Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 9 февраля по 3 марта 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/02-23/00135841).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Проект акта разработан во исполнение подпункта "б" пункта 1 части 4 поручения Президента Российской Федерации от 19 сентября 2016 г. N Пр-1817ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 г. в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. N ОГ-П12-5810 и от 29 декабря 2022 г. N ВА-П11-22868.
Проектом акта предлагается включить в объекты государственной экологической экспертизы, определенные статьями 11 и 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", проектную документацию объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального, регионального и местного значения, если размещение таких объектов в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов допускается Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 27 по 31 марта 2023 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции ФГБУ "АМП Балтийского моря", ПАО "КОКС", АО "НефтеХимСервис", ООО "Оникс", АО "Зарубежнефть", АО "Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов", АО "МОСГАЗ", ПАО НК "РуссНефть", ГУП "СПЕЦТРАНС", ПАО "Россети", АО "Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р", ООО "Благоустройство города "Севастополь"", АО "Атомстройэкспорт", АО "Концерн Росэнергоатом", ООО "Гранд - Байкал", ПАО "Сургутнефтегаз", ПАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, ЕМУП "Спецавтобаза", АО "БЭТ", АО "Новосибирскэнергосбыт", принятые во внимание при подготовке настоящего заключения.
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний при доработке проекта акта.
1. Проектом акта предлагается проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального, регионального и местного значения, если размещение таких объектов в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов допускается Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта, не имеет предметного обоснования в сводном отчете и не подтверждается фактами негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении деятельности в рамках действующих норм. При этом ранее правовые нормы аналогичного содержания были исключены из законодательства Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Регулирование застройки зон округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ограничения на размещение промышленных организаций и иных сооружений, не связанных с развитием сферы курортного лечения и отдыха, обеспечиваются Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", порядок и особенности функционирования курорта определяются положением о данном курорте.
Кроме того, Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" установлена обязанность прохождения государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей деятельность во внутренних морских водах.
Реализация проекта акта может повлиять на доходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с тем, что может оказаться причиной несвоевременной реализации целевых и адресных инвестиционных программ, поступления налогов и сборов от предпринимательской деятельности на территориях курортов.
Многоступенчатость государственной экологической экспертизы, в том числе необходимость организации проведения общественных обсуждений, приведет к увеличению продолжительности реализации инвестиционных проектов в зонах лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Таким образом, проект акта вводит необоснованные ограничения и потребует дополнительных затрат со стороны юридических лиц при капитальном строительстве, в том числе в наиболее инвестиционно-привлекательных лечебно-оздоровительных местностях и курортах*(1).
2. Дополнительно обращаем внимание на недостаточную проработку отдельных положений проекта акта. Так, статьями 1, 2 проекта акта предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Кроме того, пунктом 2 статьи 3 проекта акта допускается строительство, реконструкция объектов капитального строительства во второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны, относящихся в соответствии с критериями*(2) к объектам I-III категорий, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду (ОНВОС), при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем в проекте акта отсутствует регламентация необходимости или отсутствия необходимости прохождения государственной экологической экспертизы при размещении объектов капитального строительства, относящихся к IV категории ОНВОС в границах второй, третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны*(3).
Данный подход не корреспондирует таким принципам установления обязательных требований, как правовая определенность, обоснованность и системность, предусмотренным статьями 4, 6 и 7 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях).
2.1. Сводный отчет не содержит необходимой информации о готовности субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности к вводимым изменениям, отсутствует информация о необходимых затратах. Кроме того, отсутствует оценка последствий для данных субъектов.
Обращаем внимание, что согласно пункту 3.4.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290, наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об обязательных требованиях необходимыми условиями установления обязательных требований являются наличие риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, на устранение которого направлено установление обязательных требований, и возможность и достаточность установления обязательных требований в качестве мер защиты охраняемых законом ценностей.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона об обязательных требованиях содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
Следовательно, разработчику необходимо дорабатывать проект акта в целях соблюдения Закона об обязательных требованиях.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
положения проекта акта не соответствуют Закону об обязательных требованиях;
наличие проблемы разработчиком не обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
-------------------------------------------
*(1) Например, в таких курортных зонах, как Азово-Черноморское побережье Краснодарского края.
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
*(3) Например, пунктом 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" для лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, предусмотрены изъятия в части обязанности внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.