Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в целях оказания крестьянскими (фермерскими) хозяйствами услуг в сфере сельского туризма" (далее - проект акта), направленный Минсельхозом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (далее - официальный сайт) (ID проекта акта: 02/04/02-23/00136055). Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 16 февраля по 20 марта 2023 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта, в которую включены сведения о причинах отклонения направленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения представленных материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан в соответствии с пунктом 14 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. N 4112-р.
Проектом акта устанавливается возможность фермерским хозяйствам осуществлять деятельность по предоставлению услуг в сфере сельского туризма, предусматривающую ознакомление с деятельностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) участие в сельскохозяйственных работах без извлечения материальной выгоды, с возможностью предоставления услуг по временному размещению, на принадлежащем фермерскому хозяйству земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения, используемом фермерским хозяйством для осуществления своей деятельности, допускается возможность осуществлять временное размещение туристов в принадлежащих фермерским хозяйствам жилых домах, располагающихся на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе относящихся к сельскохозяйственным угодьям. При этом предусматривается условие, при котором доля дохода фермерских хозяйств от предоставления услуг в сфере сельского туризма в общем доходе фермерских хозяйств от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год не может превышать 30 процентов.
Таким образом, проектируемым правовым регулированием фактически устанавливается требование к субъектам предпринимательской и иной экономической деятельности, заключающееся в необходимости соблюдения указанного условия, исполнение которого напрямую связано с обязанностями и ограничениями при реализации ими возможности осуществления деятельности по предоставлению услуг в сфере сельского туризма.
Регулирование в проекте акта вопросов, связанных с оценкой осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, является достаточным признаком наличия в нем обязательных требований, правовые и организационные основы которых установлены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
При установлении обязательных требований должны соблюдаться принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований, содержание которых раскрывается в статьях 4-9 Закона N 247-ФЗ, а также условия их установления, определенные статьей 10 Закона N 247-ФЗ.
Минэкономразвития России обращает внимание на отсутствие позиции рабочей группы при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в сфере животноводства и растениеводства по проекту акта, которым регулируются вопросы, относящиеся к ее сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 17 Правил проведения оценки регулирующего воздействия разработчик в день размещения проекта акта и сводного отчета с использованием программных средств официального сайта должен известить о начале публичных консультаций в том числе рабочую группу по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых замечания и предложения не поступали.
Обращаем внимание на наличие к проекту акта следующего замечания.
Проект нормативного правового акта содержит обязательное требование, однако при его установлении нарушены обозначенные принципы и условия установления обязательных требований, в том числе в вопросе обоснованности конкретными случаями причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Проектируемое регулирование должно исходить из баланса частных и публичных интересов. Обязанности должны обуславливаться наличием высоких рисков для охраняемых законом ценностей и соответствовать рискам, на устранение которых они будут направлены.
В соответствии с принципом законности, определенным статьей 5 Закона N 247-ФЗ, обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей.
Минэкономразвития России обращает внимание, что при проектировании нормативных правовых актов необходимо учитывать, насколько разрабатываемое требование позволяет устранить (снизить) конкретный риск причинения вреда определенным охраняемым законом ценностям, а также возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей. Эффективным признается регулирование, в силу которого баланс выгод от предполагаемого регулирования превышает издержки потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования.
Разработчиком не представлены обосновывающие материалы и расчеты, содержащие оценку, подтверждающие целесообразность проектируемого требования к фермерским хозяйствам и оптимальность выбранного им решения.
Кроме того, проектируемое положение и эффект от его введения могут быть несоразмерны издержкам, которые фермерские хозяйства могут понести при реализации права осуществлять деятельность по предоставлению услуг в сфере сельского туризма.
Отмечаем, что в отсутствие в проекте акта положения, ограничивающего долю дохода фермерских хозяйств от предоставления услуг в сфере сельского туризма в общем доходе фермерских хозяйств от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год 30 процентами, он не будет содержать обязательных требований.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, и в случае учета вышеуказанного замечания Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.