Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 805"
(подготовлен Минцифры России 17.04.2023 г.)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. N 83 "О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации" (далее - Указ), а также в целях сохранения кадрового потенциала и недопущения снижения темпов развития отрасли информационных технологий принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 805 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета акционерному обществу "ДОМ.РФ" в виде вклада в имущество акционерного общества "ДОМ.РФ", не увеличивающего его уставный капитал, на цели возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным работникам аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий" (далее соответственно - субсидия, Правила возмещения, Правила предоставления субсидии, мера поддержки, Программа).
По состоянию на 13 апреля 2023 г. выдано 10386 ипотечных кредитов на сумму 91,736 млрд рублей.
Текущая практика реализации Правил возмещения с учетом выявленных особенностей при реализации меры поддержки в условиях ограничений указывают на необходимость ее доработки, в том числе в целях минимизации негативных последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации, предпринятых зарубежными государствами, сохранения потенциала динамичного развития отрасли информационных технологий, а также предотвращения критического оттока специалистов за пределы страны за счет дополнительного стимулирования и оказания поддержки работникам отрасли информационных технологий по снятию барьеров для улучшения их жилищных условий согласно Указа.
Проектом постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 805" (далее - проект постановления) Правила предоставления субсидии приводятся в соответствие со статьей 8 Федерального закона от 21 ноября 2022 г. N 448-ФЗ, которой предусмотрено приостановление с 1 января 2023 г. до 1 января 2024 г. действие положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности размещения получателем субсидии средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на депозитах, а также уточняется, что оператор меры поддержки может использовать средства субсидии на покрытие осуществляемых в 2023 году операционных расходов и расходов, связанных с информированием граждан об осуществляемых мероприятиях, перечень которых определяется наблюдательным советом акционерного общества "ДОМ.РФ", в размере не более 0,5 процента от суммы возмещения недополученных доходов кредитным организациям в рамках меры поддержки.
С учетом текущей статистики реализации программы средний размер кредита (займа) составляет порядка 9,0 млн рублей. Максимальный размер кредита (займа) в соответствии с Правилами возмещения превышает аналогичный показатель по сравнению с другими программами льготного ипотечного кредитования, что позволило компенсировать накопленный рост цен, и увеличивать темпы реализации программы с начала 2023 года. При сохранении текущей структуры выдачи кредитов (займов) необходимо увеличение лимита кредитования до 500 млрд рублей (текущее значение составляет 240,0 млрд рублей).
Проектом постановления Правила возмещения уточняются в части требований к потенциальному заемщику.
Так, требование об уровне минимальной заработной платы заемщика для получения льготного ипотечного кредита будет распространяться только на заемщиков в возрасте от 31 года до 50 лет (включительно).
Такое уточнение позволит эффективнее исполнить положения Указа, касающиеся обеспечения льготной ипотекой работников аккредитованных организаций в сфере информационных технологий, и охватить более широкое число работников аккредитованных ИТ-компаний для получения ими льготного ипотечного кредита в целях улучшения своих жилищных условий.
Указанные изменения повысят востребованность Программы среди работников аккредитованных ИТ-компаний, окажут положительный эффект на востребованность жилья на первичном рынке недвижимости и ускорят достижение результата предоставления субсидии.
Вносимые изменения не потребуют дополнительных средств из федерального бюджета на период 2023-2025 гг. (при сохранении текущего объема финансирования программы) на реализацию мероприятий, указанных в проекте постановления.
Проект постановления соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В процессе разработки проекта постановления был проведен анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, предлагаемые изменения обусловлены практикой предоставления субсидии в текущем году.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления разработан в целях реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, и не окажет влияния на достижение целей иных государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления не требует проведения процедуры оценки регулирующего воздействия.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.