Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила N 1318), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - проект акта), направленный для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия Минтрудом России (далее соответственно - заключение, разработчик), и сообщает.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия в период с 29 декабря 2022 г. по 1 февраля 2023 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/12-22/00134753).
В соответствии с пунктом 28 Правил N 1318 Минэкономразвития России провело публичные консультации по проекту акта, в результате которых получено 15 отзывов от заинтересованных субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Замечания и предложения, не учтенные при подготовке заключения, изложены в прилагаемой справке.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета основанием для разработки проекта акта являются пункт 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ), истечение 1 июня 2023 г. срока действия постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 2021 г. N 1230 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - Положение).
Целями предлагаемого правового регулирования в соответствии с пунктом 5.1 сводного отчета являются снятие избыточного государственного регулирования и введение стимулирующих мер в отношении субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в результате оптимизации, совершенствования и приведения в соответствие с Законом N 248-ФЗ порядка организации и проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства при одновременном обеспечении соблюдения и защиты трудовых прав граждан.
Проект акта дополняет Положение новым предметом государственного контроля (надзора), чрезвычайно высокой категорией риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, профилактическими мероприятиями в виде мер стимулирования добросовестности и самообследования, видами предписаний, выдаваемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, а также вносит корректировки в части расчетов показателей отнесения объектов контроля (надзора) к определенной категории риска.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний.
1. Пункт 11 Положения относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):
а) высокий риск;
б) значительный риск;
в) средний риск;
г) умеренный риск;
д) низкий риск.
Проектом акта отмеченный пункт предлагается дополнить новой категорией риска - чрезвычайно высокий риск.
Требование части 2 статьи 23 Закона N 248-ФЗ, устанавливающее, что положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска, учтено в действующем Положении.
Разработчиком не представлено объективных статистических данных либо примеров правоприменительной практики, свидетельствующих о необходимости введения чрезвычайно высокого риска.
Установление новой категории риска влечет дополнительные обременения для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, что не корреспондируется с целями, отраженными в сводном отчете, в связи с чем полагаем целесообразным исключить из проекта акта положения, связанные с чрезвычайно высокой категорией риска, либо представить разработчику информацию, обосновывающую необходимость ее введения.
В случае представления соответствующей информации и сохранения новой категории риска обращаем внимание на следующее.
Абзац пятый пункта 13 проекта акта регламентирует, что отнесение объектов контроля к определенной категории риска осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения об объектах контроля с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и ее территориальных органов (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проект акта не предусматривает размещение сведений об объектах контроля с присвоенной чрезвычайно высокой категорией риска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что приведет к их дискриминации, а также невозможности реализации права на обращение об изменении категории риска в связи с отсутствием соответствующей информации в открытом доступе.
2. Проектом акта предлагается дополнить Положение пунктом 20, в соответствии с которым Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы в целях мотивации контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований проводят мероприятия по стимулированию добросовестности, направленные на добросовестных контролируемых лиц.
Оценка добросовестности контролируемых лиц проводится с учетом следующих сведений (при их наличии):
1) реализация контролируемым лицом мероприятий по снижению риска причинения вреда (ущерба) и предотвращению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности;
3) предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам;
4) независимая оценка соблюдения обязательных требований;
5) добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей.
Считаем возможным синхронизировать указанный перечень с положениями части 7 статьи 23 Закона N 248-ФЗ, дополнив его пунктом следующего содержания:
"6) заключение контролируемым лицом со страховой организацией договора добровольного страхования рисков причинения вреда (ущерба), объектом которого являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований".
3. Согласно пункту 4 Правил N 1318 при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов проводится их оценка на соответствие принципам, установленным Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ).
Нормы проекта акта не отвечают принципу, установленному статьей 7 Закона N 247-ФЗ, означающему, что содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом.
Проектом актом вводится новый вид профилактического мероприятия - самообследование.
В силу проектируемого пункта 32 проекта акта самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в сети "Интернет".
В связи с тем, что "способы" самообследования не определены проектом акта, у субъектов регулирования и контроля (надзора) могут возникнуть отличные подходы к толкованию данной нормы, что может привести к отрицательному результату.
Представляется необходимым разработчику определить способы в проекте акта, которыми контролируемые лица смогут осуществить самообследование.
В соответствии с абзацами 3-5 указанного пункта контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, по итогам самообследования, проведенного в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона N 248-ФЗ, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований.
