Проект Приказа Федерального казначейства "Об утверждении Порядка проведения Федеральным казначейством секторальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов"
(подготовлен Федеральным казначейством 25.04.2023 г.)
На основании абзаца второго пункта 4 статьи 9.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2021, N 24, ст. 4183) приказываю:
утвердить Порядок проведения Федеральным казначейством секторальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
УТВЕРЖДЕН
приказом Федерального казначейства
от "___" _______ 2023 г. N ____
Порядок
проведения Федеральным казначейством секторальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов
1. Настоящий Порядок проведения Федеральным казначейством секторальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма в сфере деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов устанавливает комплекс мероприятий по осуществлению Федеральным казначейством секторальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее соответственно - СОР, ОД и ФТ) в сфере деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (далее - сектор).
2. Оценка рисков ОД и ФТ в сфере деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проводится с целью:
- определения факторов подверженности рискам ОД и ФТ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
- актуализации параметров модели оценки рисков, используемой Федеральным казначейством в соответствии с Положением о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2022 г. N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 9, ст. 1335);
- определения динамики уровня риска ОД и ФТ в секторе в целом;
- ранжирования отдельных сегментов (видов деятельности) в секторе по уровню риска ОД и ФТ;
- определения сегментов, которым необходимо уделять повышенное внимание;
- оценки эффективности мер, принятых для снижения рисков ОД и ФТ в секторе по результатам национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма, проводимой в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - НОР ОД и ФТ) и предыдущей СОР;
- выработки мер для снижения рисков ОД и ФТ в секторе, а также приоритетов в надзорной деятельности;
- повышения уровня осведомленности аудиторских организаций индивидуальных аудиторов о новых рисках (типологиях) ОД и ФТ, размещенных в том числе на официальных сайтах международных организаций, занимающихся вопросами противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и в иных доступных источниках.
3. При проведении СОР учитываются результаты НОР ОД и ФТ по сектору, доводимые Федеральной службой по финансовому мониторингу посредством размещения в личном кабинете Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", статистических и иных данных саморегулируемой организации аудиторов.
4. Статистические данные саморегулируемой организации аудиторов о деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, результатах осуществления внешнего контроля деятельности в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов представляются саморегулируемой организацией аудиторов в срок до 1 мая года, в котором проводится СОР, в соответствии с запросом Федерального казначейства. Федеральным казначейством могут направляться запросы о предоставлении дополнительной информации, необходимой для проведения СОР.
5. Основанием для проведения СОР является приказ Федерального казначейства о проведении СОР (далее - приказ).
6. Приказ должен содержать следующие сведения:
- фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности сотрудников Федерального казначейства, обеспечивающих проведение мероприятия, а также формирование результатов СОР с указанием этапов СОР, за проведение которых несет ответственность каждый сотрудник, входящий в состав рабочей группы;
- сроки проведения СОР и ее отдельных этапов;
- перечень мероприятий по взаимодействию с аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, необходимых для проведения СОР.
7. Федеральным казначейством при проведении СОР используются следующие внутренние источники информации:
- результаты дистанционного мониторинга, мероприятий контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, за соблюдением отраслевых требований;
- выявленные типологии ОД и ФТ с участием аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
- результаты анализа и обобщения правоприменительной практики;
- агрегированные данные анкетирования (опроса) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, получаемые в том числе посредством Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- поступившие в Федеральное казначейство обращения граждан, запросы правоохранительных, налоговых органов, органов прокуратуры, иных государственных органов власти
8. При проведении СОР Федеральным казначейством используются следующие внешние источники информации:
- статистические сведения Федеральной службы государственной статистики, Банка России, Министерства финансов Российской Федерации, саморегулируемой организации аудиторов;
- статистические данные Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- данные Федеральной налоговой службы, в том числе о субъектах малого и среднего предпринимательства;
- результаты аналитических исследований, проводимых рейтинговыми, информационно-аналитическими агентствами, в том числе в отношении сектора;
- обзоры средств массовой информации;
- результаты заседаний Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- сведения из справочно-информационных систем.
