Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2216"
(подготовлен Минтрансом России 07.04.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2216" (далее - проект постановления) подготовлен для обеспечения получения, обработки и передачи с заданным интервалом навигационной информации о географической широте и долготе местоположения, путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения (далее - навигационная информация) транспортных средств, используемых при транспортировании твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в целях организации контроля за транспортированием ТКО.
Проект постановления предусматривает распространение действующего порядка оснащения аппаратурой спутниковой навигации транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, также на транспортные средства, используемые при транспортировании ТКО.
2. Анализ правоприменительной практики, обуславливающей необходимость изменения правового регулирования.
Принятие проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 (далее - Правила N 1156), транспортирование ТКО должно осуществляться с использованием мусоровозов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации (далее - АСН). Согласно определению термина, приведенному в Правилах N 1156, мусоровоз - это транспортное средство категории N, используемое для перевозки ТКО. Также оснащение АСН автомобильных транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО, предусмотрено подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Пунктом 13 технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент) установлено, что выпускаемые в обращение транспортные средства категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), подлежат оснащению АСН.
Указанным пунктом Технического регламента также установлено,что транспортные средства категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), оснащаются АСН в порядке, установленном законодательством государств-членов Таможенного союза.
Оснащение указанной аппаратурой находящихся в эксплуатации мусоровозов, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств-членов Таможенного союза.
Однако порядок оснащения указанных транспортных средств АСН на данный момент отсутствует.
Таким образом, возникает риск, что в отсутствие указанного порядка не будет обеспечен автоматизированный сбор информации о транспортировании ТКО в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, в том числе вследствие выгрузки ТКО вне оборудованных полигонов, и оптимизации расходов операторов по обращению с ТКО на транспортирование ТКО.
Проектом постановления предлагается распространить действующие Правила оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2216 (далее - Правила) на мусоровозы.
В соответствии с пунктом 8 Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 г. N 913 (далее - Положение), эксплуатация федеральной государственной информационной системы учета твердых коммунальных отходов (далее - ФГИС ТКО) включает в себя обеспечение автоматизированного сбора статистической и иной документированной информации в сфере обращения с ТКО, представляемой поставщиками информации, в том числе с использованием имеющихся у них информационных систем, а также передаваемой в автоматическом и (или) автоматизированном режиме из государственных информационных систем субъектов Российской Федерации, осуществляющих сбор, хранение, обработку информации в области обращения с ТКО, если такие системы созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации и введены в эксплуатацию.
На основании подпункта "ж" пункта 48 Положения в ФГИС ТКО содержится реестр транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО,и согласно подпункту "к" пункта 11 Положения ФГИС ТКО должна обеспечивать решение задачи оптимизации расходов на транспортирование ТКО. В настоящее время в Российской Федерации в сфере обращения с ТКО задействовано около 22,7 тыс. транспортных средств, включая более 15,4 тыс. мусоровозов.
В соответствии с изложенным проектом постановления предлагается организовать передачу в ФГИС ТКО и в информационные системы субъектов Российской Федерации в случаях, установленных Положением, навигационной информации, поступающей от АСН, установленной на транспортных средствах, используемых для транспортирования ТКО, через Государственную автоматизированную информационную систему "ЭРА-ГЛОНАСС" (далее - ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС").
Контроль за транспортировкой ТКО позволит предотвратить вредное воздействие отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, в том числе вследствие выгрузки мусора вне оборудованных полигонов, и сделает возможным оптимизировать расходы операторов по обращению с ТКО на транспортирование.
В связи с тем, что в настоящее время на российский рынок поставляются СИМ-чипы, которые не отвечают требованиям многопрофильности, также проектом постановления предлагается исключить требования о поддержке персональной универсальной идентификационной картой абонента технологии многопрофильности.
Кроме того, проектом постановления предлагается внести изменения в пункт 4 Правил, предусматривающие возможность идентификации в ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" работоспособной АСН, установленной на мусоровозы до вступления в силу проектируемых изменений и не сертифицированной на соответствие требованиям Технического регламента. Таким образом, будет исключена необходимость замены АСН, уже установленной на мусоровозах, в связи с ее несоответствием требованиям сертификации и возможность идентификации несертифицированной аппаратуры, установленной до 1 сентября 2023 г.
В связи с тем, что в настоящее время Правила не определяют сроков подключения и идентификации АСН и в целях исключения необоснованной административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств, предусматривается включить в Правила дополнительный пункт 61, устанавливающий срок в 30 рабочих дней для оператора ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" на идентификацию АСН с момента обращения собственника (владельца) транспортного средства при условии предоставления всех предусмотренных Правилами сведений.
4. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений.
В отношении проекта постановления требуется подготовка заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренное пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений.
Реализация проекта постановления не потребует выделения финансовых средств из федерального бюджета.
Реализация проекта постановления не предполагает увеличения численности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменения порядка финансирования федеральных органов исполнительной власти.
6. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Реализация проекта постановления не влечет за собой изменения объема полномочий и (или) компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления; не влечет за собой выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов; не влечет за собой сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
7. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В проекте постановления присутствуют обязательные требования.
8. Соответствие прилагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
9. Сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.