893,8 млн рублей.
Также в проекте постановления финансирование Программы в 2023 году приведено в соответствие с параметрами федерального бюджета, утвержденного Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов", и с учетом возврата Росавтодором в резервный фонд Правительства Российской Федерации 148,7 млн рублей в связи с невозможностью использования данных средств на мероприятия Программы.
В связи с включением в Программу новых мероприятий с финансированием их реализации за счет средств федерального бюджета откорректированы целевые индикаторы и показатели Программы в Приложении 1 к проекту постановления.
Целевые показатели "Инвестиции в основной капитал (по отношению к предыдущему году в сопоставимых ценах), процентов", "Уровень общей безработицы, процентов", "Число созданных рабочих мест, тыс. ед." уточнены в соответствии с данными за 2021 год и на основании предварительного прогноза на 2022-2026 гг.
Включены дополнительные показатели, отражающие социально-экономический эффект реализации Программы, а именно:
- среднедушевой денежный доход населения в месяц;
- среднемесячная заработная плата.
Также в связи с включением в Программу новых мероприятий по развитию приграничных территорий скорректированы следующие показатели Приложения 1:
количество построенных и реконструированных объектов в сфере здравоохранения;
количество реконструированных объектов в сфере культуры, в том числе с целью приспособления к современному использованию;
количество мест, созданных в дошкольных образовательных организациях;
количество построенных и реконструированных объектов водоснабжения, водоотведения и газоснабжения;
количество построенных и реконструированных объектов инфраструктуры физической культуры и спорта.
Введены следующие дополнительные показатели Программы:
количество построенных производственных зданий на территории промышленного парка;
количество реконструированных посадочных площадок в приграничных муниципальных образованиях;
количество созданных технопарков в сфере высоких технологий;
прирост производства сырого молока;
количество мест, созданных в общеобразовательных организациях в приграничных муниципальных образованиях.
Приложения N 5, N 6 и N 8 к Программе уточнены в соответствии с продлением срока реализации мероприятий до 2026 года и приведены в соответствие приложениям N 1 и N 4 к Программе.
Внесение изменений позволит более эффективно использовать бюджетные средства и предотвратить риски несвоевременной реализации мероприятий, невыполнения целевых показателей и индикаторов Программы.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), сведения о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.