Проект Приказа Судебного департамента при Верховном Суде России и Федеральной службы судебных приставов "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку действий судей, работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях, обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов, а также преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность"
(подготовлен Судебным департаментом при Верховном Суде России 17.03.2023 г.)
Учитывая важность обеспечения надлежащих условий осуществления правосудия и защищенности судов, безопасности судей и граждан, участвующих в судебных процессах, приказываем:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по порядку действий судей, работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях, обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов, а также преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Слотюка А.А. и заместителя директора Федеральной службы судебных приставов - заместителя главного судебного пристава Российской Федерации Воронина В.В.
Генеральный директор |
|
Директор |
|
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации
и Федеральной службы судебных приставов
от "__" _______ 2023 г. N_______/_______
СОГЛАСОВАНЫ
постановлением Президиума Совета судей
Российской Федерации от "9" февраля 2023 г. N 5
Методические рекомендации
по порядку действий судей, работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях, обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов, а также преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
1. Общие положения
События последних десятилетий неопровержимо свидетельствуют о необходимости глубокой проработки вопроса антитеррористической защиты зданий, помещений судов, а также повышения уровня подготовленности должностных лиц судов и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебные приставы по ОУПДС) к действиям в кризисных или чрезвычайных ситуациях, обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов*(1), а также преступлений и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность*(2) (далее - кризисные или чрезвычайные ситуации).
Стремясь оказать влияние на судей, подорвать общественное спокойствие, доверие к судебной власти, а нередко и отомстить работникам судов за честное и принципиальное выполнение своего служебного долга, представители организованных преступных групп и сообществ используют разнообразные приемы, включая угрозы совершения действий террористического характера.
Наиболее типичными кризисными или чрезвычайными ситуациями, с которыми могут столкнуться работники судов и судебные приставы по ОУПДС, являются:
поступление сообщений о предстоящем взрыве в помещении (здании) суда;
обнаружение взрывоопасного (подозрительного) предмета;
взрыв (в том числе с последующим горением) и (или) разрушения (обрушения) в здании суда;
захват заложников;
попытка вооруженного захвата здания суда;
совершение насильственных действий посетителями (лицами, участвующими в делах) в ходе судебных заседаний;
проведение несанкционированных митингов (пикетирований) на территории, прилегающей к зданию суда;
пролив (просып) ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в здании (помещении) суда (радиационная опасность);
пролив (просып) опасных химических веществ в здании (помещении) суда (химическая опасность);
просып патогенных для человека микроорганизмов в здании (помещении) суда (биологическая опасность).
Столкнувшись с фактом развития кризисной или чрезвычайной ситуации, каждый работник суда, судебный пристав по ОУПДС должен знать, что от его правильных и согласованных с другими работниками действий зависит скорейшее разрешение ситуации, сохранение его жизни и здоровья, а также безопасность других лиц.
Перечень возможных кризисных или чрезвычайных ситуаций, обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов, а также преступлений или административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, приведен в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
2. Действия при получении сообщения о предстоящем террористическом акте
Следует учитывать, что на практике реальным взрывам с использованием взрывных устройств редко предшествуют устные, письменные сообщения, также сообщения, поступившие посредством электронных почтовых сервисов сети Интернет. В большинстве случаев они означают лишь угрозу взрыва, а не реальное его осуществление.
При этом существуют в основном два обстоятельства, при которых реальная угроза предварительно доводится до избранного объекта:
преступник (преступное сообщество) осуществил закладку взрывного устройства, но не желает ненужных жертв и разрушений;
преступник (преступное сообщество) заинтересован в том, чтобы посеять панику, которая нарушила бы привычный ритм деятельности судебного учреждения, где заложено взрывное устройство.
О реальности самой угрозы взрыва во многом можно судить по содержанию поступившего сообщения. Поэтому в плане выработки контрмер необходимо регулярно инструктировать работников суда, прежде всего руководящий состав, о правилах ведения переговоров.
При этом следует разъяснять, что спокойное принятие сообщения и соответствующая постановка ряда вопросов позволяют выиграть время и получить от преступника дополнительную информацию, особенно в ситуациях, когда преступник сам стремится предотвратить ненужные жертвы.
Так, если сообщить ему, что в здании находится много людей и их эвакуация потребует значительного времени, он может представить сведения о месте закладки взрывного устройства, силе его заряда или о взрывном механизме.
Переговоры можно строить следующим образом.
1. С целью удержания преступника на телефонной линии как можно дольше необходимо попросить его повторить сообщение и обязательно записать (на бумаге, с использованием магнитофона) каждое сказанное им слово.
2. При наличии дополнительных каналов связи сообщение должно приниматься не одним, а несколькими работниками.
3. Если позвонивший не называет точное место закладки взрывного устройства и времени взрыва, следует самому спросить его об этом.
