Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Методики определения и установления общего объема контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования, а также по научным специальностям и (или) группам научных специальностей для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета"
(подготовлен Минобрнауки России 27.03.2023 г.)
В соответствии с пунктом 9 Правил установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, а также по группам научных специальностей и (или) научным специальностям для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от __ _______ 2023 г. N ___, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Методику определения и установления общего объема контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования, а также по научным специальностям и (или) группам научных специальностей для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
М.Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от __ ________ 2023 г. N ____
Методика
определения и установления общего объема контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования, а также по научным специальностям и (или) группам научных специальностей для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета
I. Общие положения
1. Настоящая Методика разработана в целях определения и установления общего объема контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования, а также по научным специальностям и (или) группам научных специальностей для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
2. Общий объем контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования, а также по научным специальностям и (или) группам научных специальностей для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета утверждается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и состоит из:
объема контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования (за исключением специальностей и направлений подготовки и (или) укрупненных групп специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств (далее - образовательные программы высшего образования в области искусств), а также по научным специальностям и (или) группам научных специальностей для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);
объема контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств.
3. Предложения по объему контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования в области искусств формирует Министерство культуры Российской Федерации.
4. Предложения по объему контрольных цифр приема для обучения по программам образовательным программам высшего образования в части программ ординатуры формирует Министерство здравоохранения Российской Федерации.
5. Предложения по объему контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования в части программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) формирует Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
II. Определение прогнозной потребности в подготовке кадров
6. В целях формирования объема контрольных цифр приема по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (в том числе в области искусств) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации совместно с высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации ежегодно определяет прогнозную потребность в подготовке кадров в разрезе субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящей Методикой.
7. Состав данных, используемых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации в целях определения прогнозной потребности в подготовке кадров, включает:
сведения федеральных статистических наблюдений (ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры", СПО-1 "Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования", 85-К "Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми", ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования", 1-ДОП "Сведения об осуществлении деятельности по направлениям дополнительных общеобразовательных программ", 1-НК "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки, а также осуществляющей подготовку научных кадров в докторантуре", 30 "Сведения о медицинской организации", 1-т (проф) "Сведения о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам");
сведения из мониторингов, проводимых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации;
официальная статистика Федеральной службы государственной статистики в части демографии и рынка труда;
прогноз социально-экономического развития, утверждаемый Минэкономразвития России;
данные Федеральной службы по труду и занятости в части аналитической информации о трудоустройстве граждан;
данные, представленные высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (реализуемые и планируемые к реализации в субъекте Российской Федерации инвестиционные проекты, создающие новые рабочие места для кадров с высшим образованием; ожидания крупнейших работодателей, экспертов и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации относительно изменения потребности в кадрах с высшим образованием в перспективе 6-7 лет; текущая потребность в педагогических кадрах государственных и муниципальных образовательных организаций; текущая потребность в работниках культуры и искусства государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры и искусства; параметры долгосрочного прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации; сведения об образовательных мощностях государственных и муниципальных образовательных организаций субъекта Российской Федерации).
8. Определение прогнозной потребности в подготовке кадров осуществляется Минобрнауки России на основе данных, указанных в пункте 7 настоящей Методики, с применением методов экономико-математического моделирования.
9. Рассчитанная прогнозная потребность в подготовке кадров согласовывается с высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации и может быть скорректирована ими с учетом документов стратегического планирования, утвержденных на уровне субъекта Российской Федерации, с приложением соответствующего обоснования, содержащего следующую информацию:
уточненное значение кадровой потребности по соответствующей УГСН (НП(С)), учитывающее специфику субъекта Российской Федерации;
ссылку на соответствующий пункт документа стратегического планирования, поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, обосновывающих уточненное значение кадровой потребности.
III. Формирование проекта общего объема контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования, а также по научным специальностям и (или) группам научных специальностей для обучения по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)
10. Формирование проекта объема контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
11. Формирование проекта объема контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам ассистентуры-стажировки осуществляется на основании предложений Министерства культуры Российской Федерации.
12. Формирование проекта объема контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам ординатуры осуществляется на основании предложений Министерства здравоохранения Российской Федерации.
13. Формирование проекта объема контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (в том числе в области искусств) осуществляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основе прогнозной потребности в подготовке кадров, определенной в соответствии с разделом II настоящей Методики,с применением методов математического моделирования.
