Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"
(подготовлен Минвостокразвития России 22.05.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 21 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 19 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2023 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 4112-р.
Предлагаемые в законопроекте изменения подготовлены по результатам анализа более чем 7-летней практики применения Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ), а также на основе обращений уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления и обращений граждан по проблемам реализации Федерального закона N 119-ФЗ.
Законопроектом предлагается решение проблемы, суть которой состоит в недостаточной определенности правового режима земельных участков, предоставленных в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, из состава земель лесного фонда и затем переведенных в земли населенных пунктов в упрощенном порядке, установленном статьей 8 Федерального закона N 119-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ гражданин вправе использовать предоставленный ему в безвозмездное пользование лесной участок из состава земель лесного фонда для осуществления любого вида или любых видов использования лесов из предусмотренных пунктами 1 - 14 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, а при условии перевода такого земельного участка в земли иных категорий в соответствии с частью 81 данной статьи - для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В соответствии с частью 81 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в случае, если выбранный гражданином вид разрешенного использования земельного участка из состава земель лесного фонда предусматривает жилищное строительство или ведение садоводства (что допустимо согласно части 6 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ), уполномоченный орган направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов.
В то же время согласно положениям частей 12 и 13 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ при изменении сведений в Едином государственном реестре недвижимости о принадлежности земельного участка к землям лесного фонда на принадлежность земельного участка к иной категории земель полномочия органа государственной власти, предоставившего такой земельный участок в безвозмездное пользование, по распоряжению таким земельным участком сохраняются, а при переводе земельного участка из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов такой земельный участок к городским лесам не относится.
После перевода из земель лесного фонда земельный участок имеет категорию земель - земли населенных пунктов, при этом не ясно, к какому именно населенному пункту относится такой земельный участок. Кроме того, земельный участок продолжает находиться в границах лесничества, сведения о таком земельном участке не исключаются из государственного лесного реестра.
В настоящее время более у 1900 земельных участков из состава земель лесного фонда, использующихся по программам "Дальневосточный гектар" и "Гектар в Арктике", вид разрешенного использования предусматривает индивидуальное жилищное строительство. Приведенные положения в совокупности создают противоречивую правоприменительную практику и порождают многочисленные проблемы как для уполномоченных органов, так и для граждан, в том числе для реализации прав граждан. В частности, в связи с описанной проблематикой расторгнуто по инициативе граждан 96 договоров безвозмездного пользования земельными участками, не подписано гражданами 634 договора безвозмездного пользования земельными участками.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается передать полномочия по распоряжению земельными участками, переведенными в упрощенном порядке из категории земель лесного фонда в земли иной категории, органам местного самоуправления, а также исключить такие земельные участки из границ лесничеств и государственного лесного реестра (часть 12 статьи 8 Федерального закона N 119-ФЗ в редакции законопроекта).
Еще одной проблемой, выявленной в результате правоприменения Федерального закона N 119-ФЗ, является невозможность приобретения в собственность или аренду земельного участка, используемого в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, участниками коллективного договора безвозмездного пользования земельным участком в случае смерти одного из участников (нескольких участников) такого договора в связи с окончанием срока данного договора и неистечения срока принятия наследства умершего гражданина (граждан).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 119-ФЗ гражданин, с которым в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, а в отношении предоставленного в безвозмездное пользование лесного участка из состава земель лесного фонда заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду на срок до сорока девяти лет.
В соответствии с частью 9 статьи 10 Федерального закона N 119-ФЗ в случае, если договор безвозмездного пользования земельным участком был заключен с двумя и более гражданами и право безвозмездного пользования земельным участком одного или нескольких граждан было прекращено по основанию, указанному в пункте 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 119-ФЗ (в случае смерти гражданина Российской Федерации и отсутствия наследников как по закону, так и по завещанию, либо если никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо если никто из наследников не принял наследства, либо если все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника), иные граждане, с которыми заключен указанный договор, вправе приобрести такой земельный участок в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона N 119-ФЗ.