9. СОР включает в себя следующие основные этапы: описание сектора и его структуры; оценка уровня угроз в секторе; оценка уровня уязвимости сектора; оценка последствий; оценка уровня рисков ОД и ФТ в секторе; обсуждение результатов СОР.
9.1. Описание сектора и его структуры.
Целью данного этапа является определение и оценка (анализ) наиболее важных в контексте оценки рисков данных, характеризующих сектор, включая:
- особенности институциональной организации сектора (регулирование и надзор, функции аудиторских организаций в экономике, элементы);
- оценка значимости сектора в экономике и кредитно-финансовой сфере;
- оценка значимости сектора и его отдельных сегментов в национальной системе противодействия ОД/ФТ;
- выделение в секторе отдельных сегментов (по масштабам экономической деятельности, бизнес модели, структуре клиентской базы, географической привязке деятельности), для которых характерна различная подверженность рискам ОД и ФТ.
Оценка значимости сектора и его отдельных сегментов в экономике осуществляется с использованием показателей, имеющих универсальный, применимый ко всем секторам характер (количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, выручки, налогов и иных обязательных платежей, перечисленных в бюджет аудиторскими организациями), а также с использованием результатов опроса (анкетирования) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в том числе экспертной оценки текущего состояния, а также тенденций развития аудиторской деятельности, информации, получаемой из Росфинмониторинга, о динамике объема (суммы) и количества операций, подлежащих обязательному контролю) и т.д.
При описании сектора анализируются особенности регулирования, наличие требований к членству в саморегулируемой организации аудиторов и допуску к оказанию аудиторских услуг, особенности контроля за деятельностью аудиторских организаций.
В целях структурирования сектора определяются критерии (состав предоставляемых услуг, география осуществления деятельности и т.д.), наиболее релевантные для оценки рисков в секторе, количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в определенных сегментах, динамика показателей, имеющих универсальный характер для оценки подверженности сектора или их его отдельных сегментов рискам, в том числе доля аудиторских организаций со сложной корпоративной структурой (многофилиальные организации, имеющие филиалы и т.д.) и структурой бенефициарного владения (многоуровневое, косвенное владение).
Сведения используются в дальнейшем при оценке уровня уязвимости сектора рискам ОД и ФТ.
9.2. Под оценкой уровня угроз в секторе (его сегментах) понимается оценка уровня криминализации экономики в целом и сектора в отдельности, характеристика условий и обстановки, в которых совершаются предикатные преступления и формируются преступные доходы, для определения их характера, объемов и т.д.
Оценка уровня угроз включает в себе следующие мероприятия:
а) формирование и анализ статистических и иных данных:
- по делам о легализации (отмывании) преступных доходов, предикатным к легализации (отмыванию) преступных доходов преступлениям, в разрезе видов преступлений (мошенничество, хищение и т.д.), преступлениям финансирования терроризма с использованием сектора в целом, а также его отдельных сегментов с выделением преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору и организованной преступной группой (по годам), в том числе динамика количества уголовных дел, вступивших в законную силу приговоров судов, а также лиц, привлеченных к уголовной ответственности (по годам);
- по динамике количества запросов правоохранительных, налоговых органов, органов прокуратуры, иных государственных органов власти;
- по динамике количества обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации, в которых содержатся сведения о возможном совершении преступлений с использованием аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
- по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, осуществленных Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов.
По результатам анализа показателей делается вывод об изменении уровня криминализации сектора;
б) подбор обезличенных примеров (кейсов) уголовных дел, которые позволят продемонстрировать алгоритм действий преступников;
в) формирование и анализ результатов анкетирования (опроса) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также должностных лиц саморегулируемой организации аудиторов, а также должностных лиц Федерального казначейства и его территориальных органов, осуществляющих контроль (надзор) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ПОД/ФТ/ФРОМУ) в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов относительно уровня угроз в секторе (оценка уровня криминализации и его динамики и т.д.);
По итогам этапа на основе данных об уровне угроз в секторе по результатам предыдущей секторальной оценки рисков, результатов анализа статистических данных, а также результатов анкетирования (опроса):
- определяется динамика уровня угроз в секторе (повысился, снизился, стабилен);
- присваивается оценка уровня угроз для отдельных сегментов в секторе по 3-х уровневой шкале (высокий, умеренный и низкий).