4. Особое внимание при телефонном разговоре должно уделяться фоновым шумам, например: звуку проезжающих автомашин, музыки или любым другим звукам, которые могли бы помочь определить место, откуда был сделан звонок; оттенкам голоса звонившего (женский, мужской), его тону (спокойный, возбужденный), акценту, речевым особенностям.
В ходе приема сообщения необходимо незамедлительно по другому каналу связи сообщить в правоохранительные органы (Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации - далее ФСБ России, МВД России) о факте получения угрозы. Даже если разговор был прерван по инициативе звонившего, должностное лицо ни в коем случае не должно вешать трубку телефона на рычаг. Схематично алгоритм действий лица, получившего сообщение о предстоящем акте терроризма, приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Если сообщение об угрозе взрыва было сделано письменно, необходимо сохранить все материалы (конверт, упаковку, контейнер) и имеющиеся улики (отпечатки пальцев, почерк и тому подобное) для последующей идентификации автора послания.
В случае если сообщение об угрозе совершения террористического акта поступило посредством почтовых сервисов сети Интернет, необходимо обеспечить условия, способствующие сохранению полученной информации, с последующим обязательным информированием председателя суда или лица, его замещающего, и правоохранительных органов о получении указанных сообщений, обеспечив при этом наименьшую осведомленность посторонних лиц о поступлении информации об угрозе террористического акта.
Председатель суда на основании полученного сообщения (информации) об угрозе совершения (совершении) террористического акта, исходя из оценки обстановки, вероятных вариантов течения событий и масштаба возможных последствий кризисной или чрезвычайной ситуации, отдает распоряжения администратору суда по выполнению необходимых мероприятий по обеспечению безопасности, сохранению жизни и здоровья людей, находящихся в здании (на объекте), и восстановлению установленного порядка деятельности суда.
Старший судебный пристав по ОУПДС осуществляет запись всех распоряжений председателя суда, отданных при угрозе возникновения (возникновении) кризисной или чрезвычайной ситуации, дословно, без искажений и дополнений в Журнал учета распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи (далее - Журнал)*(3) (приложение N 3 к настоящим Методическим рекомендациям).
По окончании мероприятий согласно отданным председателем суда распоряжениям старший судебный пристав по ОУПДС заверяет личной подписью в Журнале отметку об их исполнении.
3. Действия при обнаружении в здании (помещении) суда взрывоопасного (подозрительного) предмета
В случае возникновения в здании (помещении) суда чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой совершения террористического акта (обнаружением взрывоопасного (подозрительного) предмета), председателю суда рекомендуется действовать в соответствии с алгоритмом, приведенным в приложении N 4к настоящим Методическим рекомендациям.
Большинство взрывных устройств изготавливается кустарным способом, их различия в основном связаны с изобретательностью и возможностями кустарей-изготовителей, причем по своему внешнему виду они могут не отличаться от обычных предметов, поэтому вероятность того, что взрывное устройство будет иметь характерные для подобного рода боеприпаса формы, незначительна.
Подозрительными считаются предметы:
неизвестного назначения;
предметы обихода: сумки, портфели, свертки, чемоданы, посылки и другие предметы, подозреваемые на наличие в них самодельного взрывного устройства (далее - СВУ);
с явными признаками самодельных устройств независимо от степени их подготовленности к взрыву, штатных или самодельных взрывчатых материалов: снаряды, мины, гранаты и их запалы, патроны, капсюли литые, жидкие, порошкообразные, прессованные, пластичные, гранулированные взрывчатые вещества, детонаторы различных типов, детонирующие и огнепроводные шнуры, запальные трубки.
Состав группы судебных приставов по ОУПДС должен обращать внимание в первую очередь на вызывающие подозрение посторонние, случайно оказавшиеся в зоне поиска предметы.
Для их планомерного поиска старшему смены на объекте - судебному приставу по ОУПДС необходимо руководствоваться методикой, согласно которой поисковые мероприятия осуществляются от периферии к центру и снизу вверх. При этом, если не имеется конкретных указаний на определенное место закладки взрывного устройства, следует заранее определить очередность осмотра отдельных участков объекта по степени их важности.
Осмотр здания может осуществляться в следующем порядке: внешние стороны объекта; входы в здания; общественные места (фойе, коридоры, туалеты, гардеробы); лестничные пролеты и лифты; неохраняемые подвалы; внутренние помещения объекта. Для упорядочения поиска отдельное помещение объекта условно делят на две половины и обследуют их в трех уровнях: от пола до высоты пояса; от пояса до уровня глаз; от уровня глаз до потолка.
Действия судебных приставов по ОУПДС, обнаруживших неизвестный предмет, должны в первую очередь зависеть от того, имеются ли у них основания считать этот предмет искомым взрывным устройством.
