Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий"
(подготовлен Минсельхозом России 22.06.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" подготовлен в целях повышения эффективности реализации государственной программы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - проект постановления, Программа), а также в целях улучшения инфраструктуры в опорных населенных пунктах за счет приоритетной реализации мероприятий Программы.
Проектом постановления вносятся изменения в раздел "Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" в части уточнения значений целей Программы и сроков их достижения в соответствии с паспортом Программы, утвержденным решением Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 24 декабря 2022 г. N ММ-П11-22374.
Проектом постановления уточняются понятия "сельские территории", "сельские агломерации", а также вводится понятие "опорных населенных пунктов", определенное распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 4132-р "Об утверждении методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий". При этом перечень опорных населенных пунктов на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, приведенных в приложении N 3 к Программе (далее - Приложение N 3), в части субсидий в рамках мероприятий по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения дополняются целями:
приобретение у юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя дома блокированной застройки на сельских территориях, на территории опорных населенных пунктов, введенного в эксплуатацию не ранее чем за 3 года до заключения государственного (муниципального) контракта на его приобретение;
приобретения жилого помещения в многоквартирным доме высотой не более 5 этажей, расположенного в опорном населенном пункте, у юридического лица (за исключением инвестиционного фонда, в том числе его управляющей компании) или индивидуального предпринимателя, являющегося первым и единственным собственником такого жилого помещения и зарегистрировавшего право собственности на указанное жилое помещение после получения разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, путем заключения договора купли-продажи.
В целях эффективного использования средств федерального бюджета, а также подтверждения запрашиваемых объемов субсидии в рамках мероприятий по строительству жилья, предоставляемого по договору найма жилого помещения (далее - мероприятие по найму) и мероприятия по реализации проектов по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях и на территории опорных населенных пунктов, под компактную жилищную застройку (далее - мероприятие по КЖЗ) предусматривается отсроченное предоставление копии проектной документации и копии заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в срок до 1 сентября и 1 октября соответственно.
Кроме того, Правила N 3 дополняются положениями об оценке эффективности реализации мероприятий и применении ее результатов для расчета субсидии.
Также, проект постановления предусматривает, что предоставление субсидий на мероприятия по найму и мероприятия по КЖЗ распространяется в том числе и на территории опорных населенных пунктов.
Кроме того, проектом постановления предлагается дополнить критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий новым критерием, а именно: реестром потенциальных застройщиков, который должен содержать информацию о застройщиках 50 процентов участков от общего числа участков на территории на которой реализуется проект компактной жилищной застройки. При этом в случае отсутствия потенциальных застройщиков на день подачи заявки субъекту Российской Федерации необходимо до 1 сентября года подачи заявки в дополнение к ранее поданной заявочной документации представить реестр потенциальных застройщиков.
Проект постановления предусматривает сокращение срока реализации проектов компактной жилищной застройки с 5 до 2 лет, а также ограничивает возможность субъектов Российской Федерации в период действия соглашения менять состав и сметную стоимость реализации проектов компактной жилой застройки.
Проектом постановления предусмотрена точечная корректировка содержания Приложение N 3 Программы, а также уточнение положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях и положения о предоставлении субсидий на оказание финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилого помещения (жилого дома) на сельских территориях, предоставляемого гражданам Российской Федерации, проживающим на сельских территориях, по договору найма жилого помещения (далее - Положения).
Так, в частности в Положениях уточняется, что:
- в случае, если работодателем является государственное, муниципальное учреждение в социальной сфере, доля средств муниципального образования составляет не менее 1 процента;
- стоимость строительства (приобретения) индивидуального жилого дома определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (54 кв. метра - для одиноких граждан и на семью из 2 и из 3 человек и по 18 кв. метров - на каждого члена семьи при численности семьи, состоящей из 4 человек и более);
- размер общей площади строящегося (приобретаемого) жилого помещения может быть увеличен по сравнению с размером общей площади жилого помещения при условии оплаты части жилого помещения, превышающей установленный размер, за счет средств субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов и (или) средств работодателя и (или) собственных (заемных) средств гражданина и (или) иных внебюджетных источников;
- размер платы за найм жилого помещения не должен превышать 15% от минимального размера оплаты труда.
В Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, приведенных в приложении N 6 к Программе, уточнены критерии сельских территорий, в пределах которых при осуществлении своей деятельности заявителям предоставляется возможность получения субсидии.
Кроме того, с учетом практики реализации мероприятий в субъектах Российской Федерации, исключена необходимость предоставления пофамильных списков заявителей.
Одновременно с этим, дополнены полномочия Минсельхоза России в части утверждения формы отчета об оценке эффективности предоставления субсидии.
В пункт 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, приведенных в приложении N 7 к Программе, (далее - Правила N 7), вносятся изменения в части уточнения понятия сельских территорий, на которых могут быть реализованы проекты по благоустройству общественных пространств на сельских территориях (далее - проекты благоустройства), а также предусматривается возможность реализации проектов благоустройства на территории опорных населенных пунктов.
В пункте 4 Правил N 7 уточняется максимальный размер государственной поддержки, предоставляемой на реализацию 1 проекта благоустройства (увеличение с 2 млн. рублей до 3 млн. рублей) в связи с увеличением стоимости строительных материалов и работ с целью реализации проектов с применением более качественных материалов.
