Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 16.05.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях поддержки военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера, из числа ветеранов боевых действий, указанных в подпунктах 1, 1.1, 2.2, 7 и 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ветераны боевых действий), прежде всего принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - участники СВО) и выполняющих (выполнявших) специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, обеспечения их прав и возможностей на получение высшего образования, а также повышения качества комплектования образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - высшие военно-учебные заведения).
Законопроектом статья 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании"), регламентирующая особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, дополняется новой частью 11.4: для ветеранов боевых действий, получающих высшее образование впервые, предусматривается осуществление приема на обучение в высшие военно-учебные заведения по их выбору - на основании результатов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) или вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями самостоятельно.
Также вносятся корреспондирующие изменения в часть 5 и пункт 11 части 7, дополняющие категорию ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", ветеранами боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 7 и 9 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 70 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов ЕГЭ, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.
Участие в сдаче ЕГЭ рассматриваемой категории военнослужащих (указаны в подпунктах 1, 1.1 и 2.2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") по объективным причинам, в связи с выполнением задач, не представляется возможным.
Кроме того, ряд кандидатов на прием в высшие военно-учебные заведения (указаны в подпунктах 7 и 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах") не имели возможности сдать ЕГЭ, поскольку выполняли задачи в качестве гражданских лиц.
Прием на обучение в образовательные организации высшего образования на основании результатов ЕГЭ или вступительных испытаний, проводимых образовательными организациями самостоятельно, уже предусмотрен для детей участников боевых действий, по их выбору (Федеральный закон "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 641-ФЗ "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации").
Реализация законопроекта позволит обеспечить качество комплектования первых курсов высших военно-учебных заведений курсантами, имеющими боевой опыт, мотивированными на овладение профессией офицера и дальнейшую военную службу, а также равенство прав и возможностей на получение высшего образования, и расширить меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, в том числе участников СВО.
На раннем этапе проработки законопроекта норма, заложенная в нем и вводимая проектируемой частью 11.4 Федерального закона "Об образовании", вводилась новым абзацем вторым части 5 Федерального закона "Об образовании". В такой редакции законопроект поддержан заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, за исключением Следственного комитета Российской Федерации.
Перенос правового регулирования указанной нормы из части 5 в новую часть 11.4 статьи 71 Федерального закона "Об образовании" предложен Минобрнауки России на завершающем этапе проработки законопроекта. Указанный перенос не влечет изменения его концептуальных основ, носит юридико-технический характер и направлен на сохранение единообразного построения правовых норм Федерального закона "Об образовании" после вступления в силу федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Следственным комитетом Российской Федерации предложено ограничить перечень специальностей, по которым ветераны боевых действий могут поступать в высшие военно-учебные заведения на основании результатов ЕГЭ или вступительных испытаний. Учитывая необъективность такого ограничения, в адрес указанного федерального государственного органа направлен протокол согласительного совещания о разногласиях для принятия окончательного решения на последующих этапах прохождения законопроекта.
Положения законопроекта не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательных требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета, а также не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.