Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно"
(подготовлен Минтрудом России 05.06.2023 г.)
Проектом постановления Правительства Российской Федерации предусматривается внесение изменений в Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (далее - Правила N 176, компенсация).
Проектом постановления предлагается изменить срок принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении компенсации с десяти рабочих дней до пяти, при этом в случае не поступления запрашиваемых территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении компенсации, срок рассмотрения заявления может быть продлен до десяти рабочих дней.
Изменение сроков принятия решения направлено на оптимизацию процессов оказания отдельных услуг в целях достижения показателя консолидированной ведомственной программы цифровой трансформации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 -2025 годов (КВПЦТ), утвержденной протоколом президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 15 марта 2023 г. N 12, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N 1646 "О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами".
В связи с выводом из эксплуатации личного кабинета гражданина на сайте Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации из абзацев первого и третьего пункта 7 Правил N 176 исключены слова "или информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации "Личный кабинет застрахованного лица".
Предусмотрены положения о возможности подписания заявления на предоставление соответствующей меры поддержки, поданного в форме электронного документа использованием федеральной государственной с информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", в том числе усиленной неквалифицированной электронной подписью физического лица, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктом 10 Правил N 176 при использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха и обратно проездные документы приобретаются только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки либо приобретение проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха или обратно.
Необходимая информация об отсутствии рейсов российских авиакомпаний или авиакомпаний государств - членов ЕАЭС или выполнения рейсов российскими авиакомпаниями или авиакомпаниями государств - членов ЕАЭС к месту отдыха и обратно пенсионеров имеется в распоряжении ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".
В связи с этим, проектом предусмотрено при проезде пенсионером к месту отдыха и обратно иностранной авиакомпанией осуществление информационного взаимодействия с ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" с целью получения информации о наличии/отсутствии рейсов российских авиакомпаний или авиакомпаний государств-членов ЕАЭС на дату осуществления проезда, на основании заключенного Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации соглашения об информационном взаимодействии с ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации".
Согласно действующей редакции пункта 10(1) Правил N 176 компенсация проезда воздушным транспортом международного сообщения производится при представлении пенсионером документа, выданного транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации, включенной в стоимость проездного документа (билета).
Передача перевозчиком обязанностей по бронированию, продаже и оформлению воздушных перевозок уполномоченному агенту в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации осуществляется на основании агентского договора или договора поручения.
Многие авиакомпании не имеют официальных представительств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, но действуют уполномоченные агентства по продаже авиабилетов, с которыми у авиакомпаний заключены соответствующие договоры, и в которых пенсионеры могут получить необходимую справку.
При невозможности получить справку, выданную транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), для подтверждения расходов может быть представлена справка уполномоченного агента (агентства, осуществляющего продажу билетов) о стоимости перелета по территории Российской Федерации в салоне экономического класса на дату фактического перелета, рассчитанной по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации.
В территориальных органах СФР имеют место случаи представления пенсионерами проездных документов в совокупности со справками, выданными транспортными организациями без указания стоимости перелета, рассчитанной в соответствии с ортодромией маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации, ввиду того, что путевка (туристический продукт) приобреталась пенсионером в туристическом агентстве с включенным в стоимость путевки авиаперелетом (чартерный рейс).
В случае предоставления услуги по перевозке в комплексе услуг, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристического продукта, компенсация проезда к месту отдыха и обратно может осуществляться на основании представленных пенсионерами проездных документов в совокупности со справкой, выданной туристической организацией с соответствующим расчетом по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации.
Учитывая изложенное, указанным проектом предлагается осуществить возможность компенсации проезда на основании представленного пенсионером документа, выданного транспортной организацией, осуществлявшей перевозку либо уполномоченным агентством по продаже авиабилетов или туристической организацией, с которыми у авиакомпаний заключены агентские договоры, с соответствующим расчетом по ортодромии маршрута полета воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 9 и 11 Правил N 176 компенсация расходов на оплату стоимости проезда личным автомобильным транспортом осуществляется в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к месту отдыха и обратно, и не выше средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты.
С учетом указанных требований территориальные органы СФР отказывают в предоставлении компенсации в случае отсутствия по маршруту следования к месту отдыха и обратно железнодорожного сообщения и невозможности получения соответствующей информации о средней стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
В случае наличия железнодорожного сообщения только на части маршрута компенсация предоставляется в размере стоимости проезда на железнодорожном транспорте по этой части маршрута.
Таким образом, в указанных случаях компенсация либо не выплачивается, либо выплачивается за проезд по части маршрута.
В целях соблюдения прав граждан в полном объеме проектом постановления предлагается, в случае отсутствия железнодорожного сообщения по всему маршруту следования, осуществлять компенсацию в размере фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к месту отдыха и обратно, без истребования справки (документа) о средней стоимости проезда к месту отдыха и обратно железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда, актуальной на соответствующие даты.
При отсутствии железнодорожного сообщения на части маршрута при расчете размера компенсации предлагается использовать указанный выше механизм по данной части маршрута, по оставшейся части маршрута - с использованием информации о стоимости проезда на железнодорожном транспорте.
Проект постановления не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Издание проекта постановления Правительства Российской Федерации не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведение анализа правоприменительной практики не требуется.
Реализация постановления Правительства Российской Федерации не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации. Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует приостановления, изменения, дополнения или принятия каких-либо актов Правительства Российской Федерации.
Предлагаемые проектом постановления изменения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.