Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 30.05.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - проект постановления) разработан на основе анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость уточнения отдельных положений Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур, приведенных в приложении N 111 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Правила N 111), Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 1528, Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 г. N 512, Правил предоставления государственной поддержки лизинговым организациям в целях возмещения недополученных доходов при уплате лизингополучателем лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) высокотехнологичного оборудования и техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2021 г. N 1313 (далее - соответствующие Правила субсидирования).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне" (далее - Закон о зерне) под товаропроизводителями понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители и иные лица, осуществляющие соответствующую деятельность, связанную с производством (выращиванием зерновых культур), перевозкой, хранением, обработкой, переработкой, реализацией и утилизацией зерна и продуктов переработки зерна на внутреннем и внешнем рынках.
Согласно подпункту "д" пункта 5 Правил создания Федеральной государственной информационной системы прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, ее развития и эксплуатации, включая правила регистрации и представления сведений и информации в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, сроки, формы и форматы представления сведений и информации, требования к обеспечению доступа к информации, содержащейся в такой системе, а также формы и порядок направления запросов о представлении информации, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет" и единый портал государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1722 (далее - Федеральная система прослеживаемости зерна, Правила N 1722,), поставщиками информации в Федеральную системе прослеживаемости зерна являются, в том числе, товаропроизводители.
Статьей 17.1 Закона о зерне установлен перечень документированной информации, содержащейся в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна, включая информацию о партии продуктов переработки зерна (продукция, которая произведена в результате первичной и (или) последующей (промышленной) переработки зерна и и перечень которой утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2021 г. N 2682-р.
Согласно Правилам N 1722 функции оператора Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна, в том числе автоматизированный сбор, хранение, обработку и обобщение информации, содержащейся в ее базах данных, предоставление этой информации заинтересованным лицам, осуществляет ФГБУ "Центр Агроаналитики", имеющее филиальную сеть в субъектах Российской Федерации.
Перечень сведений и информации и случаи их предоставления товаропроизводителями в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости зерна определены пунктами 34 и 36 Правил N 1722.
Положениями пункта 44 Правил N 1722 закреплено, что сведения и информация, указанные в пунктах 20, 21 и 28, подпункте "а" пункта 32 и пунктах 34, 36, 38 и 40 Правил N 1722, вносятся товаропроизводителями в Федеральную государственную информационную систему прослеживаемости зерна для оформления товаросопроводительного документа на каждую партию зерна или партию продуктов переработки зерна в целях их перевозки и (или) реализации, приемки и (или) отгрузки.
Согласно абзацу второму пункта 1 Правил оформления товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна в Федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2021 г. N 1721, приемка и (или) отгрузка и (или) перевозка партии зерна и партии продуктов переработки зерна по территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации любым видом транспорта, реализация партии зерна и партии продуктов переработки зерна на территории Российской Федерации осуществляются при наличии товаросопроводительного документа.
Проектом постановления уточняется, что субсидии предоставляются товаропроизводителям, указанным в соответствующих Правилах субсидирования, которые зарегистрированы в Федеральной системе прослеживаемости зерна.
Проектом постановления предлагается установить субсидирование на производство масличных культур исключительно для Калининградской области и субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в рамках Правил N 111.
В целях консолидации федерального бюджета на приоритетных направлениях поддержки субъектов Российской Федерации, которые в большей степени требуют государственной поддержки и на основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова (пункт 16 протокола N АБ-П13-219пр) (далее - поручение А.Р. Белоусова) в части внесения изменений в Правила N 111 в целях распространения поддержки стимулирования увеличения производства масличных культур на экспортоориентированные предприятия, находящиеся на территории Дальневосточного федерального округа и Калининградской области вносятся соответствующие изменения Правил N 111.
В 2022 году Минсельхозу России на основании многочисленных обращений субъектов Российской Федерации были выделены средства в объеме 4,8 млрд рублей.
О потребности в государственной поддержке экспортоориентированных предприятий заявили 43 региона России, что превышает количество получателей средств субсидии в 2021 году (32 региона России).
Проведенный анализ потребности механизма стимулирования увеличения производства масличных культур показал свою востребованность для значительной части субъектов Российской Федерации.
Выделение бюджетных ассигнований стимулирует увеличение площадей для возделывания сельскохозяйственными товаропроизводителями сои и рапса, а также способствуют повышению уровня конкурентоспособности отечественных предприятий на зарубежных рынках.
Данная мера поддержки позволяет наращивать объемы экспорта и обеспечивать достижение показателей результативности федерального проекта "Экспорт продукции АПК" национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
По итогам уборочной кампании в 43 субъектах Российской Федерации прирост производства сои и рапса в 2022 году достиг показателя в 1 742,3 тыс. тонн.
В 2023 году бюджетные ассигнования выделены для 36 субъектов Российской Федерации на общую сумму 1 968 470,0 тыс. руб.
В целях исполнения поручения А.Р. Белоусова в условиях ограниченных средств федерального бюджета, вносятся соответствующие изменения, срок вступления в силу которых предлагается установить с 1 января 2024 г.
Принятие проекта постановления не повлечет за собой негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация положений проекта постановления не повлечет за собой дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования). Проект постановления не содержит положений о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
В процессе разработки проекта постановления проведен анализ правоприменительной практики в рамках реализации соответствующей меры государственной поддержки, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Проект постановления соответствует положениям пункта 6 Протокола о мерах государственной поддержки сельского хозяйства, приведенного в приложении N 29 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В процессе разработки проекта постановления проведен анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.