Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства"
(подготовлен Минстроем России 13.03.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства" (далее - проект постановления, Перечень соответственно) разработан в соответствии с протоколами совещаний у заместителя директора Департамента строительства Правительства Российской Федерации Д.Е. Дугинова от 23 января 2023 г. N П49-3514, от 1 февраля 2023 г. N П49-5428, от 9 февраля 2023 г. N П49-7211.
Исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2021 г. N 2490 (далее - Перечень), вступил в силу 1 марта 2022 года. Перечень предусматривает 751 документов, сведений, материалов, согласований.
За предъявление требований о получении дополнительных документов, не предусмотренных Перечнем, установлена административная ответственность.
Контроль за исполнением данного требования осуществляет ФАС России.
В рамках исполнения части 1 подпункта "п" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 г. (от 24 августа 2022 г. N Пр-1483ГС) проводится работа по поэтапному сокращению не менее чем на 30 процентов количества документов, сведений, материалов, согласований, содержащихся в утвержденном Правительством Российской Федерации исчерпывающем перечне документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проектов по строительству объектов капитального строительства.
Также необходимо учитывать, что согласно статьей 5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в Перечень подлежат включению документы, сведения, материалы, согласования, необходимые застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3 - 7 статьи 5.2 ГрК РФ мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства. Также предусмотрено, что при выполнении мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации не вправе требовать от застройщика, технического заказчика представления документов, сведений, материалов, которые имеются у указанных органов и организаций.
Ввиду дублирования позиций 62-64 перечня пункт 62 предлагается изложить в новой редакции, и исключить позиции 63 и 64 перечня.
Так, из перечня исключаются позиции 6, 16, 18, 22 - 24, 31, 33, 93, 107-109, 121, 123, 128, 131, 132, 230, 263, 550, 610, 629, 635-638 ввиду наличия указанных документов, сведений, материалов, согласований в распоряжении органов публичной власти, а также отсутствии необходимости их наличия у застройщика, технического заказчика в ходе выполнения процедур.
Также предлагается к исключению пункты 157, 162, 163, так как указанные документы, материалы, сведения согласования не нужны застройщику, техническому заказчику (с учетом того, что в соответствии с частью 9 статьи 5.2 ГрК РФ перечень включает документы, необходимые застройщику, техническому заказчику), а необходимы только для осуществления процедуры публичных слушаний/ общественных обсуждений. Для застройщика важен результат утверждения документации по планировке территории.
Пункт 497 исключается, так как для застройщика, технического заказчика (с учетом того, что в соответствии с частью 9 статьи 5.2 ГрК РФ перечень включает документы, необходимые застройщику, техническому заказчику) данный документ не нужен, так как не порождает возможности осуществления строительства.
Позиции 190, 191 также исключаются ввиду того, что для застройщика, технического заказчика необходимо решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Позиции 195, 196 исключаются ввиду того, что для застройщика, технического заказчика необходимо разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Ввиду принятия постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 г. N 2187 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 950" (далее - постановление N 2187) исключается позиция 248.
Ввиду того, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2022 г. N 1178 из Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - правила N 861), подпункты "з(1)" и "л" пункта 10 указанных правил признаны утратившими силу из перечня исключаются пункты 261, 266.
Предусмотренные абзацем восьмым пункта 13(1), абзацем вторым пункта 41 правил N 861 документы предоставляются сетевой организацией в смежную сетевую организацию, а не заявителем. В этой связи из перечня предлагается исключить пункт 269, 422.
Пункт 440 перечня дублирует положения пункта 601 перечня, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N 711 внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 в части исключения необходимости предоставления положительного заключения государственной экологической экспертизы в случае проведения государственной экспертизы проектной документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации. В этой связи пункт 440 перечня предлагается к исключению.
Пункт 511 перечня предлагается к исключению ввиду дублирования положений пункта 481 перечня.
Пунктами 535, 536, 537, 538 перечня дублируются положения пунктов 249, 224, 270, 220 перечня соответственно. В этой связи пункты 535, 536, 537, 538 перечня предлагаются к исключению.
Также, в связи с принятием закона, Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 40.1 "Архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства". Перечень документов для выдачи разрешения на строительство дополнен согласованием архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства в случае, если такое согласование предусмотрено статьей 40.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В этой связи пункт 541 перечня предлагается исключить.
Постановлением Правительства Российской от 18 февраля 2023 г. N 270 "О некоторых вопросах использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства" (далее - постановление N 270) требования к параметрам зданий, сооружений, если их размещение допустимо, предусмотренные Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г.N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее - порядок N 160) (в редакции настоящего постановления), не применяются в следующих случаях:
здание, сооружение были размещены в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до дня вступления в силу порядка N 160;
до вступления в силу постановления N 270 размещение зданий, сооружений было согласовано владельцем объекта электросетевого хозяйства в соответствии с требованиями действовавших на дату такого размещения нормативных правовых актов.
В этой связи пункт 546 перечня предлагается исключить.
Указанное положение вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Целесообразно повторное включение в перечень пункта 54.
В связи с утверждением Правил выдачи технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, выдаваемых в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов, и досрочного прекращения их действия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2608, Перечень дополнен позициями 200.1 - 200.9, необходимыми для выдачи технических требований и условий.
Также Перечень дополнен позициями 225.1 - 225.8, 327.1 - 327.10 в связи с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 1 июля 2022 г. N 1196 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям электросвязи (далее - постановление N 1196, Правила N 1196 соответственно).
Ввиду внесения изменений в Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2021 г. N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" постановлением N 2187 перечень предлагается дополнить пунктами 234.1, 234.2, 234.3.
Анализ правоприменительной практики подтверждает необходимость принятия проекта постановления.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие проекта постановления не потребует выделения дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация предлагаемых проектом постановления решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.