Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России от 11.05.2023)
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282; 2009, N 29, ст. 3607; 2015, N 1, ст. 58; 2016, N 27, ст. 4220; 2017, N 47, ст. 6846; 2020, N 12, ст. 1652) следующие изменения:
1) в пункте 9 статьи 13.2 слова "в вышестоящий орган или в суд" заменить словами "в суд только после его обжалования в уполномоченный орган в порядке и сроки, предусмотренные при обжаловании отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.".
2) пункт 5 статьи 23.1 изложить в следующей редакции:
"Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть обжалован в суд только после его обжалования в уполномоченный орган, если иное не установлено другими федеральными законами.".
3) дополнить статьей 23.2 следующего содержания:
"Статья 23.2 Порядок и сроки обжалования отказа в государственной регистрации некоммерческой организации
1. Решения, принятые уполномоченным органом, обжалуются его руководителю, решения, принятые территориальным органом, обжалуются заместителю руководителя уполномоченного органа в соответствии с его компетенцией.
2. Жалоба на решение уполномоченного органа или его территориального органа подается в течение 30 дней со дня получения заявителем уведомления об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации через орган, принявший обжалуемое решение.
3. В течение 3 рабочих дней с момента поступления в орган, принявший решение, жалоба, а также необходимые для ее рассмотрения материалы направляются в уполномоченный орган.
4. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству заявителя или его представителя, может быть восстановлен в порядке, установленном уполномоченным органом.
5. Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Жалоба может быть отозвана полностью или в части путем направления заявления в уполномоченный орган.
В жалобе указываются:
а) наименование некоммерческой организации, фамилия, имя и отчество заявителя или его представителя, его место жительства или место пребывания, а также номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
б) сведения об обжалуемом решении уполномоченного органа или его территориального органа;
в) наименование уполномоченного органа или его территориального органа, решение которого обжалуется;
г) требования и основания, по которым заявитель или его представитель считает свои права нарушенными;
д) способ получения решения по жалобе.
6. В случае подачи жалобы представителем заявителя к жалобе прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
7. Уполномоченный орган оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что:
а) жалоба не подписана заявителем или его представителем, либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
б) жалоба подана после истечения срока для ее подачи, установленного настоящей статьей, и не заявлено ходатайство о его восстановлении или оно отклонено;
в) до принятия решения по жалобе от заявителя или его представителя поступило заявление об отзыве жалобы;
г) ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
д) в уполномоченный орган, его территориальный орган повторно представлены документы для государственной регистрации некоммерческой организации.
8. Уполномоченный орган принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение 7 рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы в порядке, установленном настоящей статьей.
9. Порядок рассмотрения жалобы устанавливается уполномоченным органом.
10. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней принимает одно из следующих решений:
а) об удовлетворении жалобы и отмене обжалуемого решения;
б) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Срок исчисляется со дня поступления жалобы в орган, решение которого обжалуется.
11. Решение уполномоченного органа по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется заявителю, а также направляется в орган, принявший обжалуемое решение, не позднее 3 рабочих дней со дня его принятия.
12. В случае отмены принятого решения уполномоченный орган или его территориальный орган в пределах компетенции обязан принять по представленным документам решение о государственной регистрации некоммерческой организации в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения такого решения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
13. Обжалование уклонения уполномоченного органа или его территориального органа от государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и обжалование отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.".
4) статью 31.4 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"Отказ в признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и включении в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг может быть обжалован в суд только после его обжалования в соответствующий уполномоченный орган в порядке и сроки, предусмотренные при обжаловании отказа в государственной регистрации некоммерческой организации.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1930; 2006, N 3, ст. 282; 2015, N 1, ст. 58) следующие изменения:
1) в части 4 статьи 23 слова "в вышестоящий орган или суд" заменить словами "в суд только после его обжалования в федеральном органе государственной регистрации в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях.".
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 50, ст. 5245; 2011, N 23, ст. 3241; 2021, N 1, ст. 68) следующие изменения:
1) часть шестую статьи 6.1 изложить в следующей редакции:
"6. Отказ во внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, отказ во внесении изменений в сведения о казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования в органе, уполномоченном в области ведения реестра.".
2) дополнить статьей 6.2 следующего содержания:
"Статья 6.2 Порядок и сроки обжалования отказа во внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, отказа во внесении изменений в сведения о казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации
1. Решения об отказе во внесении окружного (отдельского), войскового казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, об отказе во внесении изменений в сведения об окружном (отдельском), войсковом казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, обжалуются руководителю органа, уполномоченного в области ведения реестра;
Решения об отказе во внесении хуторского, станичного, городского, районного (юртового) казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, об отказе во внесении изменений в сведения о хуторском, станичном, городском, районном (юртовом) казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, обжалуются заместителю руководителя органа, уполномоченного в области ведения реестра, в соответствии с его компетенцией.
2. Жалоба на решение органа, уполномоченного в области ведения реестра, или его территориального органа, подается в течение 30 дней со дня получения атаманом казачьего общества уведомления об отказе во внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, уведомления об отказе во внесении изменений в сведения о казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, через орган, принявший обжалуемое решение.
3. В течение 3 рабочих дней с момента поступления в орган, принявший обжалуемое решение, жалоба, а также необходимые для ее рассмотрения материалы, направляются в орган, уполномоченный в области ведения реестра.
4. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству атамана казачьего общества или иного уполномоченного представителя казачьего общества, может быть восстановлен в порядке, установленном органом, уполномоченном в области ведения реестра.