Учитывая изложенные положения Федерального закона N 119-ФЗ, отсутствует возможность приобретения в собственность или аренду земельного участка, используемого в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, участниками коллективного договора безвозмездного пользования таким участком в случае смерти одного из участников (нескольких участников) такого договора в случае, когда срок этого договора истекает ранее, чем принято наследство умершего гражданина (граждан).
Законопроектом предлагается установить в таком случае возможность подать заявление о предоставлении в собственность или аренду указанного земельного участка после дня окончания срока действия коллективного договора безвозмездного пользования земельным участком в случае, если срок принятия наследства умершего гражданина (умерших граждан) истекает после дня окончания срока действия данного договора. Такое заявление должно быть подано в течение месяца после дня истечения срока принятия наследства умершего гражданина (умерших граждан) (часть 6 статьи 9, части 1 и 12 статьи 10 Федерального закона N 119-ФЗ в редакции законопроекта).
Законопроектом предусматривается возврат заявления о предоставлении в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ земельного участка в безвозмездное пользование, если заявителем ранее подано заявление о предоставлении другого земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, и в отношении ранее поданного заявления не принято решение о приостановлении срока рассмотрения такого заявления или решение об отказе в предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка (пункт 6 части 2 статьи 5 Федерального закона N 119-ФЗ в редакции законопроекта). Указанные положения необходимы для устранения неопределенности в отношении действий уполномоченных на предоставление земельных участков органов государственной власти, органов местного самоуправления, поскольку в настоящее время не ясен порядок действий указанных органов в отношении таких заявлений.
Законопроектом также предлагается установить возможность приостановления срока рассмотрения заявления о предоставлении в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ в безвозмездное пользование образованного земельного участка, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленное ранее другим лицом заявление о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка до принятия решения о предоставлении другому лицу земельного участка в безвозмездное пользование или об отказе другому лицу в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (пункт 4 части 5, части 16-18 статьи 5 Федерального закона N 119-ФЗ в редакции законопроекта).
Аналогичное регулирование предусмотрено в статье 6 Федерального закона N 119-ФЗ для земельных участков, которые предстоит образовать, и показало свою эффективность на практике. При этом для уже образованных земельных участков в настоящее время такое регулирование отсутствует, что привело к тому, что по более чем 5 тысячам указанных заявлений принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ.
В целях упрощения для гражданина процедуры получения им земельного участка в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ законопроектом устанавливается, что договор безвозмездного пользования земельным участком, договор аренды земельного участка, договор купли-продажи земельного участка, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью (часть 7 статьи 4, часть 111 статьи 10 Федерального закона N 119-ФЗ в редакции законопроекта, часть 8 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в редакции законопроекта).
Указанное положение законопроекта не несет рисков реализации прав гражданина иным лицом, поскольку доступ к подписанию данных документов обеспечивается посредством идентификации через подтвержденный аккаунт гражданина в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и личный кабинет гражданина в федеральной информационной системе для предоставления гражданам земельных участков "НаДальнийВосток.рф" (далее - ФИС "НаДальнийВосток.рф"). Стоит учесть, что аналогичное регулирование уже показало свою эффективность на практике и предусмотрено в части 7 статьи 4 Федеральным законом N 119-ФЗ для заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, уведомления о выбранных гражданином виде или видах разрешенного использования земельного участка, предоставленного гражданину в безвозмездное пользование, уведомления о согласии с одним из вариантов схемы размещения земельного участка, заявления об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком и о предоставлении другого земельного участка, сведения о котором включены в перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, заявления об отказе от договора безвозмездного пользования земельным участком, заявления об изменении местоположения границ земельного участка.
В целях осуществления с учетом предлагаемых законопроектом изменений доработки ФИС "НаДальнийВосток.рф" предусматривается вступление в силу положений законопроекта с 1 июля 2024 года.
Реализация предусмотренных законопроектом изменений будет способствовать достижению целей государственных программ Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" и "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" в части достижения показателей предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование, обеспечения повышения плотности населения, снижения оттока населения на территориях Дальневосточного федерального округа, Арктической зоны Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.