Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
(подготовлен Минпромторгом России 13.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 1.1.9 раздела 3 федерального проекта "Системные меры развития международной кооперации и экспорта" и пунктом 9 плана мероприятий по реализации указанного федерального проекта в части отмены в отношении продукции, предназначенной для экспорта, требований, установленных для оборота продукции на территории Российской Федерации (при условии исключения попадания таких товаров в оборот на территории Российской Федерации), а также в соответствии с пунктом 2 раздела I плана мероприятий ("дорожной карты") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности "Трансформация делового климата" "Экспорт товаров и услуг", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 2662-р.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Федеральный закон N 109-ФЗ) обязательным условием для обращения на территории Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов, включая их производство, ввоз, вывоз, хранение, транспортировку, реализацию и применение является их государственная регистрация.
Государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов предусматривает проведение длительных многолетних агрохимических испытаний, разработку регламентов применения, оценку биологической эффективности, получение положительных заключений государственной экологической, санитарно-эпидемиологической экспертиз и экспертизы регламентов применения агрохимикатов, включение продукции в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
При этом процедуры, необходимые для государственной регистрации в равной степени и объеме распространяются как на пестициды и агрохимикаты, которые предназначены для реализации на внутреннем рынке в целях применения на территории Российской Федерации, так и на продукцию, реализуемую на экспорт.
За время, уходящее на испытания и получение упомянутых экспертиз, зарубежные рынки занимают иностранные конкуренты.
При этом результаты регистрационных испытаний и экспертиз могут свидетельствовать о безопасном и эффективном применении пестицида или агрохимиката только на территории Российской Федерации.
Более того, рекомендации по применению пестицидов и агрохимикатов, утверждаемые в ходе процедуры государственной регистрации, могут ввести иностранных потребителей в заблуждение относительно как норм применения пестицидов и агрохимикатов, так и самой возможности применения агрохимикатов для тех культур, на которых агрономические испытания в Российской Федерации не могли быть проведены в силу объективных различий в экологической обстановке, климатических условиях, состоянии почв и видах выращиваемых культур.
Таким образом, государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта, устанавливает излишнюю административную нагрузку на изготовителей пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта.
Законопроектом предлагается отменить государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, предназначенных для экспорта (вывозимых из Российской Федерации) и не предназначенных для применения на территории Российской Федерации.
Требования к пестицидам и агрохимикатам как продукции (производство, хранение, перевозка, реализация) установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Так, классификация по видам опасности, информация о рисках для здоровья человека и окружающей среды, а также указания по транспортировке, хранению и действиям в различных ситуациях в обязательном порядке содержатся в паспорте безопасности химической продукции, предоставление которого требуется целым рядом документов, в числе которых, Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" и ГОСТ 30333-2007 "Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования" (введен в действие приказом Ростехрегулирования от 12 августа 2008 г. N 164-ст). Помимо этого, согласно статье 18 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", характеристики перевозимой продукции с точки зрения транспортировки регулируются соответствующими обязательными требованиями, техническими условиями, утвержденными в установленном порядке по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а для целей морской перевозки при вывозе из Российской Федерации классификация по видам опасности и прочая информация, содержащаяся в паспорте безопасности, дополнительно регулируется положениями Международного морского кодекса по опасным грузам, "Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам" (утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 5 апреля 1996 г. N 15).
Хранение пестицидов и агрохимикатов регламентировано СП 92.13330.2012 "Свод правил. Склады сухих минеральных удобрений и химических средств защиты растений. Актуализированная редакция СНиП II-108-78" (утверждены приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/16).
Требования к технологическим процессам производства, хранению, транспортировке и применению пестицидов и агрохимикатов регламентированы санитарными правилами СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 декабря 2020 г. N 40, СанПиН 2.1.4.1110-02 "О введении в действие санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 10), постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2008 г. N 743 "Об утверждении Правил установления рыбоохранных зон", приказом МЧС России от 24 апреля 2013 г. N 288 "Об утверждении свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (вместе с "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям").
Кроме того, пестициды и минеральные удобрения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2021 г. N 2425 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2467 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", включены в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Разделом 15 "Требования к пестицидам и агрохимикатам" Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" предусмотрено, что уполномоченным органом каждого государства-члена Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) самостоятельно ведется государственный каталог (реестр) разрешенных к применению на территории государства-члена пестицидов и агрохимикатов в соответствии с законодательством этого государства. Таким образом, общего каталога (реестра) пестицидов и агрохимикатов стран ЕАЭС в настоящее время не предусмотрено. При этом экспорт (ввоз) пестицидов и агрохимикатов в государства-члены ЕАЭС возможен только при наличии регистрации пестицида и агрохимиката с внесением в государственный каталог (реестр) соответствующего государства-члена ЕАЭС. Обращение пестицидов и агрохимикатов, не имеющих регистрацию, запрещено во всех государствах-членах.
Отмена государственной регистрации в отношении вывозимых из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов не приведет к несоблюдению требования к обращению на таможенной территории государств-членов ЕАЭС только зарегистрированных пестицидов или агрохимикатов, так как производимые для вывоза из Российской Федерации пестициды и агрохимикаты не будут вводится в обращение на территории Российской Федерации, а при ввозе пестицидов или агрохимикатов в государства-члены ЕАЭС будет осуществляться их государственная регистрация в соответствии с национальным законодательством соответствующих государств.
В связи с изложенным законопроект предусматривает возможность производства и реализации на экспорт пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, без обязательной государственной регистрации.
Исключение необходимости обязательной регистрации пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения на территории Российской Федерации, позволит отечественным производителям на два-три года раньше выводить свою продукцию на международные рынки, что в целом окажет положительное влияние на объемы экспорта химической отрасли.
Учет партий пестицидов и агрохимикатов при их обращении (производстве (изготовлении), хранении, перевозке (транспортировке), применении, реализации, обезвреживании, утилизации, уничтожении и захоронении), а также осуществление анализа, обработки представленных в нее сведений и информации и контроля за достоверностью таких сведений и информации будет осуществляться с использованием Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 522-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в части совершенствования государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами".
Применение, реализация, обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пестицидов и агрохимикатов, не предназначенных для применения в Российской Федерации, а также тары из-под них, производится исключительно в стране импортера и осуществляется в соответствие с национальным законодательством. Размещение сведений о незарегистрированных в соответствии с национальным законодательством пестицидах и агрохимикатах, поставляемых на экспорт, в федеральной государственной информационной системе (далее - ФГИСПА) будет являться гарантией прозрачности оборота таких препаратов. Обращение партий таких пестицидов и агрохимикатов предлагается отслеживать с применением ФГИСПА до момента пересечения таможенной границы. Для контроля обращения партий в ФГИСПА в обязательном порядке будут указываться сведения об оформленной таможенной декларации и о разрешении таможенного органа на убытие продукции с территории Российской Федерации, а также дата вывоза. Это позволит обеспечить достоверность данных о незарегистрированных пестицидах и агрохимикатах, внесенных в ФГИСПА, на всех стадиях обращения: объем и номенклатура произведенных и реализуемых на экспорт препаратов будет соответствовать объемам и номенклатуре при пересечении границы, подтвержденным таможенной декларацией и отметкой таможенного органа об убытии пестицидов и агрохимикатов из Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят снизить административную нагрузку на изготовителей пестицидов и агрохимикатов - участников внешнеэкономической деятельности и увеличить объемы несырьевого экспорта.
Принятие Федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.