Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю"
(подготовлен ФСТЭК России 21.06.2023 г.)
ФСТЭК России подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий внесение изменений в Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1287 (далее - Список).
Представляемый проект постановления разработан в соответствии с п. 7 Плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1906-р, и направлен на защиту национальных интересов и обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. и резолюции Совета Безопасности ООН 1540 от 28 апреля 2004 г.
Вносимыми изменениями Список уточняется и дополняется номенклатурой патогенных микроорганизмов, которые в силу своих особенностей и свойств могут быть использованы для создания бактериологического (биологического) и токсинного оружия, а также в террористических целях либо для нанесения ущерба сельскохозяйственному и продовольственному секторам экономики страны.
Внесение изменений вызвано необходимостью противодействия растущим вызовам и угрозам безопасности Российской Федерации, обусловленных активизацией военно-биологической деятельности западных государств, осуществляющих под предлогом усиления глобального экомониторинга и лабораторной диагностики сбор за рубежом и исследование патогенных микроорганизмов, способных поражать определенный генотип людей, в том числе посредством трансмиссии зоонозных заболеваний к человеку.
В условиях стремительного развития биотехнологий, включая синтетическую биологию, особую опасность представляют искусственно созданные или модифицированные патогенные биоагенты с высоким эпидемическим потенциалом.
По информации российских спецслужб повышенный интерес к использованию патогенных биоагентов проявляется со стороны террористических формирований, что продиктовано их высокой поражающей способностью, возможностью скрытой наработки и трудностью своевременного обнаружения факта применения.
В случае принятия вышеназванного проекта постановления режим экспортного контроля будет распространен на потенциально опасную номенклатуру продукции биологического профиля, что с учетом межведомственного формата принятия решений в этой области позволит минимизировать риски её использования в ущерб национальным интересам Российской Федерации.
Проектом постановления предусматривается его вступление в силу через 90 дней после официального опубликования. Данный порядок вступления в силу постановлений Правительства Российской Федерации, которыми утверждаются списки (перечни) контролируемых товаров и технологий и, соответственно, вносятся в них изменения, установлен Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация постановления не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления соответствует Основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. (пункт 6 "Повышение качества государственного управления" раздела 2 "Меры государственной политики по достижению национальных целей развития").
В проекте постановления отсутствуют дополнительные, по сравнению с нормами действующего законодательства, обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, отсутствуют нормы о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация проекта постановления в случае его принятия не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не окажет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.