Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минтрансом России 30.03.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 17 ноября 2022 г. N МХ-П50-19711.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
В настоящее время в регулирующем ответственность за административные правонарушения Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) отсутствует состав административного правонарушения в виде ответственности за непредоставление транспортного средства для осуществления весового и габаритного контроля.
Федеральной службой по надзору в сфере транспорт осуществляется привлечение к административной ответственности за невыполнение законного требования должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), к которым в том числе относится отказ водителей транспортных средств от прохождения весового и габаритного контроля.
По результатам анализа статистических данных и материалов правоприменительной практики при осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта при проведении весового и габаритного контроля в период с 2019 по 2022 год количество транспортных средств, которые тем или иным способом уклонились от прохождения весогабаритного контроля увеличилось с 15 470 до 21 377, при этом рост количества таких уклонистов от общего числа проверенных транспортных средств составил с 11 % в 2019 году до 16 % в 2022 году.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Пунктом 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, установлены обязанности водителя,в том числе требование иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Вместе с тем водители игнорируют законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении весового и габаритного контроля транспортного средства.
С учетом результата анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, который показал,что размер административной ответственности за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) несопоставим с тяжестью последствий и размером ответственности за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также того,что с 1 января 2023 г. полномочия по осуществлению весогабаритного контроля в полном объем закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в полном объеме, законопроектом предусматривается по аналогии со статьей 12.26 КоАП (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) дополнение статьи 12.211 КоАП частью 12, предусматривающей наложение административного штрафа за невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о предоставлении транспортного средства для осуществления весового и габаритного контроля транспортного средства в размере, сопоставимом с максимальным штрафом, предусмотренным частью 6 статьи 12.211 КоАП за превышение допустимых или разрешенных весовых и (или) габаритных параметров.
Из 42 субъектов Российской Федерации, представивших позицию,33 поддерживают усиление мер административной ответственности в отношении водителей грузовых транспортных средств при осуществлении мероприятий по весовому и габаритному контролю за отказ от прохождения процедуры весового и габаритного контроля транспортного средства.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся,или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не связан с целями государственных программ Российской Федерации.
5. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
Согласно пункту 60 1 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, на законопроект необходимо получить заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Реализация закона:
не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования),о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В законопроекте не содержатся обязательные требования.
8. Информация о соответствии положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимость признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимость признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и реализация его положений не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Мера административного воздействия в виде лишения права управления транспортным средством уже предусмотрена частями 3, 5 и 6 статьи 12.211 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.