Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 25.05.2023 г.)
В рамках исполнения подпункта "в" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N Пр-2539 по итогам встречи с инвалидами и представителями общественных организаций инвалидов 2 декабря 2022 г., согласно которому Правительству Российской Федерации поручено расширить возможности использования электронного сертификата для приобретения инвалидами отдельных видов товаров, работ и услуг, предусмотрев также возможность приобретения протезов с использованием такого сертификата, подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления).
Проектом постановления предлагается внести следующие изменения в Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240:
- регламентировать полномочия Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по утверждению требований к закупаемым техническим средствам реабилитации (далее - ТСР) (изделиям), в том числе предельных цен на них, в соответствии с пунктом 2 Правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)";
- предусмотреть указание о размещении непосредственно производителями (поставщиками) в электронном каталоге ТСР (изделий) (далее - каталог) сведений об основных видах комплектующих к протезам (кроме зубных протезов), используемых для индивидуального изготовления, и об их стоимости;
- установить недопустимость использования комплектующих к протезам (кроме зубных протезов), сведения о которых не включены в каталог, в рамках действующих государственных контрактов;
- обеспечить формирование организацией-исполнителем, осуществляющей изготовление изделия, с использованием каталога и размещенных в нем сведений об основных видах комплектующих к протезам (кроме зубных протезов) комплектации протеза как при обеспечении инвалидов ТСР в натуральной форме (при обращении инвалида за изготовлением протеза по направлению уполномоченного органа), так и в случае изготовления протеза инвалидом за счет собственных средств.
Кроме того, проект постановления разработан в целях совершенствования действующего порядка обеспечения ТСР и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также исключения случаев злоупотребления правом при необоснованном отказе инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от получения в организации, в которую выдано направление, ТСР (изделия), рекомендованного индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (заключением для ветерана о нуждаемости в обеспечении изделиями) (далее соответственно - ИПРА, заключение) и полностью соответствующего по своим функциональным и техническими характеристикам рекомендациям ИПРА (заключения) и условиям государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием).
Такие отказы вызваны, как правило, исключительно субъективным предпочтением на использование ТСР конкретной модели (конкретного производителя).
Поскольку статьей 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены правила описания объекта закупки, предусматривающие указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости), и при этом установлен прямой запрет на включение требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, уполномоченный орган не может гарантировать инвалиду (ветерану) обеспечение его ТСР (изделием) конкретного производителя (модели, торговой марки).
В результате возникают случаи длительного необеспечения инвалида (ветерана) рекомендованными ИПРА (заключением) ТСР (изделием) на фоне неоднократных отказов от получения таких средств (изделий) и неисполненных по этой причине государственных контрактов. Вносимые изменения позволят увеличить показатель обеспеченности инвалидов (ветеранов) ТСР (изделиями), сократив сроки обеспечения.
Также проектом постановления предусмотрено внесение изменений в Правила определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 678, на предмет определения предельной стоимости электронного сертификата не по результатам последней по времени осуществления закупки однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, а на основании средневзвешенной цены однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата. Кроме того, при определении предельной стоимости электронного сертификата проектом постановления предусмотрено использование уполномоченными органами сведений об основных видах комплектующих к протезам (кроме зубных протезов), об их стоимости, размещенных производителями (поставщиками) ТСР в каталоге, а также технических характеристик протеза, указанных в ИПРА.
Таким образом, предлагаемые проектом постановления изменения обеспечат наиболее точный подход по определению стоимости протезов при решении вопроса их оплаты производителю (поставщику) по государственному контракту, в рамках выплаты инвалиду компенсации или при формировании электронного сертификата на приобретение таких изделий, исходя из их комплектации, формируемой на основании включенных в каталог сведений об основных видах комплектующих к протезам, об их стоимости, а также во взаимосвязи с техническими характеристиками протезов, предусмотренными в рамках ИПРА.
Проект постановления в полной мере соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В соответствии с пунктом 601 Регламента проект постановления не относится к числу проектов актов, требующих оценку регулирующего воздействия.
Проект постановления не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.