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в Федеральную службу по труду и занятости или в ее территориальный орган, которые осуществляют ее регистрацию и размещают на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Срок действия декларации соблюдения обязательных требований в сфере трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - декларация), составляет один год с момента регистрации декларации.
Участниками публичных консультаций отмечено, что срок действия декларации представляется возможным продлить до 3 лет, что соотносится с положениями части 5 статьи 51 Закона N 248-ФЗ, устанавливающими, что срок действия декларации соблюдения обязательных требований определяется положением о виде контроля, но не может составлять менее одного года и более трех лет с момента регистрации указанной декларации контрольным (надзорным) органом.
4. Пункты 33-36 проекта акта регламентируют порядок проведения профилактического визита.
В силу пункта 36 проекта акта в ходе обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Исходя из проектируемой нормы контролируемое лицо информируется только в случае обязательного профилактического визита, а при профилактическом визите такая возможность отсутствует.
В этой связи представляется необходимым привести указанные положения в соответствие с частью 2 статьи 52 Закона N 248-ФЗ, в силу которой в ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица в порядке, установленном статьей 50 Закона N 248-ФЗ.
5. В пункте 39 проекта акта установлено, что для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений обязательных требований может использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись в случаях проведения выездной проверки, инспекционного визита и рейдового осмотра.
В рамках публичных обсуждений поступил отзыв от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, предлагающий разработчику "раскрыть в проекте акта кто относится к "лицам, привлекаемым к совершению контрольных (надзорных) действий" в ходе выездных мероприятий и на каких основаниях, правовом статусе они могут участвовать в проведении контрольных мероприятий на производстве у работодателя, получать доступ к персональным данным".
В составленной разработчиком сводке предложений в пункте 35 указано, что данное замечание учтено, однако каких-либо изменений в проект акта не внесено.
6. В соответствии с пунктом 40 проекта акта работодатель - физическое лицо и индивидуальный предприниматель, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Федеральную службу по труду и занятости или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае их временной нетрудоспособности, а также в случаях катастрофы природного или техногенного характера, эпидемии или эпизоотии, введения чрезвычайного или военного положения. В указанных случаях проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган, за исключением случаев, когда проведение контрольного (надзорного) мероприятия возможно без его участия.
В подпункте "а" пункта 8 проекта акта указано, что объектом государственного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
На основании части 5 статьи 20 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель относится к работодателям - физическим лицам.
В этой связи остается неясным, о каких еще индивидуальных предпринимателях - контролируемых лицах, не относящихся к работодателям - физическим лицам, идет речь в указанном пункте.
7. Пункт 52.1 проекта акта устанавливает, какие виды предписаний по результатам контрольных (надзорных) мероприятий Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы вправе выдать.
Абзац седьмой отмеченного пункта устанавливает, что предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, и о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда, в целях незамедлительного принятия мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при установлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия очевидного нарушения выдаются до составления акта контрольного (надзорного) мероприятия.
В силу пункта 1 части 2 статьи 90 Закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.
В этой связи установление в положении о контроле (надзоре) возможности выдачи каких-либо предписаний до составления акта контрольного (надзорного) мероприятия вступает в противоречие с указанными нормами Закона N 248-ФЗ.
8. Приложение к проекту акта определяет критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к определенной категории риска (далее - Приложение).
Пункт 1 Приложения определяет, что деятельность работодателей относится к следующим категориям риска в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) чрезвычайно высокий риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1,5 и более;
б) высокий риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
в) значительный риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
г) средний риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
д) умеренный риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
е) низкий риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.
Деятельность работодателя относится к категории "чрезвычайно высокий риск" в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1,5 и более (подпункт "а" пункта 1 Приложения), а к категории "высокий риск" - если показатель составляет 1 и более (подпункт "б" пункта 1 Приложения).
Вышеуказанная норма позволяет отнести работодателя с показателем выше 1,5 как к категории "высокий риск", так и к категории "чрезвычайно высокий риск", в связи с чем требует корректировки.
9. Проектом акта предлагается изменить формулу расчета значения коэффициента устойчивости поведения работодателя, связанного с исполнением обязательных требований, установленную пунктом 7 Приложения.
В сводном отчете и сопроводительных материалах к нему разработчиком не обосновывается необходимость указанных изменений.
Вводится новый коэффициент "Кадм повторные" - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта повторно назначенных административных наказаний за 3 года, предшествующих текущему году, равный 0,3.
В рамках публичных обсуждений поступил отзыв от Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, указывающий, что данный коэффициент вступает в противоречие со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня его назначения, а не трех лет.