9.3. При оценке уязвимости сектора определяется возможность реализации угроз, либо возможность содействия или способствования реализации таких угроз.
Уязвимости делятся на внутренние и внешние по отношению к аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам.
К внешним уязвимостям относятся факторы, определяющие подверженность сектора рискам в связи с:
- неурегулированностью законодательства (отсутствие обязательных требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (далее соответственно - ПОД/ФТ, ОД и ФТ), отсутствие разрешительных механизмов, требований к бенефициарным владельцам, отсутствие контроля за деятельностью аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов и т.д.);
- недостаточной эффективностью контрольной (надзорной) деятельности (недостатки в применении риск-ориентированного подхода, недостаточная ресурсная обеспеченность надзора (контроля) в сфере ПОД/ФТ, незначительное количество мероприятий по контролю (надзору), а также мер профилактического характера и т.д.),
- низким уровнем охвата сектора системой противодействия ОД/ФТ.
К внутренним уязвимостям относятся факторы, определяющие подверженность сектора рискам в связи с:
- низким (недостаточным) уровнем исполнения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля, оценке рисков клиентов и своей деятельности, принятии мер по снижению рисков, взаимодействии с Росфинмониторингом, в том числе в части информирования о подозрительных операциях и т.д.);
- особенностями аудиторской деятельности, распространенностью и доступностью услуг, предоставляемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, которые делают их привлекательными для целей ОД или ФТ, географией осуществления деятельности;
- структурой обслуживаемых клиентов.
Для оценки уровня исполнения обязательных требований аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами используются следующие показатели:
а) динамика количества и доли аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов с низким уровнем риска неисполнения обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ;
б) динамика уровня охвата (доля аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, поставленных на учет и зарегистрировавших Личный кабинет на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для исполнения обязательных требований по ПОД/ФТ);
в) результаты контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов, в том числе:
- доля проверок с выявленными нарушениями (в том числе грубыми нарушениями) законодательства о ПОД/ФТ;
- доля повторных проверок с выявленными нарушениями;
- динамика количества и доли аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, уклонившихся от устранения нарушений.
В рамках данного этапа определяются основные (наиболее частые) нарушения, допущенные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Для оценки уровня осведомленности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов о рисках ОД и ФТ, а также конкретных типологиях и признаках подозрительных операций используются результаты анкетирования (опроса), а также оценка динамики доли аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в секторе, информирующих о подозрительных операциях;
По итогам этапа на основе данных об уровне уязвимости в секторе по результатам предыдущей секторальной оценки рисков, результатов анализа статистических данных, а также результатов анкетирования (опроса):
- определяется динамика уровня уязвимостей в секторе (повысился, снизился, стабилен);
- присваивается оценка уровня уязвимости для отдельных сегментов в секторе по 3-х уровневой шкале (высокий, умеренный и низкий);
- определяется перечень наиболее значимых уязвимостей для сектора в целом и его отдельных сегментов, а также мер (надзорных, законодательных, организационных и т.д.) по их устранению (снижению их влияния).
Сопоставление (сочетание) угроз и уязвимостей дает представление о вероятности, как потенциальной возможности возникновения событий, представляющих риск ОД и ФТ.
Уровень вероятности определяется на основе сопоставления угроз и уязвимостей на основе схемы (матрицы) (рис 1).
9.4. Для оценки последствий может использоваться показатель суммы ущерба, нанесенного национальной экономике в результате совершения преступлений ОД и ФТ с использованием аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. При формировании выводов о последствиях используются результаты анкетирования (опроса) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, должностных лиц Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов.