5. Жалоба подается в письменной форме и может быть направлена почтовым отправлением, представлена непосредственно или направлена в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет". Жалоба подписывается атаманом казачьего общества или иным уполномоченным представителем казачьего общества. Жалоба может быть отозвана полностью или в части путем направления заявления в орган, рассматривающий жалобу.
В жалобе указываются:
а) наименование казачьего общества, фамилия, имя и отчество атамана казачьего общества или иного уполномоченного представителя казачьего общества, его место жительства или место пребывания, а также номера телефонов, факсов, адреса электронной почты;
б) сведения об обжалуемом решении органа, уполномоченного в области ведения реестра или его территориального органа;
в) наименование органа, уполномоченного в области ведения реестра или его территориального органа, решение которого обжалуется;
г) требования и основания, по которым атаман казачьего общества или иной уполномоченный представитель казачьего общества считает свои права нарушенными;
д) способ получения решения по жалобе.
6. В случае подачи жалобы уполномоченным представителем казачьего общества к жалобе прилагается доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
7. Орган, уполномоченный в области ведения реестра, оставляет жалобу без рассмотрения, если установит, что:
а) жалоба не подписана атаманом казачьего общества или иным уполномоченным представителем казачьего общества, либо не представлены документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
б) жалоба подана после истечения срока для ее подачи, установленного настоящей статьей, и не заявлено ходатайство о его восстановлении или оно отклонено;
в) до принятия решения по жалобе от атамана казачьего общества или иного уполномоченного представителя казачьего общества, поступило заявление об отзыве жалобы;
г) ранее подана жалоба по тому же предмету и по тем же основаниям оспаривания;
д) в орган, уполномоченный в области ведения реестра, его территориальный орган повторно представлены документы для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, либо внесения изменений в сведения о казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, соответственно.
8. Орган, уполномоченный в области ведения реестра, принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения в течение 7 рабочих дней со дня получения жалобы или заявления об отзыве жалобы в порядке, установленном настоящей статьей.
9. Порядок рассмотрения жалобы устанавливается органом, уполномоченным в области ведения реестра.
10. По результатам рассмотрения жалобы орган, уполномоченный в области ведения реестра, в течение 15 рабочих дней принимает одно из следующих решений:
а) об удовлетворении жалобы и отмене обжалуемого решения;
б) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Срок исчисляется со дня поступления жалобы в орган, решение которого обжалуется.
11. Решение органа, уполномоченного в области ведения реестра, по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется атаману казачьего общества или иного уполномоченного представителя казачьего общества, а также направляется в орган, принявший обжалуемое решение, не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения.
12. В случае отмены принятого решения орган, уполномоченный в области ведения реестра, или его территориальный орган в пределах компетенции обязан принять по представленным документам решение о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, либо внесении изменений в сведения о казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения такого решения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
13. Обжалование уклонения органа, уполномоченного в области ведения реестра или его территориального органа от внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, либо внесения изменений в сведения о казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и обжалование отказа во внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, либо об отказе во внесении изменений в сведения о казачьем обществе, содержащиеся в государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.".
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 24 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2022 N 4112-р, в целях оптимизации процедуры обжалования решений территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, а также решений руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации.
Законопроект предусматривает введение процедуры обязательного досудебного порядка урегулирования споров при предоставлении государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций.
В соответствии со статьями 4 и 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка урегулирования споров, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
В настоящее время обязательный претензионный или иной досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальным контроле в Российской Федерации" при обжаловании решений контрольного (надзорного) органа, действий или бездействия его должностных лиц, Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при обжаловании решения об отказе в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, Налоговым кодексом Российской Федерации при возникающих спорах о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов с физических лиц, а также другими нормативными правовыми актами.
Принимая во внимание положительную практику реализации вышеуказанных нормативных правовых актов предлагается установить аналогичный порядок обязательного досудебного обжалования отказов территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации в государственной регистрации некоммерческой организации и общественного объединения, внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и включении в реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг в центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации, а решений руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации - Министру юстиции Российской Федерации.
Обязанность прохождения стадии досудебного урегулирования споров будет стимулировать заинтересованных лиц к разрешению споров внутри системы регистрирующих органов.
Принятие законопроекта позволит сократить государственные ресурсы на рассмотрение жалоб, а также разгрузить судебную систему от рассмотрения дел, которые зачастую не представляют особой сложности и могут быть оперативно разрешены в порядке подчиненности органа юстиции.
Законопроект соответствует действующему конституционному праву граждан на судебную защиту, а также порядку досудебного (внесудебного) обжалования решений.
Лица, несогласные с отказом в государственной регистрации и заинтересованные в скорейшем внесении сведений в государственные реестры, получат дополнительный, менее затратный и более быстрый способ защиты своих прав.
Как правило, срок рассмотрения судами указанных споров может продлиться от трех месяцев и более.
Предлагаемая процедура значительно сократить срок рассмотрения соответствующих споров и составит не более 15 рабочих дней.
Кроме того, законопроект позволит сократить расходы заинтересованных лиц, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче в суд административного искового заявления, а также расходы на оплату услуг адвокатов и представителей.
Законопроект устанавливает требования к порядку, срокам подачи жалобы и ее содержанию, что направлено на определение для заинтересованного лица правил, позволяющих наилучшим образом донести существо и мотивацию своих требований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия федеральных законов.
Перечень
актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) потребуется издание приказа Минюста России "Об утверждении Порядка рассмотрения жалобы на решения территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, решения руководителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации при предоставлении государственных услуг в сфере деятельности некоммерческих организаций и Порядка восстановления пропущенного срока подачи этой жалобы".
Срок подготовки указанного приказа - 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный за подготовку и издание приказа федеральный орган исполнительной власти - Минюст России.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.