Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)" в целях возмещения затрат, понесенных в рамках реализации мероприятий, связанных с выкупом в собственность Российской Федерации земельных участков и расположенных на них зданий (сооружений), сносом (демонтажем) зданий (сооружений), благоустройством территории и возмещением убытков собственникам зданий (сооружений), расположенных на выкупленных земельных участках в Солнечногорском районе Московской области"
(подготовлен Минтрансом России 25.04.2023 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)" в целях возмещения затрат, понесенных в рамках реализации мероприятий, связанных с выкупом в собственность Российской Федерации земельных участков и расположенных на них зданий (сооружений), сносом (демонтажем) зданий (сооружений), благоустройством территории и возмещением убытков собственникам зданий (сооружений), расположенных на выкупленных земельных участках в Солнечногорском районе Московской области" (далее - проект постановления) вносится Минтрансом России.
Проектом постановления предусматривается выделение субсидии федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэродромов (аэропортов)" в целях возмещения затрат, понесенных в рамках реализации мероприятий, связанных с выкупом в собственность Российской Федерации земельных участков и расположенных на них зданий (сооружений), сносом (демонтажем) зданий (сооружений), благоустройством территории и возмещением убытков собственникам зданий (сооружений), расположенных на выкупленных земельных участках в Солнечногорском районе Московской области.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Федеральное агентство воздушного транспорта во исполнение решения Головинского районного суда города Москвы от 30.11.2016 по делу N 2-2951/2016, обязывающего выполнить работы по сносу зданий и сооружений в жилых массивах в объеме, предусмотренном разделом 6 "Проект организации работ по сносу и демонтажу объектов капитального строительства "0301-ПОД" (далее - ПОД) проектной документации по объекту "Развитие Московского авиационного узла. Строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВПП-3) Международного аэропорта Шереметьево, Московская область" (далее - Объект), инициировало в 2018 году обращение о выделении субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с подготовкой и реализацией мероприятий по сносу (демонтажу) зданий (сооружений), благоустройству территории и возмещению убытков собственникам зданий (сооружений), расположенных на земельных участках в Солнечногорском районе Московской области" (далее - Мероприятия).
Данные Мероприятия были предусмотрены проектной документацией по Объекту, заказчиком по реализации которого по государственным контрактам на выполнение строительно-монтажных работ выступало Федеральное агентство воздушного транспорта в лице федерального государственного унитарного предприятия "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Предприятие, ФГУП "АГА(А)") по соглашению о передаче полномочий от 25.03.2014 N С-61-14. При этом, затраты на изъятие данных земельных участков были исключены из сметной стоимости строительства при проведении государственной экспертизы проекта в связи с тем, что они располагаются в санитарно-защитной зоне (далее - СЗЗ), которая не является основной зоной строительства Объекта. Таким образом, бюджетные ассигнования в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) на указанные Мероприятия не выделялись.
Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" Предприятию были выделены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии на финансовое обеспечение затрат, связанных с подготовкой и реализацией Мероприятий, предусматривающих в том числе заключение и исполнение соглашений о возмещении убытков либо соглашений о выкупе земельных участков между предприятием и собственниками зданий (сооружений), подлежащих сносу (демонтажу), в размере, определенном в отчете об оценке, либо в размере, определенном решением суда.
В соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидии федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" на финансовое обеспечение затрат, связанных с подготовкой и реализацией мероприятий по сносу (демонтажу) зданий (сооружений), благоустройству территории и возмещению убытков собственникам зданий (сооружений), расположенных на земельных участках в Солнечногорском районе Московской области, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2018 N 1205, Соглашением от 01.11.2018 N 107-11-2018-057, заключенным между Федеральным агентством воздушного транспорта и ФГУП "АГА(А)", Предприятию на выполнение Мероприятий, в период с 2018 по 2021 годы предоставлялась субсидия из федерального бюджета в общем размере 1 503 029 262,77 руб.
В соответствии с пунктом 7 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации на основании поступивших в адрес ФГУП "АГА(А)" требований о выкупе 107 земельных участков и расположенных на них объектов, подлежащих сносу (демонтажу), находящихся на территории деревень Дубровки и Перепечино Солнечногорского района Московской области, за счет выделенной субсидии Предприятием при реализации Мероприятий по состоянию на 31.12.2021 освоено 1 423 777 800,93 рублей, в том числе:
а) на подготовку технической документации по сносу (демонтажу) зданий (сооружений), расположенных в границах земельных участков, в отношении которых установлена санитарно-защитная зона, разработку сметных расчетов на выполнение работ по демонтажу зданий (сооружений), а также получение экспертного заключения на сметную документацию в сумме 35 077 375,58 рублей;
б) на подготовку отчетов об оценке размера убытков, возникших у собственников зданий (сооружений) в связи с демонтажем в сумме 539 586,02 рублей;
в) на возмещение убытков либо на выкуп земельных участков у собственников зданий (сооружений), подлежащих демонтажу в сумме 1 299 167 891,30 рублей (выкуплено в собственность Российской Федерации 103 земельных участка и 124 находящихся на них объекта недвижимого имущества);
г) на выполнение работ по демонтажу зданий (сооружений), а также вывозу и утилизации отходов, образующихся в процессе демонтажа зданий (сооружений) в сумме 88 737 140,03 рублей (демонтировано (снесено) 500 объектов);
д) на выполнение кадастровых работ по подготовке актов обследования зданий (сооружений), подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости в связи со сносом (демонтажем) в сумме 255 808,00 рублей.
