Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - проект акта), направленный для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Роспотребнадзором (далее соответственно - заключение, разработчик), и сообщает.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки его регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 17 по 30 января 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/01-23/00135046).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета основанием для разработки проекта акта являются поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 30 ноября 2022 г. N ТГ-П12-20574, от 13 января 2023 г. N ТГ-П12-255.
Согласно пункту 4.1 сводного отчета целью принятия проекта акта является определение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на установление порядка проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, а также федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на согласование указанного порядка.
Абзац четвертый части 2 статьи 36 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) устанавливает, что гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения (далее - профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация).
Изложенное означает, что именно работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен нести основное бремя расходов по гигиеническому воспитанию и обучению при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Проектом акта вносится изменение в статью 36 Закона N 52-ФЗ, закрепляющее полномочие по установлению порядка проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации за Роспотребнадзором по согласованию с Минздравом России.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
Согласно Перечню нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"*(1) реализация проекта акта потребует разработки приказа Роспотребнадзора "Об утверждении Порядка проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения" (далее - Приказ Роспотребнадзора), который по своей природе установит обязательные требования в указанной сфере.
Таким образом, разработчик, будучи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики в анализируемой сфере общественных отношений, на законодательном уровне предлагает закрепить дополнительное полномочие, которое может стать основанием для принятия неограниченного круга подзаконного регулирования и за которое именно юридические лица и индивидуальные предприниматели должны нести все риски и неблагоприятные последствия в правоотношениях с государством за необеспечение надлежащего контроля за своими работниками.
Данное обстоятельство может привести к риску принятия ведомственного нормативного правового акта, содержащего избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующего их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" закрепляет принцип законности принятия обязательных требований, устанавливающий возможность их утверждения исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности).
Это означает, что федеральный орган исполнительной власти, фактически наделяя себя нормотворческими полномочиями, не может действовать произвольно, если данные полномочия предполагают установление обязательных требований к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Он обязан руководствоваться фундаментальным принципом законности, в силу которого обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты охраняемых законом ценностей.
Разработчик не представил обоснований существования соответствующих угроз в отмеченной сфере общественной жизни, подтверждающих необходимость введения нового вида аттестации.
В этой связи включение в Закон N 52-ФЗ положений, определяющих орган, уполномоченный на установление порядка проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, полагаем в настоящее время нецелесообразным ввиду того, что сам разрешительный режим в форме аттестации требует пересмотра с точки зрения его необходимости.
Отмечаем, что в соответствии со статьей 11 Закона N 52-ФЗ на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц возложены обязанности по выполнению требований санитарного законодательства, разработке и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, обеспечению безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению, иные обязанности.
Оценка соблюдения требований санитарного законодательства осуществляется в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 57 Закона N 52-ФЗ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) хозяйствующие субъекты несут административную ответственность за оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований.
Статьей 6.3 КоАП установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Статьей 238 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Принимая во внимание предусмотренные законодательством Российской Федерации обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов, полагаем, что проведение аттестации избыточно и влечет дополнительную административную нагрузку.
Также в силу пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям Минздрава России относится проведение единой государственной политики в сфере здравоохранения, в том числе реализация мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, санитарно-гигиеническому просвещению.
В настоящее время приказом Минздрава России от 29 июня 2000 г. N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций" утверждена Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.
В этой связи также разработка и принятие Приказа Роспотребнадзора в анализируемой сфере общественной отношений не вытекают из полномочий, возложенных действующим законодательством на разработчика.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о выявлении в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
-------------------------------------------
*(1) Приложение к письму Роспотребнадзора от 31 января 2023 г. N 02/1482-2023-15.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.