Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила определения размера инвестиционного портового сбора, его взимания и применения" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 23 декабря 2022 г. по 12 января 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/12-22/00134646).
Проектом акта предлагается установить перечень затрат, включаемых в понятие "капитальные вложения в строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры морского порта", что позволит осуществлять финансирование из средств инвестиционного портового сбора мероприятий, которые в настоящее время не могут быть осуществлены за счет сбора.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" учет доходов и расходов портовых сборов администрацией морских портов, в том числе в целях обеспечения деятельности капитанов морских портов, хозяйствующим субъектом, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту, осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Согласно пункту 4 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.
Соблюдение указанного требования проверяется ФАС России в рамках федерального государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях.
При этом в соответствии с пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 г. N 616 "Об определении размера инвестиционного портового сбора, о его взимании и применении" (далее - постановление N 616) размер сбора рассчитывается исходя из требуемого размера сбора на каждый год долгосрочного периода регулирования, определяемого суммой необходимого объема финансирования капитальных вложений в объекты федеральной собственности, осуществляемых субъектом за счет внебюджетных источников финансирования в соответствии с программой капитальных вложений субъекта в строительство и реконструкцию объектов федеральной собственности, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации.
Таким образом, проанализировав положения проекта акта, Минэкономразвития России отмечает, что он содержит положения, устанавливающие обязательные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательных требованиях) положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта.
Вместе с тем проект акта не содержит положений, устанавливающих срок его вступления в силу.
Кроме того, согласно части 4 статьи 3 Закона об обязательных требованиях нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шести лет со дня его вступления в силу.
Таким образом, проект акта также должен содержать срок его действия. Кроме того, постановление N 616 также должно содержать срок действия.
По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России могут быть сделаны следующие выводы:
проект акта не соответствует Закону об обязательных требованиях;
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.