Выкупленные 103 земельных участка принадлежат Российской Федерации на праве собственности.
Остаток бюджетных средств субсидии в размере 79 251 431,84 рублей по строке "Выполнение работ по сносу (демонтажу) зданий и сооружении" в 2022 году Предприятию не доведен.
В 2021 году Мероприятия не были завершены по 5-ти земельным участкам в связи с отказом собственников подписывать соглашения о выкупе на сумму, указанную в отчете об оценке рыночной стоимости, проведенной ФГУП "АГА(А)" в 2019 году, и их обращениями в суд с требованиями увеличить размер выкупа. Длительные сроки рассмотрения судами исковых требований, в том числе проведение новой оценки в рамках судебных разбирательств, не позволили исполнить Мероприятия в полном объеме в период с 2018 по 2021 годы.
Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" бюджетные ассигнования на реализацию Мероприятий не предусмотрены.
На основании судебных решений, вступивших в законную силу, в рамках исполнительного производства с расчетных счетов ФГУП "АГА(А)" в коммерческих банках в течение 2021-2022 гг. списаны суммы на подлежащие выкупу в собственность Российской Федерации земельные участки, здания (сооружения).
Для завершения Мероприятий по 5-ти земельным участкам требуется предоставление субсидии в размере 200 962 693,72 рублей, в том числе:
- 16 461 417,11 рублей - на возмещение списанных с расчетных счетов ФГУП "АГА(А)" 07.07.2021 Головинским отделом судебных приставов по исполнительному документу от 06.07.2021 N 572852/21/77009-ИП (истец Смоленский А.М.) денежных средств;
- 35 978 515,00 рублей - на возмещение списанных с расчетных счетов ФГУП "АГА(А)" денежных средств в рамках исполнительного производства от 28.02.2022 N 16981/22/77009-ИП, возбужденного судебным приставом-исполнителем Головинского отдела судебных приставов УФССП России по городу Москве на основании исполнительного листа от 22.02.2022 N ФС033104104, выданного Солнечногорским городским судом Московской области по делу N 2-2414/2020 (истец Ларина О.А.);
- 114 279 786,00 рублей - на возмещение оплаты расходов ФГУП "АГА(А)", связанных с заключением и исполнением соглашения о выкупе земельного участка за счет собственных средств ФГУП "АГА(А)" во исполнение приказа Федерального агентства воздушного транспорта от 13.12.2022 N 909-П "О внесении изменений в приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 31.12.2019 N 1594-П "О выкупе земельного участка в связи с невозможностью использования вследствие установления границ санитарно-защитной зоны АО "Международный аэропорт Шереметьево" с учетом комплекса ВПП-3", с учетом решения Солнечногорского городского суда Московской области от 13.09.2021 по делу N 2-82/2021 (истец Романов А.В.), апелляционного определения Московского городского суда от 27.04.2022 по делу N 33-13188/2022, кассационного определения Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.09.2022 по делу N 88-23911/2022, постановления о возбуждении исполнительного производства от 17.06.2022 N 66722/22/77039-ИП;
- 3 152 066,00 рублей - на оплату по соглашению о выкупе земельного участка, в случае обращения правообладателя в суд по оспариванию выкупной стоимости (собственник Мерзликин В.В.); размер возмещения указан на основании отчета об оценке от 04.09.2019 N Р-225/19 и положительного экспертного заключения СРО "СФСО" от 04.09.2019 N 968/61/07/2019, может быть изменен по результатам судебных разбирательств;
- 3 748 109,00 рублей - на оплату по соглашению о выкупе земельного участка, в случае обращения правообладателей в суд по оспариванию выкупной стоимости (собственники Бибиков В.В., Дорофеева С.В.); размер возмещения указан на основании отчета об оценке от 04.09.2019 N Р-225/19 и положительного экспертного заключения СРО "СФСО" от 04.09.2019 N 968/61/07/2019, может быть изменен по результатам судебных разбирательств;
- 2 270 549,23 рублей - на возмещение списанных с расчетных счетов ФГУП "АГА(А)" денежных средств на оплату исполнительских сборов в рамках исполнительных производств по судебным делам (дело N 2-1670/2020 истец Смоленский А.М., дело N 2-1126/2020 истцы Белодонова Л.С., Захарова Л.П., Козлова Т.В., дело N 2-2414/2020 истец Ларина О.А.);
- 13 774 866,51 рублей - стоимость фактически выполненных, предъявленных подрядчиком и неоплаченных работ по договору на снос (демонтаж) выкупленных зданий (сооружений) от 26.12.2019 N 0373100090919000054, заключенному с ООО "Подрядчик";
- 11 095 023,66 рублей - на заключение и исполнение договоров (контрактов) на работы по сносу (демонтажу) зданий и сооружений на земельных участках N 17, 39, 80 и 85;
- 158 101,21 рублей - на оплату по договору на оказание услуг по осуществлению авторского надзора от 30.12.2019 N 0373100090919000054-АН, заключенному с ООО "ВТМ дорпроект Столица";
- 34 260,00 рублей - на оплату по договору на выполнение кадастровых работ по подготовке актов обследования зданий (сооружений), подтверждающих прекращение существования объектов недвижимости в связи с их сносом (демонтажем) от 27.12.2019 N 1/2019-С, заключенному с ООО "Терра НН";