В ситуациях, если есть основания полагать, что обнаруженный предмет представляет собой то или иное взрывное устройство, не следует прикасаться к нему вообще. Лучшим решением будет немедленно покинуть место, где он был обнаружен, сообщить об этом председателю суда и в органы ФСБ России, МВД России и МЧС России, а затем обеспечить его оцепление или закрытие всей прилегающей зоны. При этом безопасное расстояние должно определяться с учетом объема подозрительного предмета (приложение N 5 к настоящим Методическим рекомендациям).
Однако высокая степень опасности может вызвать необходимость экстренной эвакуации и без предварительного осмотра. В этом случае председатель суда принимает решение об объявлении перерывов в ведущихся судебных заседаниях и поручает администратору суда провести эвакуацию согласно имеющемуся плану.
Администратор суда доводит распоряжение председателя суда или лица, его замещающего, до председательствующих в судебных заседаниях (судей) и старшего смены на объекте судебного пристава по ОУПДС (судебного пристава по ОУПДС, находящегося на посту N 1) о проведении эвакуации.
Судья, получив распоряжение председателя суда или лица, его замещающего, объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал, в дальнейшем следовать указаниям судебных приставов по ОУПДС.
Затем администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС организует эвакуацию работников и посетителей, используя основные и запасные выходы, организует вынос и надлежащую охрану подлежащей эвакуации секретной и иной служебной документации согласно ранее утвержденному плану. При необходимости решает во взаимодействии с коммунальными службами вопрос об отключении здания (помещения) суда от телефонной (мобильной) связи и систем газо-, водо- и электроснабжения.
Требование освободить помещение или здание суда должно выдвигаться поэтапно во избежание паники и давки, при этом следует продумать, нужно ли называть настоящую причину эвакуации или, чтобы избежать негативных последствий, произвести эвакуацию под каким-либо благовидным предлогом, например, проведением учений по пожарной безопасности или другим техническим основаниям.
Однако следует учитывать, что в этом случае чрезмерно ограничивающие свободу меры безопасности и излишне педантичные процедуры не будут поддержаны посетителями и некоторыми работниками суда, а следовательно, не будут способствовать обеспечению безопасной обстановки. Поэтому все осуществляемые действия, меры предосторожности должны быть приемлемыми и соответствовать реальному уровню опасности.
Старший смены на объекте - судебный пристав по ОУПДС ориентирует группу судебных приставов на проведение эвакуации, обращая внимание на то, что указание должно быть выполнено всеми без исключения работниками и посетителями. При необходимости он также оказывает содействие начальнику конвоя в осуществлении эвакуации лиц, находящихся под стражей. Для обеспечения безопасной эвакуации предварительно осуществляются мероприятия по освобождению маршрута конвоирования от посторонних лиц и предметов, которые могут способствовать побегу или нападению, а также перекрытию побегоопасных направлений (у выходов, окон, лестничных пролетов). До прибытия сотрудников правоохранительных органов старший группы силами подчиненных судебных приставов по ОУПДС организует наружную охрану (оцепление) здания суда, в дальнейшем действует по указаниям председателя суда или лица, его замещающего.
Судебный пристав по ОУПДС, получив указание о проведении эвакуации, обходит отведенный ему для осмотра участок здания (этаж) или помещения, обеспечивая выполнение указания. При этом он обращает внимание работников на необходимость закрытия (опечатывания) служебных сейфов и оставления кабинетов открытыми.
В ходе эвакуации необходимо рекомендовать посетителям и работникам, чтобы они сами забирали свою ручную кладь. При этом оставленные предметы следует рассматривать как подозрительные и подлежащие детальному осмотру.
Для размещения людей, покинувших здание (помещение) суда, следует предусмотреть место сбора на прилегающей территории, учитывая при этом характер опасности и существующие погодные условия. Путь к месту сбора должен быть четко обозначен и безопасен.
Убедившись, что все работники и посетители суда покинули вверенный ему участок, судебный пристав по ОУПДС выдвигается к выходу из здания и в дальнейшем действует в соответствии с расчетом на случай кризисных или чрезвычайных ситуаций. Аналогичный порядок эвакуации предполагается также и в случаях взрыва, поджога в здании (помещении) суда с поправками на возникшие последствия. При незначительных повреждениях здания, проведя эвакуацию, администратор суда своими силами организует тушение пожара до прибытия сил Государственной противопожарной службы. В случае сильного или полного разрушения здания основные усилия должны быть сосредоточены на спасении пострадавших (включая оказание первой помощи до прибытия медработников).
4. Действия при попытках вооруженного захвата здания суда
Рассматривая данную ситуацию, работники аппарата суда и судебные приставы по ОУПДС должны исходить из того обстоятельства, что вооруженное нападение на государственное учреждение надлежит квалифицировать как бандитизм.
Этот состав преступления отнесен к категории особо тяжких, что позволяет оценить как серьезность ситуации в целом, так и охарактеризовать общественную опасность лиц, участвующих в нападении.
