Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"
(подготовлен МЧС России 10.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 5 и 11 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - законопроект) разработан в связи с передачей в ведение МЧС России федеральных государственных автономных учреждений (далее - противофонтанные военизированные части), ранее подведомственных Минэнерго России, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 N 488-р и направлен на совершенствование деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, выполняющих противофонтанные работы.
В соответствии с протоколом совещания у заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации И.В. Трунина от 30.11.2022 N ИТ-П14-44пр законопроект будет рассмотрен при корректировке плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год.
Изменения в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" обусловлены необходимостью создания условий для качественного совершенствования системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности противофонтанных служб и параметров организации аварийно-спасательного обслуживания, обязательных, в том числе для обслуживаемых организаций, установления действенных механизмов управления и взаимодействия на случай крупномасштабных и сложных аварий, а также контроля за качественным состоянием подразделений противофонтанных служб.
Основываясь на положительном опыте решения данных задач в сфере предупреждения и ликвидации аварий на объектах ведения горных работ, проектируемые изменения направлены на закрепление на законодательном уровне полномочий Правительства Российской Федерации по утверждению качественных и количественных параметров деятельности профессиональных противофонтанных служб, системы их управления и взаимодействия с последующим утверждением соответствующих требований.
Законопроектом предлагается внести изменения в определения видов аварийно-спасательных работ (горноспасательные работы, противофонтанные работы) в части уточнения категорий объектов, на которых ведутся противофонтанные работы. Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в статью 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в статью 5 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", в соответствии с которыми значительно расширилась категория объектов проведения противофонтанных работ, и которая включает на сегодняшний день все объекты и емкости не только добычи, но и транспортировки, хранения, переработки и т.п. нефти и газа. Вместе с тем на данных объектах невозможно возникновение газонефтеводопроявлений, открытых фонтанов и грифонообразований, к ликвидации которых привлекаются профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, выполняющие противофонтанные работы, в связи с чем данная норма на практике не реализуется и создает правовую неопределенность при применении норм закона.
Определение противофонтанных и горноспасательных работ предлагается привести в соответствие с категориями опасных производственных объектов, приведенными в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Кроме того, ликвидация чрезвычайных ситуаций на объектах добычи нефти шахтным способом характеризуется как горноспасательные работы и выполняется профессиональными горноспасательными службами и формированиями, в связи с чем предлагается исключить данную категорию объектов из определения противофонтанных работ.
Предусмотренные законопроектом изменения повлекут за собой разработку нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и МЧС России согласно перечню нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с законопроектом.
Кроме того, планируется внести изменения в Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091, в части возложения на комиссии по аттестации ПАСС(Ф), спасателей и граждан, образуемые в установленном порядке МЧС России, полномочий по аттестации ПАСС(Ф) на право ведения противофонтанных работ.
Для оценки регулирующего воздействия и проведения публичного обсуждения законопроект подлежит размещению на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет". Все предложения, поступившие в установленный срок по результатам публичного обсуждения, подлежат рассмотрению с соблюдением процедур, установленных Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318.
В целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы законопроект подлежит размещению на официальном сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет" в течение 7 рабочих дней.
Законопроект подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Минэнерго России, Минприроды России, Ростехнадзор), Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, рабочей группой по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законопроект подлежит направлению в Минэкономразвития России для получения заключения об оценке регулирующего воздействия, в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации для получения заключения и в Министерство юстиции Российской Федерации для получения заключения по результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.
Социально-экономические последствия предлагаемых изменений направлены на обеспечение безопасности работ, предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий.
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В процессе работы над законопроектом были изучены относящиеся к теме законопроекта законодательство Российской Федерации и практика применения соответствующих нормативных правовых актов.
Осуществление мероприятий по реализации указанного федерального закона не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами исполнительной власти, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.
Ответственным за разработку законопроекта является Департамент спасательных формирований МЧС России (заместитель директора Департамента Кондаков Константин Витальевич, тел.: 8 (495) 400-91-05, адрес электронной почты: k.kondakov@mchs.gov.ru, начальник отдела противофонтанных военизированных частей Федосеев Алексей Сергеевич, тел.: 8 (495) 983-64-83, адрес электронной почты: opfvch.dsf@mchs.gov.ru).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.