Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - проект акта, Изменения), направленный Минпромторгом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) основанием для разработки проекта акта является поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. от 11 мая 2022 г. N ЮБ-П7-7682.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях оптимизации механизма выдачи акта экспертизы определения отличий параметров продукции от параметров произведенной в Российской Федерации промышленной продукции и заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, в том числе в части перевода настоящего механизма в электронный вид взаимодействия посредством государственной информационной системы промышленности, а также реализации возможности прохождения экспертизы определения отличий параметров продукции от параметров произведенной в Российской Федерации промышленной продукции по многокомпонентной промышленной продукции, перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которой осуществляется различными товарными партиями в течение установленного периода времени, но не менее срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проект акта и сводный отчет размещались разработчиком на официальном сайте regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/11-22/00133540) в целях проведения публичного обсуждения в период с 16 ноября по 6 декабря 2022 г., заявлено о средней степени регулирующего воздействия. Предложение, поступившее в ходе публичного обсуждения проекта акта, разработчиком прокомментировано и частично учтено.
Проектом акта предусматривается внесение изменений в:
перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг и предоставляются организациями и уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертами, участвующими в предоставлении государственных услуг*(1), в части дополнения экспертизой определения отличий параметров заявленной продукции от параметров произведенной в Российской Федерации промышленной продукции, с последующим получением заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов;
постановление Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. N 1135*(2) в части перевода механизма выдачи заключения Минпромторга России об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, в электронный формат, дополнения термином "многокомпонентное технологическое оборудование" (МТО), пролонгации срока действия ранее выданных заключений об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и актов проведения экспертизы до 30 ноября 2024 г. для документов, выданных после утверждения постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 796*(3), размера платы за услуги проведения экспертизы (предоставление льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (пониженные трудозатраты), пересмотра методики определения размера платы за указанную услугу для МТО, уточнения, что произведенной в Российской Федерации промышленной продукцией считается продукция, включенная в соответствующий реестр согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719*(4), а в случае выдачи заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, на МТО, перемещаемое через границу Евразийского экономического союза в несобранном или разобранном виде, определения, что срок его действия завершается по факту ввоза последнего компонента МТО, но не может превышать 6 лет с момента выдачи заключения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил также проведены публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции АО "КЭМЗ", АО "НПО "Техномаш" им. С.А. Афанасьева", АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей", АО "Государственный научный центр Российской Федерации "Исследовательский центр имени М.В. Келдыша", АО "НИИМаш", АО "НПО Лавочкина", АО "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения", не содержащие замечаний в отношении предлагаемого регулирования, а также позиция Госкорпорации "Роскосмос", содержащая замечания, учтенные в настоящем заключении.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта не выявлено положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно отмечаем, что проектом акта утверждаются критерии отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов (далее - Критерии), в новой редакции. Минэкономразвития России обращает внимание на риск дублирования отдельных положений Изменений.
Пунктами 5 и 8 Критериев для целей получения акта экспертизы предусматриваются формирование заявления на выдачу акта экспертизы и заключения посредством государственной информационной системы промышленности (ГИСП), информация, которую заявитель должен указать в заявлении, а также перечень документов, прилагаемых к такому заявлению.
Принимая во внимание содержание пункта 26 Изменений, указанное заявление не является основанием для выдачи заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, а для его получения заявитель должен направить посредством ГИСП в Минпромторг России сведения и документы, уже загруженные в ГИСП в соответствии с вышеуказанными пунктами 5 и 8 Изменений. Информация же, которая направлялась заявителем в ГИСП в соответствии с пунктами 5 и 8 Критериев, уже находится в ГИСП, а значит и в распоряжении Минпромторга России.
Считаем целесообразным доработать предусмотренные проектом акта положения пункта 26 Критериев, предусмотрев необходимость направления заявителем в ГИСП только той информации, которая ранее не передавалась заявителем в ГИСП в соответствии с пунктами 5 и 8 Критериев, а также подпункта "г" пункта 26 Критериев в части уточнения, какой именно нормативный правовой акт подразумевается в качестве нормативного правового акта, которым предусматривается отнесение продукции к продукции, не имеющей аналогов.
Также отмечаем, что заявитель обращается за необходимой и обязательной услугой в целях предоставления государственной или муниципальной услуги. Однако получение результата необходимой и обязательной услуги не означает автоматическое начало предоставления государственной или муниципальной услуги. Равно как результатом государственный услуги Минпромторга России может быть не только выдача заключения, но и отказ в ее предоставлении.
В связи с этим проектируемая формулировка "с последующим получением заключения" представляется некорректной.
В формулировках необходимых и обязательных услуг, содержащихся в перечне, используются слова "в целях" или "для", увязывающие выполнение организациями или уполномоченными экспертами экспертиз, обследований и прочих работ с государственными услугами, для предоставления которых они проводились.
Таким образом, проектируемый пункт Перечня необходимых и обязательных услуг, утвержденного постановлением N 352, полагаем необходимым изложить в следующей редакции: "42. Экспертиза определения отличий параметров заявленной продукции от параметров произведенной в Российской Федерации промышленной продукции в целях получения заключения об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, в соответствии с Правилами отнесения продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 г. N 1135 "Об отнесении продукции к промышленной продукции,не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" <*>.".
Проектируемое наименование необходимой и обязательной услуги должно быть также учтено в наименовании методики и предельного размера платы, утвержденных постановлением N 1135.
В дополнение отмечаем, что согласно пункту 13 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 февраля 2023 г. N 64*(5) во исполнение подпункта "б" пункта 8 постановления N 352, уполномоченным органам рекомендуется в пояснительной записке к проекту акта указывать сведения о необходимой и обязательной услуге в целях обеспечения полноты сведений о ней.
-------------------------------------------
*(1) Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 (далее - постановление N 352).
*(2) "Об отнесении продукции к промышленной продукции, не имеющей произведенных в Российской Федерации аналогов, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1135).
*(3) "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".
*(4) "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
*(5) "Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, по отнесению документов, необходимых для предоставления государственных услуг, к документам, выдаваемым по результатам оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, наделенными в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, государственных услуг".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.