Приоритетными задачами руководителей судебных учреждений, столкнувшихся с реальной угрозой попытки вооруженного захвата, должны стать:
незамедлительное уведомление о случившемся дежурных по органам ФСБ России, МВД России;
всестороннее обеспечение безопасности жизни и здоровья работников и посетителей.
Получив сообщение о попытке вооруженного захвата здания суда, председатель суда или лицо, его замещающее:
по возможности выясняет количество преступников, преступные намерения, заявленные требования, наличие оружия и автотранспортных средств, их марку, цвет, государственные номера и сообщает о случившемся в правоохранительные органы по территориальности с перечислением имеющихся (установленных) сведений;
принимает меры к прекращению судебных заседаний и дает указание администратору суда осуществить комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности работников и посетителей суда.
Исходя из обстановки, администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС либо организует эвакуацию работников и посетителей через запасный выход (иным безопасным путем), либо принимает меры к перемещению работников и посетителей в безопасные места в здании суда. Таковыми являются помещения, конструктивные особенности которых исключают возможность поражения "шальными" пулями и осколками.
Судья, получив информацию о попытке вооруженного захвата здания суда (непосредственно или от председателя суда), объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал, в дальнейшем следовать указаниям судебных приставов по ОУПДС.
Старший смены на объекте - судебный пристав по ОУПДС принимает меры к прекращению доступа в здание суда, содействует организованной эвакуации из помещений суда посетителей и участников судебных заседаний, которые могут пострадать от действий нападающих. Затем, осуществив соответствующий маневр имеющимися силами, организует оборону объекта до прибытия сил правопорядка. В дальнейшем действует по указаниям председателя суда или лица, его замещающего.
Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай кризисных или чрезвычайных ситуаций, использует предоставленные законом возможности по применению оружия и специальных средств для отражения нападения на здание суда и пресечения преступной деятельности нападавших. В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на объекте - судебного пристава по ОУПДС.
При необходимости судебные приставы по ОУПДС оказывают содействие конвойным нарядам полиции в осуществлении эвакуации лиц, находящихся под стражей. Для обеспечения безопасной эвакуации предварительно осуществляют мероприятия по освобождению маршрута конвоирования от посторонних лиц и предметов, которые могут способствовать побегу или нападению, а также перекрытию побегоопасных направлений (у выходов, окон, лестничных пролетов).
5. При совершении насильственных действий посетителями (лицами, участвующими в делах) в ходе судебных заседаний
В отличие от ранее рассмотренной ситуации угроза жизни и здоровью работников судов и посетителей исходит не извне, а зреет внутри помещений суда. В основе насильственных действий, как правило, лежат неудовлетворенность участников дела либо лиц из числа их ближайшего окружения ходом дела, принимаемыми в ходе судебного заседания определениями и постановлениями, недовольство принятым решением (приговором).
Нередко причиной насильственных действий является циничное, вызывающее поведение кого-либо из лиц, присутствующих в зале заседания. Как правило, таким действиям предшествуют неоднократные словесные перепалки, выкрикивание оскорблений, угроз, демонстрация оскорбительных жестов.
Предупреждение перерастания подобных отклонений в насильственные действия во многом зависит от способности председательствующего обеспечивать порядок в ходе заседания, прибегая к установленным законом мерам, включая удаление нарушителей из зала суда и привлечение к мерам юридической ответственности.
Недопущение эксцессов в ходе судебных заседаний должно быть результатом совместной деятельности судей, судебных приставов по ОУПДС, а при слушании уголовных дел - и личного состава конвойной службы полиции. В связи с этим предупреждение насильственных действий в ходе судебных заседаний является элементом повседневной деятельности судов.
Насильственные действия в ходе судебного заседания могут расцениваться как кризисная (чрезвычайная) ситуация только в случаях неожиданного, неадекватного поведения лиц, совершающих (угрожающих совершить) действия, чреватые угрозой жизни и здоровью участников судебного заседания, посетителей и других лиц.
Наиболее типичными следует считать:
угрозы совершения взрыва;
попытки захвата заложников из числа лиц, участвующих в деле, работников суда либо посетителей;
стрельба из огнестрельного оружия в помещении суда;
иные противоправные действия, совершаемые общеопасным способом.
Судья, столкнувшись с фактами нарушения порядка в ходе заседания, не дожидаясь обострения обстановки, должен вызвать через секретаря (либо с использованием технических средств) судебного пристава по ОУПДС.
Судебный пристав по ОУПДС, прибыв в зал заседания, обязан оценить ситуацию, с позиции своих сил и возможностей самостоятельно нормализовать обстановку. При отсутствии такой возможности следует обратиться за помощью к старшему смены на объекте - судебному приставу по ОУПДС.
Старший смены на объекте - судебный пристав по ОУПДС, осуществив маневр имеющимися силами, обеспечивает прибытие подкрепления и по возможности сам прибывает в зал заседания. В дальнейшем организует действия судебных приставов в соответствии с требованиями закона и иных нормативных правовых актов.