14. Министерство науки и высшего образования Российской формирует по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры:
проект объема контрольных цифр приема в отношении каждого субъекта Российской Федерации для обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (за исключением образовательных программ высшего образования в области искусств) на год, на который определяется общий объем контрольных цифр приема для обучения по таким образовательным программам (далее - проект контрольных цифр приема);
проект объема контрольных цифр приема в отношении каждого субъекта Российской Федерации для обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в области искусств (далее - проект контрольных цифр приема в области искусств).
15. Проект контрольных цифр приема и проект контрольных цифр приема в области искусств формируются с учетом документов стратегического планирования, утвержденных на федеральном уровне,с учетом необходимости обеспечения:
государственной гарантии (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации);
уровня доступности высшего образования, определенного поручениями Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации;
16. Состав данных, используемых Министерством науки и высшего образования для формирования проекта контрольных цифр приема и проекта контрольных цифр в области искусств, включает:
сведения федеральных статистических наблюдений (ВПО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры", ОО-1 "Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования");
официальную статистика Федеральной службы государственной статистики в части демографии;
данных Федеральной службы по труду и занятости в части аналитической информации о трудоустройстве граждан).
17. Проект контрольных цифр приема в области искусств направляется Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для согласования с высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации в Министерство культуры Российской Федерации.
18. В целях сохранения баланса распределения контрольных цифр приема в области искусств допускается корректировка проекта контрольных цифр приема в области искусств в пределах 10% по соответствующей НП(С) соответствующего субъекта Российской Федерации.
IV. Согласование проекта объема контрольных цифр приема субъектами Российской Федерации
19. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации направляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации информацию о согласовании проекта контрольных цифр приема или обоснованные предложения о корректировке проекта контрольных цифр.
20. Корректировка проекта контрольных цифр приема высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации возможна с учетом:
документов стратегического планирования, утвержденных на уровне субъекта Российской Федерации;
возможностей образовательных организаций субъекта Российской Федерации;
специфики субъекта Российской Федерации.
21. Корректировка проекта контрольных цифр приема высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации требует приложения соответствующего обоснования, которое должно содержать следующую информацию:
необходимое количество контрольных цифр приема;
ссылка на соответствующий пункт документа стратегического планирования регионального уровня, поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, подтверждающих необходимое количество контрольных цифр приема.
22. Высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично отнесены к Арктической зоне Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, представляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации предложения о контрольных цифрах приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования, согласованные соответственно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и Министерством экономического развития Российской Федерации.
23. В целях сохранения баланса распределения контрольных цифр приема допускается корректировка проекта контрольных цифр приема в пределах 10% по соответствующей УГСН (НП(С).
V. Согласование общего объема контрольных цифр приема центрами ответственности
24. Центры ответственности определены в перечне федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, других главных распорядителей средств федерального бюджета, общероссийских объединений работодателей и иных организаций, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, предоставляющих предложения об общих объемах контрольных цифр приема для обучения по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам ординатуры за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утверждаемом Минобрнауки России (далее - перечень центров ответственности).
25. Центры ответственности на основе анализа полученных данных направляют в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации информацию о согласовании проекта контрольных цифр приема или обоснованные предложения о корректировке предложений субъектов Российской Федерации, согласованные с соответствующими субъектами Российской Федерации.
26. Корректировка проекта контрольных цифр приема центрами ответственности возможна с учетом:
отраслевых документов стратегического планирования, утвержденных на уровне субъекта Российской Федерации;
возможностей образовательных организаций соответствующего субъекта Российской Федерации.
27. Центры ответственности формирует информацию о согласовании проекта контрольных цифр приема или обоснованные предложения о корректировке предложений субъектов Российской Федерации, согласованные с соответствующими субъектами Российской Федерации.
28. Обоснованные предложения о корректировке предложений субъектов Российской Федерации должны содержать следующую информацию:
необходимое количество контрольных цифр приема;
ссылка на соответствующий пункт отраслевого документа стратегического планирования Российской Федерации, поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации, подтверждающих необходимое количество контрольных цифр приема.
29. В целях сохранения баланса распределения контрольных цифр приема допускается корректировка проекта контрольных цифр приема в пределах 10% по соответствующей УГСН (НП(С) соответствующего субъекта Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.