Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в Порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденный приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1027" (далее соответственно - проект акта, Порядок), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 9 по 29 декабря 2022 года.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/12-22/00134252).
Проект акта подготовлен в целях реализации пункта 6 плана-графика разработки проектов актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 343-ФЗ), утвержденного Правительством Российской Федерации 26 сентября 2022 г. N 11151п-П11. Статьей 4 Закона N 343-ФЗ предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Проектом акта конкретизируется порядок подтверждения отнесения отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород), отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности (далее - отходы недропользования) к конкретному классу опасности.
Также проектом акта уточняется методология определения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями класса опасности отходов недропользования.
По результатам рассмотрения проекта акта Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проектируемому регулированию.
1. В соответствии с пунктом 1 проекта акта подтверждение отнесения отходов недропользования к конкретному классу опасности в соответствии с настоящим Порядком, в том числе для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), проводится при планировании их использования для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель, до такого использования.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, предусмотренное статьей 20 Закона об отходах производства и потребления, не требуется.
Таким образом, проект акта предполагает установить новое обязательное требование, не предусмотренное действующим регулированием, для подтверждения класса опасности для отходов недропользования, включенных в ФККО.
Согласно пункту 3 статьи 4, части 2 статьи 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) установление обязательных требований недопустимо без соблюдения принципов правовой определенности и системности, исходя из которых обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающим отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними.
Подход, предлагаемый проектом акта, не корреспондирует не только Закону об отходах производства и потребления, но и Закону об обязательных требованиях.
Разработчик, комментируя необходимость данных изменений в сводке предложений по итогам размещения текста проекта акта, ссылается на пункт 2 статьи 46.1 Закона об охране окружающей среды (в редакции Закона N 343-ФЗ), в соответствии с которым использование для ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель отходов недропользования допускается при условии подтверждения отнесения соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Вместе с тем, исследуя в системной взаимосвязи указанные нормы Закона об охране окружающей среды и Закона об отходах производства и потребления, не усматривается прямая обязанность подтверждать класс опасности для отходов, включенных в ФККО, для использования при ликвидации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, рекультивации земель отходов недропользования.
На основании вышеизложенного считаем избыточной необходимость подтверждения класса опасности отходов недропользования для отходов недропользования, включенных в ФККО.
2. Проектом акта для подтверждения класса опасности отходов недропользования предусмотрено предъявление копий актов отбора проб отхода и копий протоколов исследований, проведенных испытательной лабораторией (центром).
Содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом (часть 1 статьи 7 Закона об обязательных требованиях).
Между тем остается неясным, какая именно испытательная лаборатория (центр) имеет право проводить соответствующие исследования: аккредитованная испытательная лаборатория (центр) либо собственная производственная лаборатория предприятия.
В силу предписаний части 1 статьи 9 Закона об обязательных требованиях при установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота.
Сводный отчет соответствующих оценок затрат на проведение испытаний в двух видах приведенных лабораторий не содержит. Ввиду этого конкретизация оцениваемого предписания, допускающая в последующей практике применения возможность использования результатов испытаний собственной производственной лаборатории предприятия, более предпочтительна.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
проект акта не соответствует Закону об обязательных требованиях;
наличие проблемы разработчиком недостаточно обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.