Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(подготовлен Роспотребнадзором 28.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - законопроект, проект федерального закона) подготовлен во исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 30 ноября 2022 г. N ТГ-П12-20574 и от 17 марта 2023 г. N ТГ-П12-3673.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации выявлен пробел в правовом регулировании вопроса, касающегося определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление порядка проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
В целях восполнения указанного пробела законопроектом предлагается установить новое регулирование, а именно внести в Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) изменения, предусматривающее наделение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) (Роспотребнадзора), полномочием по установлению порядка проведения профессиональной гигиенической подготовки и оценки ее уровня у предусмотренных пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 52-ФЗ работников (далее - порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и оценки), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздравом России).
Вносимые изменения предусматривают также уточнение терминологического аппарата правового регулирования общественных отношений в сфере гигиенического обучения в целях приведения положений Федерального закона 52-ФЗ в соответствие с законодательством Российской Федерации: термин "аттестация" заменяется термином "оценка".
Наделение Роспотребнадзора полномочием по изданию подзаконного акта обусловлено компетенцией указанного федерального органа исполнительной власти, и учитывает, что профессиональная гигиеническая подготовка и оценка являются мероприятиями санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, направленными на обеспечение профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. При этом проведение оценки уровня профессиональной гигиенической подготовки (далее - оценка) закрепляется за федеральными государственными учреждениями, входящими в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Для работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, оценка, не являющаяся государственной услугой, проводится бесплатно.
При этом проведение оценки не относится к разрешительной деятельности.
Сведения о профессиональной гигиенической подготовке и оценке на основании данных, предоставляемых уполномоченными федеральными государственными учреждениями, будут вноситься в личные медицинские книжки соответствующих работников, как это предусмотрено приказом Минздрава России от 18.02.2022 N 90н "Об утверждении формы, порядка ведения отчетности, учета и выдачи работникам личных медицинских книжек, в том числе в форме электронного документа" (зарегистрирован Минюстом России 22.02.2022, регистрационный N 67428)
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выполнение полномочий, предусмотренных настоящим проектом федерального закона, будет осуществляться в пределах установленной предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, входящих в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также отрицательно не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.