Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(подготовлен Минстроем России 30.03.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение части 3 подпункта "м" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 августа 2022 г. N Пр-1483ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации от 21 июня 2022 г. об определении особенностей осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (далее - капитальный ремонт), являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры).
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов власти Российской Федерации. Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), к которым также относятся и многоквартирные дома, урегулированы нормами Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
В отношении объектов культурного наследия Федеральным законом N 73-ФЗ установлен особый режим, в соответствии с которым допускается их содержание и использование без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия, в том числе поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
С целью сохранения объектов культурного наследия в отношении многоквартирных домов - памятников запрещено проводить строительные и иные работы, за исключением работ по сохранению объектов культурного наследия, порядок проведения которых установлен статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
Указанные запреты и ограничения действуют как в отношении многоквартирных домов - объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, так и в отношении многоквартирных домов - выявленных объектов культурного наследия.
При этом в значительной мере объектами культурного наследия многоквартирные дома признаются ввиду их мемориального значения, либо наличия в них отдельных исторически ценных архитектурных элементов (деталей), либо ввиду исторической связи того или иного многоквартирного дома с охраняемой в историко-культурном плане территорией.
В силу времени своей постройки такие многоквартирные дома - объекты культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии. При этом в силу положений Федерального закона N 73-ФЗ их снос либо реконструкция невозможны.
Единственной формой поддержания таких многоквартирных домов - объектов культурного наследия в надлежащем эксплуатационном состоянии является их капитальный ремонт.
В отношении многоквартирных домов на территории Российской Федерации с целью их поддержания в надлежащем техническом состоянии и обеспечения нормативного срока эксплуатации проводится капитальный ремонт в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. В рамках капитального ремонта выполняются работы в отношении общего имущества многоквартирных домов, установленные статьей 166 Жилищного кодекса, которые финансируются за счет взносов собственников и иных источников.
С учетом установленных Федеральным законом N 73-ФЗ требований по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов - объектов культурного наследия могут выполняться только путем проведения работ по сохранению, то есть на основании задания, разрешения на их проведение, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию.
Эти обстоятельства приводят как к сокращению организаций, могущих предоставить свои услуги по капитальному ремонту многоквартирных домов - объектов культурного наследия, так и к существенному удорожанию стоимости таких работ (в 3-5 раз).
При этом зачастую речь идет о работах, связанных с текущей эксплуатацией и поддержанием нормативного технического состояния многоквартирного дома, и их проведение никак не скажется на ухудшении его состояния как объекта культурного наследия, то есть не повлечет причинение ему вреда (создание угрозы такого причинения).
В качестве примеров можно привести замену инженерных сетей и оборудования, электрики, лифтов и т.д. Такие работы не затрагивают и (или) не изменяют предмет охраны объекта культурного наследия, не влияют на охраняемую историко-культурную ценность.
Вместе с тем, в рамках региональных программ капитального ремонта сроки выполнения работ в отношении каждого конструктивного элемента или инженерной системы в многоквартирных домах установлены на различные периоды в пределах срока действия региональных программ (до 30 лет), таким образом работы, как правило, разнесены во времени и выполняются отдельно в отношении одного конструктивного элемента или инженерной системы.
Таким образом, при выполнении отдельных работ по капитальному ремонту, в случае, если они не затрагивают предмет охраны, отсутствует необходимость выполнения работ по сохранению, в том числе применения реставрационных расценок, осуществления авторского надзора, например, при замене лифта в многоквартирном доме, в котором предметом охраны являются обрамления оконных и дверных проемов.
Законопроектом предлагается уточнить, что в случае, если работы по капитальному ремонту, проводимые в соответствии с жилищным законодательством, не затрагивают предмет охраны, то такие работы не являются работами по сохранению.
В случае, если предмет охраны не определен, законопроектом предлагается разрешить проводить работы по капитальному ремонту, не являющиеся работами по сохранению, при условии, что такие работы не изменяют архитектурный облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер многоквартирных домов - объектов культурного наследия и включены в перечень видов работ, определенный Правительством Российской Федерации.
С целью обеспечения сохранности объектов культурного наследия законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации правом установления порядка подготовки, согласования и проведения работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия. Предполагается, что в указанном порядке будет установлено, что уполномоченные органы охраны на этапе формирования субъектами Российской Федерации краткосрочных планов капитального ремонта будут определять, какие работы не затрагивают предмет охраны и могут быть выполнены согласно положениям жилищного законодательства о капитальном ремонте, а какие работы затрагивают предмет охраны и должны быть выполнены согласно требованиям Федерального закона N 73-ФЗ.
Нормами законопроекта не изменяется порядок проведения работ по капитальному ремонту, в случае, если они затрагивают предмет охраны - такие работы будут выполняться путем проведения работ по сохранению при соблюдении всех требований Федерального закона N 73-ФЗ.
Предлагаемые изменения позволят активизировать выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов - объектов культурного наследия, и обеспечить предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не повлечет за собой обязательных дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Принятие законопроекта позволит активизировать выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов - объектов культурного наследия, сократить сроки их выполнения, не допустить неэффективного расходования средств взносов собственников.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости их подготовки |
Срок подготовки |
Сведения о федеральных органах исполнительной власти либо организациях - головном исполнителе и соисполнителях по разработке проектов указанных актов |
1. |
Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка подготовки, согласования и проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в реестр, выявленными объектами культурного наследия, и перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, не являющихся работами по сохранению объекта культурного наследия. |
Подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1, части 5 и 6 статьи 56.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (в редакции законопроекта) |
365 дней с даты принятия законопроекта во 2 чтении |
Минкультуры России Минстрой России |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.