Оценка уровня (значимости) последствий осуществляется по 3-х уровневой шкале (высокий, умеренный и низкий) экспертным путем на основе данных об уровне (значимости) последствий в секторе по результатам предыдущей оценки рисков, а также результатов анализа статистических данных и иной информации, полученной в ходе проведения СОР.
9.5. Оценка уровня риска ОД и ФТ в секторе, а также его отдельных сегментах осуществляется членами рабочей группы путем на основе:
а) последовательного сопоставления угроз, уязвимостей и последствий на основе схем (матриц), приведенных на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Схема (матрица) определения уровня вероятности на основе сопоставления угроз и уязвимостей.
Рис 2. Схема (матрица) определения уровня риска ОД и ФТ на основе сопоставления вероятности и последствий.
б) анализа сведений, характеризующих уровень вовлеченности сектора в проведение сомнительных операций, формируемых Росфинмониторингом, включающим следующие показатели:
- динамика объема подозрительных операций с участием аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, представленных кредитными организациями, количества участников таких операций;
- динамика объема подозрительных операций с участием аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в отношении которых кредитными организациями было применено право на отказ в проведении операций;
- динамика количества случаев применения кредитными организациями в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов права отказа в приеме на обслуживание, расторжения договора банковского счета (вклада);
- динамика количества и доли аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, отнесенных к высокому и повышенному уровням риска несоблюдения требований законодательства в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ;
в) результатов анкетирования (опроса) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, должностных лиц Федерального казначейства и саморегулируемой организации аудиторов.
По результатом данного этапа определяется динамика уровня риска в секторе, а также уровень подверженности рискам выделенных сегментов сектора (повышенная, низкая).
9.6. Федеральное казначейство организует обсуждение результатов СОР с представителями Росфинмониторинга, саморегулируемой организации аудиторов, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в форме вебинаров, круглых столов и т.д.
Результаты обсуждения учитываются при подготовке отчета о результатах СОР.
10. Оформление и утверждение результатов СОР.
11. По результатам оценки рисков формируется перечень рекомендуемых мер по снижению рисков в секторе с возможным графиком их реализации на ближайшие 3 года, включающим:
- меры на межведомственном уровне;
- предложения по совершенствованию законодательства;
- предложения по корректировке организации (планирования) и осуществления контрольной (надзорной) деятельности.
Результаты оценки динамики и уровня угроз, уязвимостей, последствий и рисков совершения операций (сделок) в целях ОД и ФТ в сфере деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также рекомендуемые меры по снижению указанных рисков оформляются в виде отчета о результатах СОР.
12. Отчет о результатах СОР включает следующие разделы:
I. Общая характеристика сектора.
II. Характеристика угроз.
III. Характеристика уязвимостей.
IV. Характеристика последствий(ущерба).
V. Сравнительная оценка уровня риска ОД и /ФТ в отдельных сегментах в секторе, актуальные типологии и схемы ОД и ФТ.
VI. Рекомендуемые меры по снижению рисков ОД и ФТ в секторе.
13. В отчет о результатах СОР может включаться информация о новых типологиях (схемах) ОД и ФТ, которые реализуются с использованием аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
14. Результаты секторальной оценки рисков представляются для рассмотрения и одобрения в Межведомственную комиссию по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения.
15. На основе отчета о результатах СОР формируется его публичная версия, размещаемая на официальном сайте Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в срок не позднее 5 рабочих дней со дня одобрения Межведомственной комиссией по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения.
16. Публичная версия отчета о результатах СОР содержит информацию о результатах СОР, за исключением конфиденциальной информации и информации, составляющей служебную, аудиторскую и иную охраняемую законом тайну.
17. Информация о проведении СОР, периоде, за который она проводится, контактных лицах, формах участия аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в подготовке и обсуждении результатов СОР доводится до территориальных органов Федерального казначейства и размещается на официальном сайте Федерального казначейства в срок не позднее чем за 2 месяца до начала ее проведения.
18. Результаты СОР доводятся Федеральным казначейством до сведения аудиторских организаций при проведении профилактических мероприятий.
19. СОР проводится не реже одного раза в три года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.