Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в организациях социального обслуживания, предназначенных для граждан пожилого возраста и инвалидов"
(подготовлен Минтрудом России 19.04.2023 г.)
Проект приказа Минтруда России "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в организациях социального обслуживания, предназначенных для граждан пожилого возраста и инвалидов" разработан в целях сохранения права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) медицинских работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, переименованных в организации с другим наименованием в связи с проводимой реорганизацией в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации.
Досрочное пенсионное обеспечение по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ предоставляется лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от возраста при стаже на соответствующих видах работ в городе - не менее 30 лет; в городе, в сельской местности и в поселке городского типа - не менее 30 лет; в сельской местности и поселках городского типа - не менее 25 лет.
Страховая пенсия по старости по указанному основанию назначается с учетом Списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утверждаемых в установленном порядке Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении права на досрочную пенсию применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781).
Согласно пункту 31 "Учреждения социального обслуживания" Списка N 781 с учетом приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 октября 2021 г. N 707н "Об установлении тождества наименования учреждения "дом-интернат милосердия для престарелых и инвалидов" наименованию учреждения "дом милосердия" (далее - приказ N 707н), от 3 декабря 2021 г. N 864н "Об установлении тождества наименования учреждения "дом-интернат для ветеранов войны и труда" наименованию учреждения "дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - приказ 864н) право на досрочное пенсионное обеспечение имеют медицинские работники учреждений социального обслуживания - дома-интерната для престарелых и инвалидов, специального дома-интерната для престарелых и инвалидов, дома милосердия, дома милосердия для престарелых и инвалидов, дома-интерната для ветеранов войны и труда. Другие наименования учреждений социального обслуживания, предназначенные для престарелых и инвалидов, не предусмотрены.
Переименование (реорганизация) домов-интернатов в организации социального обслуживания различных наименований, отличных от наименований, предусмотренных Списком N 781 и приказами N 707н и 864н, приведет к утрате права на досрочное пенсионное обеспечение соответствующих медицинских работников.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности, тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости" тождественность профессиональной деятельности соответствующих учреждений (организаций) устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Исходя из нормы части 5 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ и указанного постановления Правительства Российской Федерации основанием для установления тождественности профессиональной деятельности является сохранение в переименованном учреждении прежнего характера профессиональной деятельности.
Следует отметить, что в соответствии с законодательством в сфере социального обслуживания граждан деятельность организаций социального обслуживания, в том числе в части установления наименований учреждений, регулируется нормативными правовыми актами, утвержденными как федеральным органом исполнительной власти, так и органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 442-ФЗ); Примерная номенклатура организаций социального обслуживания, утвержденная приказом Минтруда России от 17 декабря 2020 г. N 918н (далее - Номенклатура N 918н); Методические рекомендации по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания, утвержденные Минтрудом России от 24 ноября 2014 г. N 934н, Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утвержденные приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. N 940н (в редакции приказа Минтруда России от 30 марта 2020 г. N 157н).
В зависимости от цели создания и потребностей субъекта Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания органы государственной власти могут утверждать номенклатуру организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации, предусматривающую собственные наименования организаций социального обслуживания (статьи 8, 23 Федерального закона N 442-ФЗ).
Так, в соответствии с Номенклатурой N 918н, в качестве самостоятельных видов организаций, осуществляющих социальное обслуживание в стационарной форме, предусматривается дом-интернат для престарелых и инвалидов, дом-интернат, в том числе детский, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства, и иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание.
С учетом изложенного в субъектах Российской Федерации утверждаются номенклатуры организаций социального обслуживания, предусматривающие в качестве стационарных организаций социального обслуживания помимо домов-интернатов для престарелых и инвалидов организации социального обслуживания с другими наименованиями.
Например, Номенклатурой организаций социального обслуживания Краснодарского края, утвержденной приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 31 октября 2014 г. N 835, предусмотрен дом социального обслуживания, Номенклатурой организаций социального обслуживания в Ленинградской области, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 28 ноября 2014 г. N 552, - дом социального обслуживания, в том числе детский, Номенклатурой организаций социального обслуживания в Томской области, утвержденной постановлением Администрации Томской области от 26 августа 2021 г. N 354а, - дом социального обслуживания, центр социального обслуживания, Номенклатурой организаций социального обслуживания в Республике Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 ноября 2019 г. N 348 - специальный дом-интернат для одиноких престарелых и инвалидов и иные организации социального обслуживания, осуществляющие стационарное социальное обслуживание и другими номенклатурами организаций социального обслуживания, действующими в субъектах Российской Федерации.
В целях сохранения права на досрочное пенсионное обеспечение медицинским работникам учреждений социального обслуживания с наименованием, не предусмотренным Списком N 781, в которых осуществляется оказание социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания престарелым гражданам (мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет), инвалидам первой и второй групп (старше 18 лет), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, подготовлен проект приказа, которым устанавливается тождественность профессиональной деятельности, выполняемой в таких учреждениях профессиональной деятельности, выполнявшейся в учреждениях социального обслуживания, предусмотренных в пункте 31 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 (дом-интернат для престарелых и инвалидов).
Проект приказа не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В проекте приказа отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект приказа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации в сфере социального страхования (пенсионного обеспечения).
Предлагаемые в проекте приказа решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.