Участником публичных обсуждений предложено "при определении значения - индивидуального коэффициента Кадм и Кадм повторные учитывать наличие административного наказания только за предшествующий год (аналогично коэффициенту Кз)".
В составленной разработчиком сводке предложений в пункте 30 указано, что данное замечание учтено, однако каких-либо изменений в проект акта не внесено.
10. Пунктом 10 Приложения разработчиком устанавливается значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда. Для его расчета в формуле вводится переменная "О" - общее количество случаев по показателям качества, за год, предшествующий текущему году, а также прошедший период текущего года.
Также в пункте 11 Приложения вводится формула расчета для общего количества случаев по показателям качества по каждой организации, проводящей специальную оценку условий труда.
О каких "общих количествах случаях" идет речь в проекте акта не раскрывается. В составленной разработчиком сводке предложений в пунктах 18 и 19 указано, что "данная формулировка указана в соответствии с формулировкой, имеющейся в ФГИС СОУТ в разделе "Аналитика" подразделе "Организации проводящие специальную оценку условий труда", столбец "Общее количество случаев по показателям качества" (при фильтрации по общему количеству случаев по показателям качества (по убыванию)). Предполагается, что в данном столбце указано общее количество возможных нарушений законодательства по специальной оценке условий труда по конкретной организации".
В целях исключения возникновения различных подходов к толкованию указанной нормы на практике субъектами регулирования и контроля (надзора) и соблюдения принципа правовой определенности и системности, установленного статьей 7 Закон N 247-ФЗ, представляется необходимым в проекте акта определить, о каких "общих количествах случаях" идет речь.
11. В пункте 17 Приложения устанавливается, что "при отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих текущему году, а также прошедший период текущего года), тяжелого травматизма (за год, предшествующий текущему году, а также прошедший период текущего года), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий текущему году, а также прошедший период текущего года) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного за год, предшествующий текущему году, категория риска, присвоенная деятельности работодателя, подлежит снижению до следующей категории риска".
В рамках публичных обсуждений поступил отзыв от Федерации независимых профсоюзов России, предлагающий в указанном пункте "после слов "статьи 5.27.1" добавить слова "и статьей 5.31", так как при отсутствии нарушений, в том числе по статье 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях категория риска, присвоенная деятельности работодателя, может быть снижена до следующей категории риска".
В составленной разработчиком сводке предложений в пункте 42 указано, что данное замечание учтено, однако соответствующих изменений в проект акта не внесено.
12. В действующем Положении в пункте 13 Приложения установлено, что для работодателей со среднесписочной численностью работников свыше 1 000 человек решение о снижении категории риска, присвоенной деятельности работодателя, до следующей категории риска, принятое по заявлению такого работодателя в случаях, указанных в пункте 12 настоящего документа, размещается на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.
Проектом акта предлагается указанный срок увеличить до 15 календарных дней. Разработчиком не представлено объективных данных, требующих внесения соответствующих изменений, в связи с чем они являются немотивированными.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы;
проект акта не соответствует требованиям Закона N 247-ФЗ;
о выявлении в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Приложение к заключению
об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности по проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения
о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - проект акта) и их позиции (мнения) о его регулирующем воздействии
Минэкономразвития России проведены публичные консультации по проекту акта.
Проект акта и перечень вопросов по нему были направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и другие организации.
По результатам публичных консультаций были получены отзывы, содержащие замечания и предложения, от:
Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России (пункт 1 Сводной таблицы);
АО "Татспиртпром" (пункт 2 Сводной таблицы);
ПАО "ГМК "Норильский никель" (пункты 3-4 Сводной таблицы);
АО "Мосинжпроект" (пункт 5 Сводной таблицы);
АО "Мосгаз" (пункты 6-8 Сводной таблицы);
Российского союза промышленников и предпринимателей (пункты 9-12 Сводной таблицы);
Ассоциации "Объединение градостроительного планирования и проектирования" (пункты 13-16 Сводной таблицы);
АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" (пункты 17-22 Сводной таблицы);
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (пункт 23 Сводной таблицы).