В случае неожиданного совершения преступных действий кем-либо из лиц, присутствующих в зале заседания, судья незамедлительно сообщает об этом старшему смены на объекте - судебному приставу по ОУПДС, объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал.
Старший смены на объекте - судебный пристав по ОУПДС сообщает о случившемся в правоохранительные органы и обеспечивает эвакуацию посетителей и работников суда, после чего осуществляет задержание лица, совершившего преступление. В случае невозможности немедленного задержания (например, при захвате заложников) организует блокирование преступника (преступников) в помещении суда до прибытия сотрудников правоохранительных органов.
Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай кризисных или чрезвычайных ситуаций, использует предоставляемые законом возможности по применению оружия и специальных средств для пресечения преступной деятельности, защиты жизни и здоровья работников и посетителей суда.
В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на объекте судебного пристава по ОУПДС.
6. Действия при проведении несанкционированных митингов (пикетирований) на территории, прилегающей к зданию суда
Практика последних лет убедительно свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к оказанию давления на суд посредством проведения митингов (пикетирований) на территории, прилегающей к зданиям суда.
В случае выявления несанкционированного митинга или пикетирования на территории, прилегающей к зданию суда, председатель суда или лицо, его замещающее, сообщает о случившемся в правоохранительные органы. После этого дает указание старшему смены на объекте - судебному приставу по ОУПДС усилить охрану здания суда.
Администратор суда совместно с судебными приставами по ОУПДС обеспечивает допуск в здание суда участников судебных заседаний с использованием запасных выходов и иных возможностей, предоставляемых конструктивными особенностями здания суда.
Старший смены на объекте - судебный пристав по ОУПДС, осуществив маневр имеющимися силами, усиливает пропускной режим в здание суда. При этом он разъясняет митингующим противоправный характер их действий и предлагает разойтись добровольно. В случае, когда действия митингующих (пикетчиков) грозят перерасти в массовые беспорядки, он информирует о создавшейся ситуации председателя суда или лицо, его замещающее, и самостоятельно принимает решение о блокировании доступа в здание суда.
Председатель суда или лицо, его замещающее, принимает решение о приостановлении работы судебного учреждения и дает указание администратору суда совместно с судебными приставами по ОУПДС приступить к эвакуации работников и посетителей суда.
Судья, получив указание председателя суда, объявляет перерыв в заседании и требует от посетителей и других участников заседания организованно покинуть зал.
Судебный пристав по ОУПДС, действуя согласно расчету на случай кризисных или чрезвычайных ситуаций, использует предоставленные законом возможности по применению оружия и специальных средств для отражения нападения на здание суда и пресечения преступной деятельности. В дальнейшем действует по указаниям старшего смены на объекте - судебного пристава по ОУПДС.
7. Действия при применении биологических веществ в здании (помещении) суда
Одним из маловероятных, но вполне возможных актов террористического характера может быть применение злоумышленниками биологических веществ в зданиях (помещениях) суда в отношении судей, работников суда, посетителей и иных участников судебного процесса.
Судебный пристав по ОУПДС (работник суда) при обнаружении применение на объекте биологического вещества (более вероятен просып биологического вещества в виде порошка, в результате которого наступило внезапное или одновременное ухудшение самочувствия двух и более лиц) докладывает о происшедшем председателю (администратору) суда и сообщает о проявляющихся симптомах болезни при резком ухудшении самочувствия (головокружение, рвота, болевые ощущения, повышенная температура, светобоязнь, озноб, общая слабость, затруднение дыхания, кожные нарывы, галлюцинации, потеря сознания, необъяснимые действия и другое).
Председатель суда при получении информации о происшествии объявляет перерыв в судебных заседаниях, отдает распоряжение администратору суда и судебным приставам по ОУПДС, находящимся на постах, о перекрытии всех выходов из здания (помещения) суда, прекращении доступа работников и посетителей в здание (помещение) суда, где совершен террористический акт с применением биологического вещества, расстановке на всех выходах постов охраны, прекращении передвижения работников и посетителей между этажами и помещениями, в том числе дает указание на отключение климатического оборудования в здании суда и на оповещение работников посредством громкоговорящей связи о необходимости закрытия в помещениях форточек, окон и дверей.
Судебные приставы по ОУПДС, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, по распоряжению председателя суда извещают оперативные службы (территориальные органы ФСБ России, Росгвардии, МЧС России и Роспотребнадзора) о применении биологического вещества (наименование суда и его адрес, что, где и когда обнаружено), до прибытия специалистов Роспотребнадзора обеспечивают совместно с администратором суда присутствие в одном месте всех лиц, находившихся и находящихся в зоне поражения, для их учета и прохождения ими дезинфекционных и диагностических процедур, принимают меры по выявлению всех лиц, контактировавших с биологическим веществом, в целях обеспечения оказания им первой медицинской помощи с последующей их госпитализацией.
