Проект Приказа Главного управления специальных программ Президента РФ "Об утверждении Порядка организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на объектах Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и в организациях, подведомственных Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации"
(подготовлен ГУСП 20.06.2023 г.)
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", пунктом 2 статьи 5, подпунктом "б" пункта 1 и пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктом 1 и подпунктом 17 пункта 6 Положения о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 г. N 651, приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на объектах Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и в организациях, подведомственных Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации.
Начальник Главного управления |
А.Л. Линец |
УТВЕРЖДЕН
приказом Главного управления специальных программ
Президента Российской Федерации
от " " __________2023 г. N___
ПОРЯДОК
организации и осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на объектах Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации и в организациях, подведомственных Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации
I. Общие положения
1. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности на объектах ГУСПа (пунктах управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, иных специальных объектах мобилизационного назначения, отнесенных к ведению Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации (далее - специальные объекты), объектах их инфраструктуры) и в организациях, подведомственных ГУСПу (далее - государственный надзор), осуществляется подразделением ГУСПа, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного надзора в области промышленной безопасности (далее - уполномоченное подразделение ГУСПа).
2. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются:
1) начальник уполномоченного подразделения ГУСПа;
2) заместитель начальника уполномоченного подразделения ГУСПа;
3) должностные лица уполномоченного подразделения ГУСПа, в должностные обязанности (регламенты, инструкции) которых входит осуществление государственного надзора (далее - инспекторы).
3. Предметом государственного надзора в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" является соблюдение на объектах ГУСПа и в организациях, подведомственных ГУСПу (далее - контролируемые лица), обязательных требований в области промышленной безопасности, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,в том числе:
1) требований к безопасному ведению работ, в том числе требований, связанных с пользованием недрами, на опасных производственных объектах;
2) требований промышленной безопасности к эксплуатации опасных производственных объектов, применяемых на них технических устройств, а также зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
3) требований обоснования безопасности опасного производственного объекта в случае, если деятельность в области промышленной безопасности осуществляется подведомственными ГУСПу юридическими лицами с применением такого обоснования безопасности;
4) лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I - III классов опасности*(1).
4. При осуществлении государственного надзора осуществляется оценка соблюдения требований технических регламентов и обязательных требований, подлежащих применению до вступления в силу технических регламентов, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного надзора, установленных:
1) пунктами 14 - 17 статьи 5, статьей 7, пунктами 2 - 5 статьи 8, пунктом 1 статьи 12 и приложением N 1 к разделу "Грузоподъемные машины" технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР/ТС 010/2011)*(2);
2) пунктами 1 - 3 раздела I, разделами III, IV, V, пунктами 37, 38, 40 - 60 раздела VI, пунктами 61 - 63 раздела VII, приложениями N 1- 3 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР/ТС 032/2013)*(3);
3) разделами I, III, V, разделами VI - VIII, разделом IX, приложениями N 1 и 2 к техническому регламенту "О безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870 "Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления";
4) статьями 36 и 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
5. Объектами государственного надзора являются:
1) деятельность контролируемых лиц в области промышленной безопасности на специальных объектах и объектах их инфраструктуры;
2) продукция, машины, оборудование и (или) устройства, применяемые при осуществлении видов деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах контролируемых лиц, работы и услуги, осуществляемые на опасных производственных объектах контролируемых лиц;
3) здания и сооружения на опасных производственных объектах контролируемых лиц, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах контролируемых лиц.
6. В целях информационного обеспечения государственного надзора в ГУСПе ведется учет:
объектов государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц;
сведений о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка;
планирования и (или) проведения мероприятий по осуществлению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), контрольных (надзорных) мероприятий;
результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.
7. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Размещение указанных сведений в открытом доступе, в том числе с помощью информационной системы государственного контроля (надзора), созданной в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", запрещается.
II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий
8. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
выездная проверка;
документарная проверка.
9. Срок проведения выездной проверки не должен превышать десять рабочих дней.
