Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 27.04.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 24 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 4112-р, в целях оптимизации процедуры обжалования решений территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, а также решений руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.
Законопроект предусматривает введение процедуры обязательного досудебного порядка урегулирования споров при предоставлении государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций.
В соответствии со статьями 4 и 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования споров, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
В настоящее время обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальным контроле в Российской Федерации" при обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий или бездействия его должностных лиц, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при обжаловании решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Налоговым кодексом Российской Федерации при возникающих спорах о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц, а также другими нормативными правовыми актами.
Принимая во внимание положительную практику реализации вышеуказанных нормативных правовых актов предлагается установить аналогичный порядок обязательного досудебного обжалования отказов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации некоммерческой организации и общественного объединения, внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и включении в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг в центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации, а решений руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации - Министру юстиции Российской Федерации.
Обязанность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать заинтересованных лиц к разрешению споров внутри системы регистрирующих органов.
Принятие законопроекта позволит сократить государственные ресурсы на рассмотрение жалоб, а также разгрузить судебную систему от рассмотрения дел, которые зачастую не представляют особой сложности и могут быть оперативно разрешены в порядке подчиненности органа юстиции.
Законопроект соответствует действующему конституционному праву граждан на судебную защиту, а также порядку досудебного (внесудебного) обжалования решений.
Лица, несогласные с отказом в государственной регистрации и заинтересованные в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, получат дополнительный, менее затратный и более быстрый способ защиты своих прав.
Как правило, срок рассмотрения судами указанных споров может продлиться от трех месяцев и более.
Предлагаемая процедура значительно сократить срок рассмотрения соответствующих споров и составит не более 15 рабочих дней.
Кроме того, законопроект позволит сократить расходы заинтересованных лиц, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче в суд административного искового заявления, а также расходы на оплату услуг адвокатов и представителей.
Законопроект устанавливает требования к порядку, срокам подачи жалобы и ее содержанию, что направлено на определение для заинтересованного лица правил, позволяющих наилучшим образом донести существо и мотивацию своих требований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов.
Перечень
актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребуется издание приказа Минюста России "Об утверждении Порядка рассмотрения жалобы на решения территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, решения руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации при предоставлении государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций и Порядка восстановления пропущенного срока подачи этой жалобы".
Срок подготовки указанного приказа - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный за подготовку и издание приказа федеральный орган исполнительной власти - Минюст России.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.