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (орфография и пунктуация сохранены без изменений)
N п/п |
Положение проекта федерального закона |
Замечания и (или) предложения |
|
1 |
|
"Общероссийское отраслевое объединение работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" В приложении к проекту содержатся формулы для расчета показателей контролируемых объектов, к которым даны пояснения, за исключением одного - коэффициента "Кот". Для корректной трактовки переменных показателей полагаем необходимым дополнить п. 7 приложения к Проекту формулировкой определения указанного коэффициента в пояснении к соответствующей формуле. |
|
2 |
Пункт 52.1 проекта акта |
АО "Татспиртпром" Подпункт "г" пункта 52.1 изложить в следующей редакции: "г) об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда". Предлагается прописать в соответствии со статьей 76 Трудового кодекса РФ (абзац 3). |
|
3 |
Пункт 8 проекта акта |
ПАО "ГМК "Норильский никель" Согласно подпункту "а" пункта 8 проекта Положения объектом государственного контроля (надзора) является деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - деятельность работодателей). В проекте Положения сокращение "контролируемые лица" заменено сокращением "деятельность работодателей", вместе с тем, по тексту термин "контролируемое лицо" сохранён. Во избежание трудностей правоприменения предлагается по тексту проекта заменить термин "контролируемое лицо" на термин "работодатель" либо ввести определение термина "контролируемое лицо". |
|
4 |
Пункт 14 Приложения |
В целях единообразного понимания критериев, при которых работодателю присваивается чрезвычайно высокая категория риска, предлагается изложить пункт 14 приложения "Критерии отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к определенной категории риска" к проекту положения в следующей редакции: "14. При наличии группового несчастного случая (2 и более пострадавших с тяжелыми последствиями или погибших), признанного случаем, связанным с производством, либо при наличии 2 и более случаев со смертельным исходом, признанных случаями, связанными с производством, за 3 года, предшествующих текущему году, деятельности работодателя присваивается чрезвычайно высокая категория риска". |
|
5 |
Пункт 7 Приложения |
АО "Мосинжпроект" Формула расчета значения коэффициента устойчивости поведения работодателя, связанного с исполнением обязательных требований (пункт 7 Критериев), содержит коэффициент "Kom". При этом определение понятие коэффициента "Kom" и формулы его расчета Критерии не содержат. Необходимо дополнить пункт 7 Критериев определением коэффициента "Kom" и, при необходимости, формулой его расчета. |
|
6 |
Подпункт 3 пункта 21 проекта акта |
АО "Мосгаз" В подпункте 3 пункта 21 проекта акта не ясно о каких внутренних информационных ресурсах и в каком объеме идет речь. |
|
7 |
Пункт 24 проекта акта |
Пункт 24 нового Положения, как и ранее пункт 23 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2021 N 1230, указывает на то, что по возражениям контролируемых лиц на выданные предостережения должен быть дан лишь ответ, в то время как в случае отсутствия нарушений обязательных требований или признаков нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждённых данных о том, что есть причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо отсутствие угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, такое предостережение по возражениям контролируемого лица должно быть отменено (отозвано). |
|
8. |
Пункты 39-40 проекта акта |
Поскольку согласование органами прокуратуры проведения инспекционного визита проводится исключительно по обращениям самим органов контроля (надзора), а процедура последующего отзыва уже выданного согласования не предусмотрена действующим законодательством, то отсутствие в новом Положении указания на предельное количество возможных инспекционных визитов и за определенный период времени может привести к неограниченному количеству таких инспекционных визитов в отношении контролируемых лиц. |
|
9 |
Пункт 7 Приложения |
Российский союз промышленников и предпринимателей В пункте 7 Приложения к проекту Положения при определении значения Ку - коэффициента устойчивости поведения работодателя, связанного с исполнением обязательных требований, предлагаем исключить следующие коэффициенты, не предусмотренные действующей редакцией Положения о надзоре в сфере труда (утв. пост. Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230): Кппо - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии первичной профсоюзной организации, со значением 0,1, в случае если Роструд уведомлен работодателем о создании такой организации с приложением подтверждающей информации; Ккд - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии коллективного договора, со значением 0,1, в случае если Роструд уведомлен работодателем о наличии такого договора. Первичная профсоюзная организация создается в добровольном порядке по инициативе работников, а не работодателя. Коллективный договор также заключается в добровольном порядке при условии достижения в ходе коллективных переговоров согласия сторон по предусмотренным им обязательствам. Не установлена прямая связь между устойчивым/добросовестным поведением работодателя в сфере труда и наличием у него первичной профсоюзной организации или заключенного коллективного договора. Для выявления такой связи, полагаем, следует провести научно-исследовательскую работу и опираться на ее данные. Привести соответствующие обоснования в материалах к проекту Положения.