Срок проведения документарной проверки не должен превышать десять рабочих дней. В указанный срок не включается период со дня направления уполномоченным подразделением ГУСПа контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до дня представления указанных в требовании документов, а также период со дня направления контролируемому лицу информации о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до дня представления указанных пояснений в уполномоченное подразделение ГУСПа.
10. В ходе выездных проверок совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование;
экспертиза;
эксперимент.
11. В ходе документарных проверок совершаются следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов;
экспертиза.
12. Инспекторы при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами в соответствии с частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в том числе имеют право:
1) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения военнослужащего или федерального государственного гражданского служащего ГУСПа и копии приказа (выписки из приказа) ГУСПа о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) здания, помещения, сооружения и иные объекты контролируемых лиц;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения обязательных требований, в том числе с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от контролируемых лиц представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений обязательных требований, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений обязательных требований и о восстановлении нарушенного положения.
13. Должностными лицами ГУСПа, уполномоченными на принятии решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются начальник ГУСПа и его заместители.
14. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), утверждаемого начальником ГУСПа.
Выписки из плана направляются контролируемым лицам посредством почтового отправления с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" не позднее пяти рабочих дней со дня его утверждения начальником ГУСПа.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании приказа ГУСПа.
15. Результатом проведения контрольных (надзорных) мероприятий является составление акта проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (зарегистрирован Минюстом России 31 мая 2021 г., регистрационный N 63710)*(4) (далее - приказ Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151), а в случае выявления фактов нарушений обязательных требований, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка - предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований (далее - предписания) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку), которое прилагается к акту проверки. Указанные документы составляются в двух экземплярах.
16. Акт проверки и прилагаемое к нему предписание (при его наличии) оформляются на бумажном носителе в течение пяти рабочих дней после окончания проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
17. В ходе выездной проверки может быть проведен эксперимент, заключающийся в использовании тест-ситуации (объявлении учебной тревоги), имитирующей возникновение аварии на опасном производственном объекте, направленной на проверку готовности контролируемого лица, эксплуатирующего опасный производственный объект, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах*(5).
18. Эксперимент проводится без остановки технологических процессов на опасном производственном объекте контролируемого лица в течение одного рабочего дня в пределах срока, отведенного для проведения выездной проверки.
Результаты эксперимента оформляются протоколом о проведении эксперимента, который прикладывается к акту проверки.
19. Оформление результатов контрольного (надзорного) мероприятия и контроль за исполнением предписания (при его наличии) осуществляется инспектором, проводившим контрольные (надзорные) мероприятие.
III. Проведение профилактических мероприятий
20. Уполномоченным подразделением ГУСПа проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование.
Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяется начальником уполномоченного подразделения ГУСПа или его заместителем.
21. Уполномоченное подразделение ГУСПа осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения на официальном сайте ГУСПа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами ГУСПа, следующих материалов:
1) текстов нормативных правовых актов ГУСПа, регулирующих осуществление государственного надзора;
2) сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечня нормативных правовых актах с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также информации о мерах ответственности, при нарушении обязательных требований;
4) исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться уполномоченным подразделением ГУСПа у контролируемого лица;
5) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
6) порядок обжалования решений уполномоченного подразделения ГУСПа, действий (бездействий) должностных лиц уполномоченного подразделения ГУСПа;
7) иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
22. Обобщение правоприменительной практики осуществляется уполномоченным подразделением ГУСПа в целях решения следующих задач:
1) выявление типичных нарушений обязательных требований, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
2) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).
23. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора, готовится уполномоченным подразделением ГУСПа один раз в год и утверждается начальником ГУСПа не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
24. При наличии в уполномоченном подразделении ГУСПа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, а также о признаках их нарушений должностные лица, осуществляющие государственный надзор, направляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, составленное по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31 марта 2021 г. N 151.
25. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе направить в уполномоченное подразделение ГУСПа возражение в отношении указанного предостережения.