В последующем работники суда и судебные приставы по ОУПДС обязаны отключить климатическое оборудование, закрыть форточки, окна, двери, накрыть места разлива сухой тканью (верхней одеждой), исключить перемещение между этажами и помещениями, не принимать пищу, помыть руки, прополоскать рот и умыть лицо, воспользоваться ватно-марлевой повязкой или изготовленной из подручных средств (носовой платок, шарф, полотенце) сухой лицевой маской, обработать рабочие места спиртовым раствором (водкой, одеколоном, туалетной водой или другой спиртосодержащей жидкостью), дождаться прибытия медицинских работников и сотрудников Роспотребназора для проведения дезинфекции помещения и госпитализации инфицированных работников.
При этом работникам суда и судебным приставам по ОУПДС следует руководствоваться следующими положениями:
при заражении инкубационный период составляет от нескольких часов до нескольких суток;
при обнаружении применения биологического вещества принять меры по локализации очага (места) заражения и предотвращению его распространения;
в случае заражения не следует подвергать опасности других работников суда и судебных приставов по ОУПДС и обратиться за помощью к квалифицированным медицинским работникам.
Работникам суда при нахождении вблизи места применения биологического вещества рекомендуется не выходить из здания и оставаться в помещении, где оно применено, составить список всех контактировавших с биологическим веществом, указав их фамилии, имена и отчества (при наличии), и доложить об этом председателю (администратору) суда.
Администратор суда по распоряжению председателя суда совместно с судебными приставами по ОУПДС осуществляет эвакуацию работников суда и посетителей после прохождения ими санитарной обработки по установленным маршрутам к указанным местам сбора, а после окончания эвакуации и проверки наличия работников в месте сбора докладывает председателю суда результаты эвакуации работников и сообщает сведения об отсутствующих с указанием причин их отсутствия. В случае если работник отсутствует по неустановленной причине (в рабочее время), администратор суда подает председателю суда информацию о нем (фамилия, имя, отчество (при наличии), в каком кабинете должен был находиться), как об оставшемся в здании и подлежащем розыску и спасению.
По прибытии сотрудников оперативных служб (территориальных органов ФСБ России, Росгвардии, МЧС России, Роспотребнадзора) и медицинских работников обеспечивается выполнение их требований и рекомендаций.
8. Действия при применении химических и радиоактивных веществ в здании (помещении) суда
Вероятность применения террористами в зданиях (помещениях) суда химических и радиоактивных веществ обусловлена массовым распространением химических веществ в быту и определенной доступностью радиоактивных веществ.
Признаками поражения химическими и радиоактивными веществами являются асфиксия (удушье), многочисленные кожные нарывы, появление рвоты, одышка, судороги, ожоги без термического воздействия, горечь и металлический привкус во рту, резь в глазах, вызывающая слезотечение, массовое выпадение волос на голове и теле, нарушение функций вестибулярного аппарата, а в последующем, в течение нескольких часов, оцепенение, заторможенность речи и галлюцинации.
Опасные химические вещества (фосген, хлор) в газообразном состоянии в несколько раз тяжелее воздуха и проникают в нижние этажи зданий и подвальные помещения, а аммиак легче воздуха и соответственно заполняет собой самые высокие места.
Председатель суда при получении информации о применении химических (радиоактивных) веществ отдает распоряжение судебным приставам по ОУПДС, обеспечивающим установленный порядок деятельности судов, об извещении оперативных служб (территориальные органы ФСБ России, Росгвардии, МЧС России и Роспотребнадзора) о происшествии (наименование суда и его адрес, что, где и когда обнаружено).
В последующем председатель суда объявляет перерыв в судебных заседаниях, отдает указания администратору суда и судебным приставам по ОУПДС на отключение климатического оборудования в здании суда и на оповещение работников посредством громкоговорящей связи о необходимости закрытия в помещениях форточек, окон и дверей.
Администратор суда по указанию председателя суда совместно с судебными приставами по ОУПДС осуществляет эвакуацию работников суда и посетителей по намеченному маршруту в соответствии с планом эвакуации и обеспечивает нахождение работников и посетителей в установленном месте сбора до окончания их дегазации (дезактивации).
Работникам суда и судебным приставам по ОУПДС при резком ухудшении самочувствия двух и более лиц или получении информации о совершении террористического акта с применением химических или радиоактивных веществ необходимо немедленно выйти из зоны заражения, использовать подручные средства (ватно-марлевые повязки, платки, шарфы, изделия из тканей, предварительно смоченные водой) для защиты органов дыхания, отключить климатическое оборудование, закрыть форточки, окна, двери, отключить электронагревательные и бытовые приборы, собрать личные документы и приготовиться к эвакуации, при поступлении команды или сигнала системы оповещения предупредить посетителей, быстро, без паники выйти из здания в направлении, указанном судебными приставами по ОУПДС, или в сторону, перпендикулярную направлению ветра, на хорошо проветриваемый участок местности, при невозможности выхода из зоны заражения укрыться в помещении и загерметизировать его.