Также проектом постановления предусматривается дополнение перечня направлений реализации проектов по благоустройству, установленных пунктом 3 Правил N 7, следующими направлениями:
создание и обустройство остановок общественного транспорта;
приобретение техники для механизированной уборки и содержания территории;
создание и обустройство пространств для проведения общественных мероприятий;
оснащение объектов социальной сферы, находящихся в муниципальной собственности (учебной литературой, спортивным инвентарем, организационной техникой и оборудованием для их функционирования и эксплуатации);
обустройство общественных пространств и объектов социальной сферы, находящихся в муниципальной собственности, общественным доступом к сети "Интернет" с применением беспроводной технологии Wi-Fi.
Кроме того, проектом постановления предусматривается дополнение критериями отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии на реализацию проектов по благоустройству, предусмотренных подпунктом "а" пункта 8 Правил N 7, критериями, предусматривающими наличие паспорта проекта, сформированного по форме в соответствии с методическими рекомендациями по реализации проектов по благоустройству, утверждаемыми Минсельхозом России. При этом в целях повышения эффективности планирования и реализации проектов по благоустройству предусматривается предоставление субъектом Российской Федерации в составе проекта по благоустройству эскизных планировочных решений с обоснованием выбора предлагаемых решений. Также предусматривается предоставление заявителем решения комиссии о подведении итогов конкурсного отбора проектов по благоустройству в субъекте Российской Федерации.
В части Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, приведенных в приложении N 9 к Программе (далее - Приложение N 9) проектом постановления предлагаются следующие изменения:
- приведение подпунктов "б" и "в" пункта 4 в соответствие подпункту "а" пункта 4 в части уточнения классификации финансируемых дорог (регионального и (или) местного значения);
- изменение сроков предоставления утвержденной проектно-сметной документации одновременно с предоставлением копии заключения государственной экспертизы в срок до 1 октября года подачи заявки;
- изменение процента объема финансового обеспечения реализации мероприятий за счет внебюджетных средств, который должен составлять не менее 10 % объема финансового обеспечения;
- уточнение перечня критериев отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии (пункт 11);
- уточнение перечня документов, которые субъект Российской Федерации направляет на согласование в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации после определения перечня автомобильных дорог, отобранных для субсидирования (пункт 15);
- внесение изменений в части порядка внесения изменений в планы реализации мероприятий;
- уточнение в части предоставления необходимой информации для предоставления отчетных сведений (пункт 16);
- уточнение обязательств субъектов Российской Федерации, предусмотренных соглашением (пункт 17);
- уточнение процедуры проведения оценки эффективности использования субсидии (пункт 21);
- уточнение в пункте 21 порядка проведения оценки эффективности реализации мероприятий и дополнение пунктами 211 и 212, предусматривающими присвоение 3 категорий субъектам Российской Федерации на основании результатов оценки эффективности реализации мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и определяющими условия недопуска субъекта Российской Федерации к участию в распределении субсидий на очередной год и плановый период в случае наличия незавершенных мероприятий и в случае низкого уровня эффективности реализации мероприятий в отчетном периоде (3 категория);
- корректировка в пунктах 24 и 26 формул распределения субсидий, предусматривающих, что в случае присвоения по результатам оценки эффективности среднего уровня эффективности реализации мероприятий (2 категория) объем субсидий из федерального бюджета соответствующему субъекту Российской Федерации не может превышать 50 % от стоимости автомобильных дорог, отобранных для субсидирования;
- уточнение в пункте 28 ранжирования мероприятий не только в группах по федеральным округам, но и в соответствии с приоритетностью мероприятий, указанных в пункте 4 Правил.
В части Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, приведенных в приложении N 11 к Программе (далее - Приложение N 11), проектом постановления предусматриваются следующие изменения:
- дополнение определением территории реализации проекта в опорном населенном пункте;
- уточнение видов работ при реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 3 в части не только строительства, но и приобретения и установки блочно-модульных котельных в связи с обращениями субъектов Российской Федерации;
- уточнение в пункте 17 указываемой для расчета размера субсидии стоимости проектов комплексного развития сельских территорий согласно заявочной документации, направленной на отбор проектов в Минсельхоз России в соответствии с абзацем четвертым пункта 2, без учета затрат на проектно-изыскательские работы;
- дополнение пунктом 201, предусматривающим недопуск субъекта Российской Федерации к участию в отборе проектов комплексного развития сельских территорий на очередной год и плановый период в случае наличия незавершенных мероприятий или в случае низкого уровня эффективности реализации мероприятий в отчетном периоде.
Кроме того, в Приложении 12 Программы предлагается уточнить объемы финансового обеспечения мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов), включенных (подлежащих включению) в федеральную адресную инвестиционную программу и реализуемых в 2023-2025 гг. в рамках Программы.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не потребует внесения изменений в иные акты Правительства Российской Федерации.
В процессе подготовки проекта постановления был проведен анализ правоприменительной практики.
В проекте постановления отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования). Проект постановления не содержит положений о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие постановления Правительства Российской Федерации не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект постановления направлен на достижение целей Программы и не окажет влияния на достижение целей иных государственных программ Российской Федерации.
Проект постановления направлен на достижение целей федеральных проектов "Развитие жилищного строительства на сельских территориях и повышение уровня благоустройства домовладений", "Содействие занятости сельского населения", "Благоустройство сельских территорий", "Развитие транспортной инфраструктуры на сельских территориях", "Современный облик сельских территорий" Программы, а также на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Предлагаемые проектом постановления решения не повлекут изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
Проект постановления не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц, объемы финансирования Программы.
Проект постановления соответствует положениям пункта 6 Протокола о мерах государственной поддержки сельского хозяйства, приведенного в приложении N 29 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.