Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минфином России 22.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" (далее - Закон N 127-ФЗ) и направлен на установление административной ответственности за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, введенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
Законопроект подготовлен совместно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" и статью 2 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и соответствует нормам отраслевого законодательства Российской Федерации.
Законопроект подготовлен в целях защиты от новых форм противоправной деятельности. Принятие предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать повышению эффективности системы выявления, предупреждения и пресечения противоправной деятельности, осуществляемой в целях нарушения установленных антисанкционным законодательством запретов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) дополняется новой статьей 15.25 1 "Несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации".
Законопроектом за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 КоАП, предлагается установить административный штраф для граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы сделки (операции), осуществленной с нарушением установленных мер, либо в размере от 20 до 40 процентов суммы неосуществленной сделки (операции) в соответствии с установленными мерами; на должностных лиц в размере от 20 до 40 процентов суммы сделки (операции), осуществленной с нарушением установленных мер, но не более тридцати тысяч рублей, либо в размере от 20 до 40 процентов суммы неосуществленной сделки (операции) в соответствии с установленными мерами, но не более тридцати тысяч рублей, либо в случаях, когда несоблюдение установленных мер не имеет денежного выражения (например, осуществление безвозмездных сделок, открытие специальных счетов и др.), наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Цель введения мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, заключается в защите интересов и безопасности Российской Федерации от недружественных действий иностранных государств (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств"), что предопределяет особую значимость объекта посягательства проектируемого административного правонарушения. Для обеспечения соразмерности административного штрафа, назначаемого в случаях, когда несоблюдение установленных мер не имеет денежного выражения, законопроектом предлагается установить его в размере административного штрафа, предусмотренном санкцией части 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При этом законопроектом в соответствующих примечаниях к проектируемой статье 15.25 1 КоАП устанавливаются условия неприменения мер административной ответственности к резидентам, в частности, определены конкретные действия, свидетельствующие об устранении нарушения резидентом отдельных мер, устранение которых находится в исключительном ведении резидента и не зависит от действий иных лиц.
На основании того, что к кредитным организациям за нарушение федеральных законов Банк России имеет право принять меры принуждения, предусмотренные частью 1 статьи 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", которые позволяют оказывать более эффективное и индивидуализированное воздействие на кредитные организации, допускающие нарушения, чем назначение административного штрафа, законопроектом о внесении изменений в КоАП из числа субъектов ответственности по проектируемой статье 15.25 1 КоАП выводятся резиденты, являющиеся кредитными организациями, как юридические лица.
При этом, учитывая предоставление должностным лицам Банка России полномочий по возбуждению и рассмотрению дел по проектируемой статье 15.25 1 КоАП, административной ответственности будут подлежать виновные должностные лица и иные работники кредитной организации.
Исключение из числа субъектов ответственности по проектируемой статье 15.25 1 КоАП резидентов, являющихся субъектами страхового дела, обусловлено правом Банка России применять меры принуждения на основании части 1 статьи 30, статей 32.5-2, 32.6 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а именно вводить ограничение и (или) запрет на совершение отдельных сделок, а также ограничивать или приостанавливать действие лицензии в случаях выявления ситуаций, создающих угрозу стабильности финансового (страхового) рынка.
Таким образом, Банк России для обеспечения стабильности финансового рынка наделен специальными полномочиями по применению к кредитным организациям и субъектам страхового дела мер, которые носят все признаки публично-правовой ответственности, и применение которых может быть обусловлено противоправными деяниями, образующими объективную сторону проектируемого состава административного правонарушения.
Также в примечании к статье 15.25 1 КоАП в редакции законопроекта устанавливается порядок пересчета иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации, являющихся предметом административного правонарушения.
Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статье 15.251 КоАП предлагается закрепить за ФНС России и ФТС России (изменения в статьи 23.60, 28.3, 28.7 КоАП).
Также законопроектом предусматривается изменения в статью 23.74 КоАП в целях наделения должностных лиц Банка России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях по проектируемой статье 15.25 1 КоАП в отношении должностных лиц кредитных организаций, должностных лиц субъектов страхового дела, некредитных финансовых организаций (за исключением субъектов страхового дела), бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств и их должностных лиц, а также лиц, осуществляющих актуарную деятельность, поскольку контроль за соблюдением финансовыми организациями мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, относится к компетенции Банка России.
Согласно законопроекту, срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения, предусмотренные проектируемой статьей, составляет два года со дня совершения административного правонарушения (изменения в статью 4.5 КоАП).
Статьи 2.4 и 3.5 КоАП приводятся в соответствие с предлагаемыми изменениями в КоАП.
Законопроект предусматривает вступление в силу принимаемого федерального закона с 1 января 2024 года в связи с необходимостью обеспечить подготовку необходимых постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Банка России и заключения соглашений между ФНС России, ФТС России и Банком России об обмене документами и информацией для реализации норм принимаемого федерального закона.
При подготовке законопроекта анализ практики применения КоАП провести не представляется возможным, поскольку антисанкционное законодательство сформировалось недавно и продолжает совершенствоваться. Также отсутствует административная ответственности за несоблюдение мер воздействия (противодействия), направленных на обеспечение финансовой стабильности Российской Федерации, введенных Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие и реализация положений законопроекта не потребует дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация принимаемого федерального закона будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. Статистические данные, свидетельствующие о неэффективности действующего правового регулирования, а также распространенность и значительность нарушений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований, отсутствуют, поскольку антисанкционное законодательство сформировалось недавно и продолжает совершенствоваться. Объектами, на защиту которых направлен законопроект, являются интересы и безопасность Российской Федерации, в том числе финансовая стабильность Российской Федерации, отношения в области валютного законодательства, стабильность валютного рынка Российской Федерации.
Аналогичных по содержанию законопроектов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.