Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 05.05.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.03.2023 N 8-П.
Данным постановлением признана часть третья.1 статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 19 (часть 1), 22 (часть 1), 46 (часть 1), 50 (часть 3), 53, 54 (часть 2) и 55 (часть 3), в той части, в какой она по своему буквальному содержанию препятствует использованию ее судами в правоприменительной практике для целей дифференцированного по видам исправительных учреждений зачета времени лишения свободы, отбытого лицом в ошибочно назначенном ему в исправительном учреждении более строгого вида, в срок лишения свободы, подлежащий отбытию на основании судебного решения, постановленного в результате пересмотра (отмены или изменения) первоначального приговора (иного судебного акта).
Вопросы исчисления сроков наказания и зачета наказания регламентированы статьей 72 УК РФ.
Федеральным законом от 03.07.2018 N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации" статья 72 УК РФ дополнена частью третьей.1, согласно которой время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей.2 и третьей.3 данной статьи, из расчета один день за один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима, полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима, два дня отбывания наказания в колонии-поселении.
Установленная в части третьей.1 статьи 72 УК РФ дифференциация в зависимости от вида исправительного учреждения объясняется сопоставлением характера и объема правоограничений, которые применяются в период содержания под стражей и в условиях лишения свободы).
Между тем часть третья.1 статьи 72 УК РФ не определяет правил принятия решений на основе сопоставления строгости ограничений, фактически примененных к осужденному исходя из ошибочно назначенного приговором более строгого вида исправительного учреждения, по сравнению с теми (вновь назначенными) условиями отбывания наказания, которые вытекают из последующего решения вышестоящего суда.
Законопроектом предлагается при изменении вида исправительного учреждения в порядке, предусмотренном главами 47.1 или 48.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, на более мягкий, осуществлять в льготном исчислении зачет времени отбывания лишения свободы в исправительном учреждении более строгого вида в срок лишения свободы, подлежащий отбытию.
Реализация законопроекта не потребует увеличения штатной численности учреждений и органов УИС, а также выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.