- 10 000,00 рублей - на возмещение понесенных ФГУП "АГА(А)" расходов на выполнение кадастровых работ по подготовке актов обследования зданий (сооружений), подтверждающих прекращение существования 2-х объектов недвижимости в связи с их сносом (демонтажем), находящихся на территории деревни Дубровки Солнечногорского района Московской области по счету-оферте ООО "ЗСК" от 03.11.2022 N 1-03/11-2022-д.
Завершение Мероприятий не может быть выполнено за счет средств ФГУП "АГА(А)" по следующим основаниям:
1. Предприятие в соответствии с Уставом не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные целями его создания и видами деятельности.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ), унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно Уставу основными целями деятельности Предприятия являются, в том числе организация и обеспечение эффективного использования федерального имущества аэродромов (аэропортов) гражданской авиации и получение прибыли.
2. Унитарное предприятие согласно действующему законодательству не вправе являться собственником земельного участка, поскольку унитарному предприятию земельный участок предоставляется на праве аренды, субаренды, сервитута в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 161-ФЗ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.
Согласно пункту 3.1 Устава Предприятия имущество Предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, сделка по приобретению в собственность земельного участка, заключенная Предприятием с собственниками земельных участков, будет противоречить действующему законодательству Российской Федерации.
3. В соответствии с пунктами 7, 13 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации выкуп земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества осуществляется правообладателем зданий, сооружений, в связи с размещением которых принято решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, застройщиком, органом государственной власти, органом местного самоуправления по требованию собственников, которое должно быть направлено в срок не более чем пять лет со дня установления, изменения зоны с особыми условиями использования территории.
Правообладателем (собственником) федерального имущества аэродрома Шереметьево является Российская Федерация. Государственным заказчиком по строительству Объекта в аэропорту Шереметьево выступало Федеральное агентство воздушного транспорта.
Таким образом, Предприятие не вправе самостоятельно осуществлять мероприятия по выкупу земельных участков и (или) расположенных на них объектов.
Согласно пункту 1.4. Устава Предприятие находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта (федеральный орган исполнительной власти). Полномочия собственника имущества Предприятия осуществляют федеральные органы исполнительной власти в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Списание денежных средств при реализации Мероприятий с расчетного счета Предприятия является убытком, который должен быть возмещен за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета в целях возмещения затрат, понесенных Предприятием в рамках реализации мероприятий, связанных с выкупом в собственность Российской Федерации земельных участков и расположенных на них зданий (сооружений), сносом (демонтажем) зданий (сооружений), благоустройством территории и возмещением убытков собственникам зданий (сооружений), расположенных на выкупленных земельных участках в Солнечногорском районе Московской области.
4. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере, реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет за собой негативных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые проектом постановления решения приведут к увеличению расходов федерального бюджета Российской Федерации на 200 962 693,72 рублей.
Финансирование предусматривается за счет дополнительных ассигнований федерального бюджета, в целях получении которых планируется подать предложения по выделению дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов согласно Графику подготовки и рассмотрения в 2023 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, утверждённому Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко 28.02.2023 N 2126п-П13.
5. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
Согласно пункту 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260, на проект постановления не требуется получение заключения Министерства экономического развития Российской Федерации об оценке регулирующего воздействия.
6. Оценка эффективности предлагаемых решений
Предлагаемые проектом постановления решения позволят повысить эффективность эксплуатации федерального имущества аэродрома Шереметьево.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
8. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления не содержатся обязательные требования.
9. Информация о соответствии положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.