Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
(подготовлен МВД России 26.05.2023 г.)
Целью законопроекта является уточнение полномочий по осуществлению контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, а также его порядка и особенностей.
В ходе проведения и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе без взаимодействия с контролируемыми лицами, выявляются нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования) в деятельности контролируемых лиц, выражающиеся в совершении противоправных действий (нарушающих запреты и предписания закона), посягающих на общественный порядок. Такие действия создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и, как правило, носят длящийся характер. В этой связи требуется оперативное принятие мер, направленных на прекращение противоправных действий.
Предусмотренные статьей 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) решения, принимаемые по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе без взаимодействия с ними, не позволяют принять меры, направленные на понуждение контролируемых лиц к прекращению противоправных действий.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) полиция наделена правом требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий.
Учитывая, что нарушения обязательных требований в деятельности контролируемых лиц, выражающиеся в совершении противоправных действий, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, а прекращение таких действий способствует восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений, руководствуясь частью 3 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, предлагается внести в статью 30 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) изменения, позволяющие в рамках принятия решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий выдавать требования о прекращении противоправных действий.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами территориальных органов МВД России при выявлении нарушений обязательных требований в области безопасности дорожного движения выявляются причины и условия, способствующие совершению таких нарушений.
При этом предусмотренные статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ решения, принимаемые по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, не содержат вариантов решений, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению таких нарушений.
В настоящее время пунктом 12 части 1 статьи 13 Федерального закона N 3-ФЗ полиция наделена правом вносить представление об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.
Учитывая, что нарушения требований в области безопасности дорожного движения создают непосредственную угрозу безопасности граждан и общественной безопасности, а принятие мер, направленных на устранение причин несоблюдения таких требований, способствует недопущению совершения нарушений в дальнейшем, руководствуясь частью 3 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ, предлагается внести в статью 30 Федерального закона N 196-ФЗ изменения, позволяющие в рамках принятия решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий вносить представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.
В соответствии с пунктом 13 статьи 30 Федерального закона N 196-ФЗ государственный контроль (надзор) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (далее - государственный контроль (надзор), осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", который признан утратившим силу в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 414-ФЗ).
Таким образом, вопросы осуществления государственного контроля регламентированы Федеральным законом N 414-ФЗ (статья 63), в связи с чем соответствующие изменения вносятся в статью 30 Федерального закона N 196-ФЗ.
Объектом государственного контроля (надзора) являются автомобильные дороги (дороги, улицы), на которых осуществление контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления обеспечивается посредством проведения мероприятий (действий), не требующих непосредственного взаимодействия с контролируемым лицом.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) и Федеральным законом N 414-ФЗ регламентирован исключительно порядок организации и осуществления проверок (плановых и внеплановых). При этом проведение иных мероприятий не регламентировано, а положениями части 4 статьи 77 Федерального закона N 131-ФЗ и части 14 статьи 63 Федерального закона N 414-ФЗ допускается федеральными законами устанавливать иной порядок организации и проведения государственного контроля (надзора).
На основании изложенного предлагается в статье 30 Федерального закона N 196-ФЗ определить порядок организации и осуществления государственного контроля (надзора) в части проведения оценки соблюдения обязательных требований посредством проведения проверок и мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами, проведения профилактических мероприятий, что позволит обеспечить контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований и снизить административную нагрузку на контролируемых лиц.
Принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N 384 "Об утверждении Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области обеспечения безопасности дорожного движения".
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, государственного контроля (надзора) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, их должностными лицами полномочий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения и соблюдением требований в области безопасности дорожного движения.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Предлагаемый к реализации законопроект не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
МВД России
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.