Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минсельхоза России "О внесении изменений в приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15 мая 2019 г. N 255" (далее - проект акта), направленный Минсельхозом России (далее - разработчик) для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия, и сообщает следующее.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/01-23/00135295). Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 3 по 27 февраля 2023 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта, согласно которой замечания и предложения в рамках публичного обсуждения проекта акта не поступали.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения представленных материалов установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
Согласно данным сводного отчета проект акта разработан в инициативном порядке.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель" (далее - Закон N 4-ФЗ) мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные нормы и правила. Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
Проектом акта вносятся изменения в Порядок разработки, согласования и утверждения проектов мелиорации земель, утвержденный приказом Минсельхоза России от 15 мая 2019 г. N 255 (далее - Порядок N 255), согласно которым устанавливается требование о дополнении проекта мелиорации указанием на порядковый номер учетной записи о мелиоративных защитных лесных насаждениях в автоматизированной информационной системе реестров, регистров и нормативно-справочной информации системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства (для проектов мелиорации, предусматривающих проведение уходных работ за мелиоративными защитными лесными насаждениями).
Правообладатели земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, согласно статье 29.1 Закона N 4-ФЗ обязаны содержать мелиоративные защитные лесные насаждения в надлежащем состоянии, обеспечивающем выполнение ими полезных функций мелиоративных защитных лесных насаждений, и проводить мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, в том числе по охране, защите, воспроизводству мелиоративных защитных лесных насаждений.
Мероприятия по сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений организуются правообладателями земельных участков, на которых расположены мелиоративные защитные лесные насаждения, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 14-16 Закона N 4-ФЗ.
Правила содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенности проведения мероприятий по их сохранению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию.
В соответствии с пунктом 13 Правил содержания мелиоративных защитных лесных насаждений и особенностей проведения мероприятий по их сохранению, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30 июня 2020 г. N 367 (далее - Правила N 367), уход за насаждениями осуществляется на постоянной основе путем выполнения обработки почвы, полива, внесения удобрений, обрезки крон деревьев и кустарников, проведения рубок ухода, иных мероприятий, которые определяются в соответствии с проектами мелиорации.
Минэкономразвития России обращает внимание на отсутствие позиции рабочей группы при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы в сфере животноводства и растениеводства в полном составе по проекту акта, которым регулируются вопросы, относящиеся к ее сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 17 Правил проведения оценки регулирующего воздействия разработчик в день размещения проекта акта и сводного отчета с использованием программных средств официального сайта должен известить о начале публичных консультаций в том числе рабочую группу по сферам деятельности федеральных органов исполнительной власти при подкомиссии Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования, по результатам которых замечания и предложения не поступили.
Обращаем внимание на наличие к проекту акта следующего замечания, а также рисков принятия предлагаемого регулирования.
В соответствии со статьей 2 Закона N 4-ФЗ мелиоративные защитные лесные насаждения - это лесные насаждения естественного происхождения или искусственно созданные на землях сельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных для осуществления производства сельскохозяйственной продукции, в целях предотвращения деградации почв на пастбищах, эрозии почв и защиты от воздействия неблагоприятных явлений природного, антропогенного и техногенного происхождения посредством использования климаторегулирующих, почвозащитных, противоэрозионных, водорегулирующих и иных полезных функций лесных насаждений в целях сохранения и повышения плодородия земель.
Порядком N 255 (пункты 3, 4, 5) предусматривается, что проекты мелиорации должны быть разработаны, согласованы и утверждены до начала проведения мелиоративных мероприятий.
Процедура разработки проекта мелиорации включает в себя в том числе определение типа и вида мелиорации земель в соответствии с главой II "Типы и виды мелиорации земель" Закона N 4-ФЗ, а содержание проекта мелиорации должно включать схему размещения защитных лесных насаждений (для проектов мелиорации, предусматривающих агролесомелиорацию земель).
Таким образом, на этапе разработки и утверждения проекта мелиорации информация о порядковом номере учетной записи о мелиоративных защитных лесных насаждениях в автоматизированной информационной системе реестров, регистров и нормативно-справочной информации системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства может находиться в случае фактически имеющихся мелиоративных защитных лесных насаждений.
Если в рамках проведения мелиоративных мероприятий создание мелиоративных защитных лесных насаждений только предполагается, исполнение проектируемой разработчиком обязанности объективно будет невозможно, поскольку согласно пунктам 7, 8 Порядка осуществления учета мелиоративных защитных лесных насаждений, предоставления сведений, подлежащих такому учету, их состава и формы предоставления, утвержденных приказом Минсельхоза России от 14 августа 2020 г. N 485, представление сведений для целей учета осуществляется собственником земельного участка, на котором расположены защитные насаждения.
В случае если правообладателями земельных участков, на которых расположены защитные насаждения, проведены агролесомелиоративные мероприятия, включая мероприятия по проектированию, созданию и содержанию защитных насаждений, а также землеустроительные мероприятия, в результате которых созданы и (или) выявлены защитные насаждения, представление сведений для целей учета осуществляется собственником земельного участка, на котором расположены защитные насаждения, начиная с 1 июля 2023 г. в течение одного месяца со дня подписания документа, подтверждающего факт окончания проведения указанных мероприятий.
То есть учет ведется в отношении существующих, а не будущих насаждений и, таким образом, исполнить предлагаемую к введению обязанность возможно будет только при наличии данных такого учета.
При проектировании нормативных правовых актов необходимо учитывать конституционный принцип соблюдения баланса частных и публичных интересов при осуществлении правового регулирования и оценить не только то, насколько разрабатываемое требование позволяет устранить (снизить) конкретный риск причинения вреда определенным охраняемым законом ценностям, но и то, насколько адекватны объективно прогнозируемые затраты субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности на соблюдение обязательного требования.
Выбор наилучшего из возможных способов регулирования согласно пункту 3.7.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290, осуществляется разработчиком на основе сопоставления суммарных выгод и издержек потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования, а также оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Изложенное означает, что предлагаемый способ нормативного регулирования должен быть сбалансированным по показателям выгод и издержек потенциальных адресатов. При этом эффективным признается регулирование, в силу которого баланс выгод от предполагаемого регулирования превышает издержки потенциальных адресатов разрабатываемого правового регулирования.
Таким образом, в целях соблюдения принципов правовой определенности и исполнимости обязательных требований, установленных статьями 7, 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ), исключения риска установления невыполнимых обязанностей или необходимости доработки проекта мелиорации для его приведения в соответствие с проектируемым требованием*(1), который может привести к необоснованным издержкам субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности*(2), разработчику надлежит доработать рассматриваемое положение, предполагаемое к утверждению проектом акта.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
решение проблемы предложенным способом регулирования не обосновано;
проект акта не соответствует Закону N 247-ФЗ;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
в проекте акта выявлены положения, приводящие к возникновению дополнительных расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, а также к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с пунктом 13 Правил N 367 уход за насаждениями осуществляется на постоянной основе.
*(2) Согласно официальному сайту Единой информационной системы в сфере закупок: ГКУ Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (https://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/commoninfo.html?regNumber= 0818500000821003561) стоимость разработки одного проекта мелиорации в части агролесомелиоративного устройства может составлять около 600 000 рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.