Формулу для определения значения коэффициента Ку предлагаем изложить в следующей редакции:
Ку = Кт + Кз + Кот + Кадм + К адм повторные- Кс, |
|
10 |
Пункт 7 Приложения |
В приложении к проекту содержатся формулы для расчета показателей контролируемых объектов, к которым даны пояснения, за исключением одного - коэффициента "Кот". Для корректной трактовки переменных показателей полагаем необходимым дополнить п. 7 приложения к Проекту формулировкой определения указанного коэффициента в пояснении к соответствующей формуле. |
|
11 |
Пункт 52.1 Проекта акта |
В пункте 52.1 проекта Положения перечислены виды предписания, выдаваемого Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами. Среди них предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда (подпункт "г") и предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда (подпункт "д"). Вместе с тем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи 214, 219) к обучению по охране труда относятся также обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты. В связи с чем подпункт "г" пункта 52.1 проекта Положения предлагается изложить в редакции: "г) об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда, в том числе обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучение по использованию (применению) средств индивидуальной защиты, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверку знания требований охраны труда;". Кроме того в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (в частности со статьями 216_1, 214, 221) средства индивидуальной защиты и смывающие средства должны иметь подтверждение соответствия в установленном законодательстве Российской Федерации о техническом регулировании порядке. В связи с чем подпункт "д" пункта 52.1 проекта Положения предлагается изложить в редакции: "д) о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников, смывающих средств, не имеющих подтверждения соответствия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и не соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда.". |
|
12 |
Редакционные замечания по проекту акта |
Редакционные замечания по тексту проекта постановления Правительства Российской Федерации и тексту проекта Положения: в пункте 2 проекта постановления дату "23 июля" заменить на "21 июля"; в пункте 11.1 проекта Положения слова "причинения вреда (ущерба) охраняемых законом ценностям (далее - категории риска)" исключить, поскольку в пункте 11 проекта Положения уже введено указанное сокращение; по тексту проекта Положения слова "Закона о надзоре (контроле)" заменить словами "Закона о контроле (надзоре)" (соответствующее сокращение предусмотрено пунктом 6 проекта Положения); в пункте 24 проекта Положения абзац седьмой дублирует абзац шестой. Предлагаем абзац седьмой исключить; в абзаце первом пункта 7 приложения к проекту Положения пропущено слово "добросовестного" перед словом "поведения"; в пунктах 2 и 10 приложения к проекту Положения приведены различные формулы для расчета одного и того же показателя - показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р). Во избежание путаницы, при необходимости наличия обоих указанных показателей, показатель в пункте 10 приложения к проекту Положения следует конкретизировать, указав, например, как "РСОУТ" (с внесением соответствующих уточнений в полное название данного показателя); в подпункте "г" пункта 12 приложения к проекту Положения слова "в Федеральной государственная информационная система" заменить словами "в Федеральной государственной информационной системе". |
|
13 |
Пункт 8 проекта акта |
Ассоциация "Объединение градостроительного планирования и проектирования" Согласно подпункту а) пункта 8 проекта "Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее - проект Положения) объектом государственного контроля (надзора) с учетом сокращения, указанного в скобках в конце данного подпункта, является деятельность работодателей. При этом, с одной стороны, в действующей редакции "Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (далее - ПП РФ N 1230) объект контроля в сокращении определен как "контролируемые лица". С другой стороны, термин "контролируемые лица" используется по тексту проекта Положения, по сути, не имея определения. Целесообразно было бы сокращение в конце подпункта а) пункта 8 проекта Положения изложить как "(деятельность контролируемых лиц)". |
|
14 |
Пункт 9 проекта акта |
Согласно содержанию второго предложения пункта 9 проекта Положения, обновление данных об объектах контроля (о деятельности работодателей) в автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере труда осуществляется на постоянной основе посредством ее взаимодействия с ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Однако неясно, каким образом обновляются данные о работодателях - физических лицах, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектах, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры. |
|
15 |
Подпункт б пункта 34 проекта акта |
Подпунктом б) пункта 34 проекта Положения установлено, что в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в сферах, имеющих высокий уровень наличия производственного травматизма, сопряженного с тяжелыми повреждениями здоровья либо со смертельным исходом, проводятся обязательные профилактические визиты, в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления деятельности контролируемым лицом. Указанный период (3 года) предшествующий началу осуществления деятельности понимается неоднозначно. Предлагается следующая формулировка: "_в течение 3 лет, предшествующих началу осуществления контролируемым лицом деятельности с более высоким риском причинения вреда.". |
|
16 |
Редакционные замечания по проекту акта |
1. Целесообразно присвоить сквозную нумерацию новым пунктам 11.1, 23.1, 23.2, 52.1, введенным в проект Положения (по сравнению с действующим Положением, утвержденным ПП РФ N 1230).