После эвакуации и прохождения дегазации (дезактивации) работникам необходимо прибыть в установленное место сбора и доложить о себе администратору суда, при получении поражения обратиться к квалифицированным медицинским работникам за помощью и действовать по их указаниям (рекомендациям).
Администратором суда осуществляется сбор информации о количестве эвакуированных и отсутствующих работников и посетителей и персональной информации о работниках и посетителях, оставшихся в здании (фамилия, имя, отчество (при наличии), в каком кабинете должен был находиться) с последующей ее передачей с разрешения председателя суда (в отношении судей и работников суда) в оперативный штаб по ликвидации последствий применения химических и радиоактивных веществ и поисково-спасательным группам для организации поиска и эвакуации пострадавших.
По прибытии сотрудников оперативных служб (территориальных органов ФСБ России, Росгвардии, МЧС России, Роспотребнадзора) и медицинских работников обеспечивается выполнение их требований и рекомендаций.
9. Заключительные положения
Настоящие Методические рекомендации содержат общие положения, определяющие порядок действий при кризисных или чрезвычайных ситуациях. В реальной жизни могут сложиться ситуации, не укладывающиеся в принципиальные схемы. Однако, обладая прочным багажом первоначальных знаний о правилах поведения в кризисной или чрезвычайной ситуации, работнику суда или судебному приставу по ОУПДС будет проще осуществить выбор правильной линии своих действий при реальном осложнении обстановки.
Именно формированию первоначальных знаний и призваны служить настоящие Методические рекомендации. Дальнейшее углубление теоретических знаний и практических навыков в ходе занятий в системе служебной подготовки позволит повысить уровень готовности к действиям при кризисных или чрезвычайных ситуациях.
-------------------------------------------
*(1) Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
*(2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
*(3) Приложение N 3 к Порядку организации деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, утвержденного приказом ФССП России от 17 декабря 2015 г. N 596 (зарегистрирован Минюстом России 25 декабря 2015 г., регистрационный N 40234).
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям по порядку действий судей,
работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях,
обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов,
а также преступлений и административных правонарушений,
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
ПЕРЕЧЕНЬ
возможных кризисных или чрезвычайных ситуаций, обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов, а также преступлений или административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
N п/п |
Чрезвычайная ситуация |
Рекомендуемое решение о проведении эвакуации судей, работников суда и посетителей |
Рекомендуемые первичные действия судебных приставов по ОУПДС |
1. |
Поступление сообщения о предстоящем террористическом акте (о минировании здания суда) |
осуществить эвакуацию |
по указанию председателя суда совместно с администратором суда осуществить эвакуацию через основной (запасный) выход, произвести осмотр здания (помещений), обеспечить работу представителей оперативных служб |
2. |
Обнаружение взрывоопасного (подозрительного) предмета |
осуществить эвакуацию |
по указанию председателя суда совместно с администратором суда осуществить эвакуацию через основной (запасный) выход, обеспечить работу представителей оперативных служб |
3. |
Совершение взрыва (поджога) помещения (здания) суда |
осуществить эвакуацию |
по указанию председателя суда совместно с администратором суда осуществить эвакуацию по безопасному маршруту, обеспечить работу представителей оперативных служб |
4. |
Совершение насильственных действий посетителями (лицами, участвующими в делах) в ходе судебного заседания |
при условии задержания правонарушителей в зале судебного заседания и (или) отсутствия выраженной угрозы жизни людей эвакуацию не осуществлять |
выполнить распоряжения председателя суда, усилить меры по обеспечению безопасности судебных процессов |
5. |
Попытка вооруженного захвата (угроза нападения) здания (на здание) суда |
эвакуацию осуществить после отражения нападения (задержания) вооруженных лиц |
блокировать вход, прекратить доступ посетителей в здание, отражать нападение, по указанию председателя суда совместно с администратором суда осуществлять перемещение людей в безопасные места в здании с их последующей эвакуацией по безопасному маршруту |
6. |
Захват заложников |
осуществить эвакуацию из помещений, не подвергшихся нападению |
блокировать вход, прекратить доступ посетителей в здание, по указанию председателя суда совместно с администратором суда осуществить эвакуацию по безопасному маршруту |
7. |
Проведение несанкционированного митинга (пикетирования) на территории, прилегающей к зданию суда |
при отсутствии выраженной угрозы жизни людей эвакуацию не осуществлять |
усилить наблюдение за территорией, прилегающей к зданию, и поведением участников митинга (пикетирования) для своевременного выявления признаков возможного нападения на здание суда |
8. |
Обнаружение радиоактивной, химической или биологической угрозы |
осуществить эвакуацию |
