Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), направленный для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Минтрудом России (далее соответственно - заключение, разработчик), и сообщает.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки его регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 21 октября по 18 ноября 2022 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/10-22/00132462).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Письмом от 19 октября 2022 г. N 39811-АХ/Д26и Минэкономразвития России уведомило разработчика о возврате сводного отчета и проекта акта на доработку в соответствии с пунктом 29 Правил N 1318.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета основанием для разработки проекта акта является поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 22 апреля 2022 г. N ТГ-П45-6737.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета целью проекта акта является введение обязанности для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) представлять в Социальный фонд России*(1) сведения о фактах и размерах назначенных негосударственных пенсий и иных выплат в целях реализации государством мер социальной защиты (поддержки) граждан.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 Минэкономразвития России провело публичные консультации по проекту акта, в результате которых были получены отзывы от саморегулируемой организации Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (СРО НАПФ), АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд и Российского союза промышленников и предпринимателей. Замечания и предложения, не учтенные при подготовке заключения, изложены в прилагаемой справке.
Проектом акта вносятся изменения в статью 14 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", в соответствии с которыми на фонды, осуществляющие деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, возлагается обязанность по представлению в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации информации о назначении и выплате участникам негосударственной пенсии, в том числе по договорам досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (о размере, периоде, периодичности, корректировке назначенной выплаты и о размере фактически произведенной выплаты), по форме, в форматах, в порядке и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом, для размещения указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Данная информация должна передаваться в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Корреспондирующие изменения вносятся в подпункт "о" пункта 1 части 4 статьи 6.9 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Согласно пункту 1.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 (далее - Методика), процедура оценки регулирующего воздействия проектов актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием.
В соответствии с пунктом 3.7.2 Методики выбор наилучшего из возможных способов регулирования осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Указанный выбор осуществляется на основе анализа данных, отражаемых в разделах 7-13 сводного отчета.
Обращаем внимание, что разработчиком субъекты регулирования и оценка их количества определены некорректно: учтены не все группы участников отношений.
В пункте 7.2 сводного отчета отмечено, что проектируемое правовое регулирование отразится на деятельности 29 НПФ. Источником данных является портал Агентства по страхованию вкладов (www.asv.org.ru).
В соответствии с информацией, размещенной на данном сайте, в перечень НПФ - участников системы гарантированных пенсионных накоплений включены 28 организаций.
При этом разработчиком не учтены НПФ, которые не являются участниками отмеченной системы. На официальном сайте Банка России (www.cbr.ru) размещен реестр лицензий НПФ, по состоянию на 8 декабря 2022 г. их число составляет 39.
В разделе 11 сводного отчета разработчиком анализируются расходы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием.
В рамках дополнительных публичных консультаций установлено, что расчеты, приведенные в указанном разделе сводного отчета, представлены Минтруду России СРО НАПФ.
Данные расчеты включают средние объемы единоразовых и ежегодных расходов одного НПФ, связанных с передачей информации в Социальный фонд России.
Так, к единоразовым расходам СРО НАПФ относит затраты на приобретение (установку) оборудования, предоставление права использования расширения функционала программного обеспечения (500 тыс. рублей), модернизацию учетной системы НПФ (1 млн рублей), обслуживание оборудования в целях организации передачи соответствующих сведений в Социальный фонд России (500 тыс. рублей).
Разработчиком в пункте 11.3 сводного отчета данные показатели продублированы, но указано, что единоразовые расходы по модернизации учетной системы НПФ составят 1 000 рублей, а не 1 млн рублей, как отмечено СРО НАПФ.
Также СРО НАПФ определены ежегодные расходы одного НПФ, включающие затраты на найм дополнительного персонала (1,2 млн рублей) и обеспечение работы системы передачи данных (600 тыс. рублей).
В пункте 11.4 разработчиком не указаны верифицируемые источники данных, в связи с чем представленная информация в данном разделе не может быть признана обоснованной.
Участники публичных консультаций на основании приведенных расчетов обращают внимание, что увеличение расходов для 18 НПФ, которые эксперты относят к малым с общей долей на рынке 45 %, приведет к резкому увеличению стоимости ведения пенсионного счета и, как следствие, к убыточности указанных НПФ. Сочетание указанных факторов может привести к банкротству отдельных НПФ.
2. Указанием Центрального Банка Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 4623-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности о деятельности, в том числе требованиях к отчетности по обязательному пенсионному страхованию, негосударственных пенсионных фондов" введена квартальная отчетность по форме 0420258 "Отчет о реализации пенсионных схем по пенсионным договорам" (далее - форма 0420258).
В частности, в рамках ее заполнения НПФ представляют сведения, схожие с предусматриваемыми проектом акта.
Так, заполняются сведения о вкладчике, дате начала выплаты пенсии, периоде выплаты пенсии, периодичности выплаты пенсии, дате окончания пенсионных выплат, пенсионных выплатах за отчетный период и другие.
Согласно полученным в рамках публичных консультаций по проекту акта позициям представляется целесообразным дополнить форму 0420258 недостающими данными с целью получения необходимой информации Социальным фондом России непосредственно из Банка России, минимизировав расходы субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, связанные с необходимостью соблюдения проектируемого правого регулирования.
3. Разработчиком нарушена процедура оценки регулирующего воздействия, установленная Правилами N 1318, в части заполнения сводного отчета.
Пунктом 15 Правил N 1318 определен перечень сведений, обязательных для представления в сводном отчете для проектов актов, содержащих положения высокой степени регулирующего воздействия.
При заполнении того или иного раздела (пункта) сводного отчета необходимо руководствоваться положениями Методики и заполнять сводный отчет исходя из содержания и предполагаемого предмета регулирования проекта акта.
3.1. Разработчиком не представлена информация в разделе 15 сводного отчета. В соответствии с пунктом 3.17.1 Методики в указанном разделе указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
Отсутствие данной информации исключает возможность в будущем оценить достижение целей предлагаемого правового регулирования.
3.2. Разработчиком в пунктах 3.4 и 6.2 сводного отчета не представлен подробный анализ возможности (возможностей) решения регуляторной проблемы с помощью альтернативных инструментов (способов), включая возможность государственного невмешательства.
3.3. В пунктах 13.1 и 13.2 сводного отчета разработчиком указано, что риски негативных последствий отсутствуют, однако в пункте 13.3 указаны меры, направленные на их снижение.
3.4. Пунктом 8(1) Правил N 1318 установлено, что в случае, если проект акта имеет высокую степень регулирующего воздействия, такие проекты должны предусматривать положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.
Установлено, что соответствующие положения не включены в проект акта.
3.5. Раздел 2.1 сводного отчета заполнен с нарушением пункта 3.4(1).1 Методики.
Согласно пункту 29 Правил N 1318 некорректное заполнение сводного отчета является нарушением порядка проведения оценки регулирующего воздействия.
Обращаем внимание, что в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Григоренко Д.Ю. от 17 августа 2020 г. N ДГ-П36-9415рг федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить безусловное соблюдение Правил N 1318, в том числе исключив некорректное, неинформативное или неполное заполнение сводного отчета.
Информируем, что в случае дальнейшего поступления в Минэкономразвития России на заключение проектов нормативных правовых актов, в отношении которых разработчиком подготовлены сводные отчеты с нарушением процедур, предусмотренных Правилами N 1318, такие проекты будут возвращаться разработчику без заключений для доработки на основании пункта 29 указанных Правил N 1318.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" с 1 января 2023 г. в результате объединения Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации создается единый Социальный фонд России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.