2. В пункте 16 проекта Положения применена нумерация абзаца (буллит) буквой ё), которую на практике не используют. Следует заменить на ж).
3. В пунктах 11, 11.1, 16 проекта Положения применена нумерация абзацев а), б), в)_, хотя в дальнейшем ссылок на данные подпункты не предусмотрено. В пункте 37 проекта Положения контрольным мероприятиям не присваиваются подпункты, при этом по тексту данного пункта 37 дается отсылка к абзацам второму - пятому настоящего пункта, что вводит неопределенность в прочтении данных отсылок. Предлагается начало пункта 37 проекта Положения изложить в следующей редакции: "37. Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий: а) инспекционный визит; б) рейдовый осмотр; в) документарная проверка; г) выездная проверка. По основаниям, указанным в пунктах 1 и 3 - 5 части 1 статьи 57 Закона о контроле (надзоре), могут быть проведены контрольные (надзорные) мероприятия, указанные в подпунктах а) -г) настоящего пункта".
4.Отсылки к подпунктам а) пункта 8 в текстах пунктов 11 и 32, к подпунктам г) и д) в последнем абзаце пункта 52.1 проекта Положения целесообразно обозначать единообразно - скобкой, также, как названные подпункты пронумерованы в тексте соответствующих пунктов. |
|
17 |
Пункт 24 проекта акта |
АО "Газпром газораспределение Ленинградская область" 1) Абзац 7 Проекта акта дублирует абзац 6 "доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований." "В возражении излагаются доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований." 2) Не понятно кем рассматривается возражение и принимается решение. Контрольным органом вынесшим решение или вышестоящим органом. Необходимо сделать ссылку на соответствующий подпункт пункта 4 Проекта акта 3) Отсутствуют категории ответов и порядок обжалования ответа. |
|
18 |
Пункт 35 проекта акта |
Предлагается установить количество профилактических визитов (ПВ) не более 1 раза в полгода и порядок их проведения, а именно: - направление уведомления контролируемому лицу за 10 рабочих дней до ПВ с указанием даты, времени, цели проведения ПВ, должностного лица контрольного (надзорного) органа и формата проведения ПВ - возможность согласования иной даты и времени проведения ПВ |
|
19 |
Пункт 39 проекта акта |
Предлагается изложить в следующей редакции: "Материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия. Акт контрольного (надзорного) мероприятия вместе с копиями приобщенных доказательств, полученных с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи вручаются контролируемому лицу в день составления акта, по месту его составления." |
|
20 |
Пункт 42 |
Предлагается установить количество инспекционных визитов (ИВ) не более 1 раза в год и дополнить абзацем следующего содержания: Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. |
|
21 |
Глава V проекта акта |
Предлагается дополнить пунктом следующего содержания: Ознакомление с результатами контрольного (надзорного) мероприятия осуществляется в порядке предусмотренном ст. 88 Закона о контроле (надзоре) |
|
22 |
Пункт 54 |
Предлагается изложить пункт в следующей редакции: Контролируемое лицо вправе обжаловать решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43, 89 Закона о контроле (надзоре). |
|
23 |
Пункт 7 Приложения |
Торгово-промышленная палата Российской Федерации В пункте 7 Приложения к проекту Положения при определении значения Ку - коэффициента устойчивости поведения работодателя, связанного с исполнением обязательных требований предлагаем исключить следующие коэффициенты, не предусмотренные действующей редакцией Положения о надзоре в сфере труда (утв. пост. Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230): Кппо - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии первичной профсоюзной организации, со значением 0,1, в случае если Роструд уведомлен работодателем о создании такой организации с приложением подтверждающей информации; Ккд - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии коллективного договора, со значением 0,1, в случае если Роструд уведомлен работодателем о наличии такого договора. Первичная профсоюзная организация создается в добровольном порядке по инициативе работников, а не работодателя. Коллективный договор также заключается в добровольном порядке при условии достижения в ходе коллективных переговоров согласия сторон по предусмотренным им обязательствам. Не установлена прямая связь между устойчивым/добросовестным поведением работодателя в сфере труда и наличием у него первичной профсоюзной организации или заключенного коллективного договора. Для выявления такой связи, полагаем, следует провести научно-исследовательскую работу и опираться на ее данные. Привести соответствующие обоснования в материалах к проекту Положения.
Формулу для определения значения коэффициента Ку предлагаем изложить в следующей редакции:
Ку = Кт + Кз + Кот + Кадм + Кадм повторные- Кс, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.