по указанию председателя суда совместно с администратором суда осуществить эвакуацию по маршруту, исключающему контакт эвакуируемых лиц с опасными веществами |
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по порядку действий судей,
работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях,
обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов,
а также преступлений и административных правонарушений,
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
СХЕМА
действий при получении телефонного сообщения о готовящемся террористическом акте
КАК МОЖНО ДОЛЬШЕ УДЕРЖАТЬ РЕСПОНДЕНТА НА ЛИНИИ СВЯЗАТЬСЯ ПО ДРУГОМУ ТЕЛЕФОНУ С ДЕЖУРНОЙ ЧАСТЬЮ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (ФСБ России, МВД России) |
ЗАФИКСИРОВАТЬ В ПИСЬМЕННОМ ВИДЕ (ДОСЛОВНО) СОДЕРЖАНИЕ СООБЩЕНИЯ, ОБРАЩАЯ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ НА: 1. ВРЕМЯ 2. МЕСТО ПРЕДПОЛАГАЕМОГО ТЕРАКТА 3. ХАРАКТЕР |
4. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ (акцент, заикание, картавость и так далее). 5. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ (жаргон, профессионализмы, нетрадиционное произношение общепризнанных терминов и так далее). 6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ РЕЧИ. 7. ФОНОВЫЕ ШУМЫ, СОПРОВОЖДАЮЩИЕ РАЗГОВОР (шум транспорта, музыка, и так далее). |
СООБЩИТЬ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ В СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ (ФСБ России, МВД России, МЧС России). |
ПРИНЯТЬ РЕШЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ЭВАКУАЦИИ РАБОТНИКОВ, ПОСЕТИТЕЛЕЙ СУДА, ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ. |
ОРГАНИЗОВАТЬ ПЕРВИЧНЫЙ ОСМОТР ЗДАНИЯ И ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ СИЛАМИ ДЕЖУРНОЙ ГРУППЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОУПДС. |
ОБЕСПЕЧИТЬ БЕСПРЕПЯТСТВЕННЫЙ ДОСТУП ОПЕРАТИВНО-СЛЕДСТВЕННЫХ ГРУПП И ИНЫХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ. |
ОКАЗАТЬ ИМ ВСЕМЕРНОЕ СОДЕЙСТВИЕ (ВКЛЮЧАЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИХ И ИНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБЪЕКТА, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ТРАНСПОРТА, СРЕДСТВ СВЯЗИ И ТАК ДАЛЕЕ). |
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям по порядку действий судей,
работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях,
обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов,
а также преступлений и административных правонарушений,
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Рекомендуемый образец
ЖУРНАЛ
учета распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи
N п/п |
Дата |
Ф.И.О. председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи |
Содержание и форма распоряжения (письменная, устная)*(1) |
Дата и время получения распоряжения |
Ф.И.О. старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава), получившего распоряжение |
Исполнение поручено судебному приставу по ОУПДС (Ф.И.О.) |
Результаты исполнения распоряжения |
Подпись старшего судебного пристава (заместителя старшего судебного пристава) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
10.08.2022 |
председатель суда Иванов Иван Иванович |
провести эвакуацию (эвакуацию не проводить) согласно плану через запасный (основной) выход. Место сбора - __________________ |
10.08.2022 13.10 (дата и время получения распоряжения) |
старший лейтенант внутренней службы Сидоров Сергей Сергеевич |
лейтенант внутренней службы Васильев Василий Васильевич |
10.08.2022 в 13.45 эвакуация завершена |
подпись |
-------------------------------------------
*(1) Старший судебный пристав по ОУПДС осуществляет запись всех распоряжений председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи, отданных при угрозе возникновения (возникновении) кризисной или чрезвычайной ситуации, дословно, без искажений и дополнений.
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям по порядку действий судей,
работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях,
обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов,
а также преступлений и административных правонарушений,
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
председателя суда при возникновении в зданиях (помещениях) суда чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой совершения террористического акта (обнаружением взрывоопасного (подозрительного) предмета)
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям по порядку действий судей,
работников аппаратов судов и судебных приставов по обеспечению
установленного порядка деятельности судов в кризисных или чрезвычайных ситуациях,
обусловленных угрозой совершения (совершением) террористических актов,
а также преступлений и административных правонарушений,
посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством
1. Граната РГД-5 |
не менее 50 метров |
2. Граната Ф-1 |
не менее 200 метров |
3. Тротиловая шашка массой 200 граммов |
45 метров |
4. Тротиловая шашка массой 400 граммов |
55 метров |
5. Пивная банка 0,33 литра |
60 метров |
6. Мина МОН-50 |
85 метров |
7. Чемодан (кейс) |
230 метров |
8. Дорожный чемодан |
350 метров |
9. Автомобиль "Жигули" |
460 метров |
10. Автомобиль "Волга" |
580 метров |
11. Микроавтобус |
920 метров |
12. Грузовая автомашина (фургон) |
1 250 метров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.