26. Возражение контролируемого лица направляется в уполномоченное подразделение ГУСПа не позднее пяти рабочих дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
27. Уполномоченное подразделение ГУСПа рассматривает возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу мотивированный ответ в течение двадцати рабочих дней со дня получения возражения.
28. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, по обращениям контролируемых лиц осуществляют консультирование по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора.
29. Консультирование может осуществляться должностным лицом, осуществляющим государственный надзор, по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
30. Консультирование по телефону, на личном приеме осуществляется в рабочее время уполномоченного подразделения ГУСПа.
31. Консультирование, включая письменное консультирование, осуществляется по следующим вопросам:
1) разъяснение обязательных требований, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
2) разъяснение положений законодательства Российской Федерации и правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора.
IV. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор
32. Решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора, могут быть обжалованы.
33. Правом на обжалование решений, актов проверки, предписаний и (или) действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятых и осуществляемых в ходе государственного надзора, обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
34. Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным подразделением ГУСПа в течение двадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
35. При обжаловании решений начальника уполномоченного подразделения ГУСПа жалоба рассматривается начальником ГУСПа или его заместителем.
Приложение N 1
к Порядку организации и осуществления федерального
государственного надзора в области промышленной безопасности
на объектах Главного управления специальных программ
Президента Российской Федерации и в организациях, подведомственных
Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации
от "__" ___________202_ г. N____
Рекомендуемый образец
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации | ||
|
УТВЕРЖДАЮ Начальник Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации
|
|
|
|
(фамилия, инициалы) |
|
"____" ______________20__ г. |
ПЛАН проведения контрольных (надзорных) мероприятий
Наименование объекта ГУСПа, подведомственной ГУСПу организации, осуществляющих деятельность, подлежащую государственному надзору, на пунктах управления государством и Вооруженными Силами Российской Федерации, иных специальных объектах мобилизационного назначения, отнесенных к ведению ГУСПа,и объектах их инфраструктуры |
Основание проведения контрольного (надзорного) мероприятия |
Сроки проведения контрольного (надзорного) мероприятия |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
Приложение N 2
к Порядку организации и осуществления федерального
государственного надзора в области промышленной безопасности
на объектах Главного управления специальных программ
Президента Российской Федерации и в организациях, подведомственных
Главному управлению специальных программ Президента Российской Федерации
от "__" ___________202_ г. N____
Рекомендуемый образец
________________________________________________________________
(подразделение ГУСПа, на которое возложены функции по организации и осуществлению ________________________________________________________________
государственного надзора в области промышленной безопасности)
ПРЕДПИСАНИЕ N_______
об устранении выявленных нарушений обязательных требований
________________________________________________________________
(наименование контролируемого лица)
во исполнение решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия
(реквизиты решения о проведении контрольного (надзорного) мероприятия)
в период с "__" _______ 20__ г. по "__" _______ 20__ г.
проведена
(указывается вид проводимого контрольного (надзорного) мероприятия, должности, фамилии, инициалы должностных лиц, проводивших контрольное (надзорное) мероприятие, наименование объекта государственного надзора)
Совместно с______________________________________________________
(должность, фамилия, инициалы каждого представителя контролируемого лица)
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" необходимо устранить следующие нарушения обязательных требований промышленной безопасности, выявленные в ходе проверки:
N п/п |
Вид нарушения требований промышленной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения |
Статья (часть, пункт, подпункт, абзац) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по промышленной безопасности, требования которого нарушены |
Срок устранения нарушения обязательных требований |
Отметка о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
(должность, фамилия, инициалы начальника (заместителя начальника) (подпись)
подразделения ГУСПа, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного надзора в области промышленной безопасности)
"____" ______________ 20___ г.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
*(2) Технический регламент Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011) принят решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823, являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".
*(3) Технический регламент Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013) принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. N 41, являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе".
*(4) С изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 27 октября 2021 г. N 651 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2021 г., регистрационный N 66372).
*(5) Подпункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.