Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с внедрением электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе"
(подготовлен 22.06.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с внедрением электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе" (далее - законопроект) разработан в соответствии с задачами, определенными государственной программой Российской Федерации "Информационное общество", и направлен на внедрение юридически значимого электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее соответственно - электронный кадровый документооборот на гражданской службе, гражданская служба) и уточнение отдельных положений законодательства Российской Федерации об электронной подписи.
В настоящее время возможность ведения электронного кадрового документооборота на гражданской службе нормативно не закреплена, в связи с чем оформление кадровых документов, включая служебный контракт с государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее - гражданский служащий), приказы о назначении на должности гражданской службы или об освобождении от замещения указанных должностей, осуществляется на бумажных носителях. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством на бумажных носителях осуществляется ведение личных дел гражданских служащих.
Внедрение электронного кадрового документооборота на гражданской службе позволит повысить эффективность кадровой работы в государственных органах и создаст условия для реализации клиентоцентричных кадровых и иных сервисов для гражданских служащих, обеспечивающих комплексную цифровизацию процессов их взаимодействия с кадровыми службами и представителем нанимателя.
Принимая во внимание закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) норм, предусматривающих внедрение электронного документооборота в сфере трудовых отношений (статьи 22.1 - 22.3 ТК РФ), представляется необходимым закрепить аналогичные подходы в законодательстве Российской Федерации о гражданской службе.
Ключевыми информационными системами, посредством которых предлагается осуществлять кадровую работу в государственных органах, включая электронный кадровый документооборот, являются федеральная государственная информационная система в области государственной службы (далее - ФГИС в области госслужбы) и взаимодействующие с ней региональные информационные системы субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующей редакцией статьи 44.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в настоящее время созданы и введены в эксплуатацию ФГИС в области госслужбы и государственные информационные системы в области гражданской службы субъектов Российской Федерации, которые интегрированы с ФГИС в области госслужбы.
Следует отметить, что в целях обеспечения терминологического единства в области, касающейся информации и информационных технологий, в законопроекте в соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" понятие "государственные информационные системы в области гражданской службы субъектов Российской Федерации" предлагается заменить на региональные информационные системы субъектов Российской Федерации (далее - РИС субъектов Российской Федерации).
Вместе с тем действующая редакция статьи 44.1 Федерального закона N 79-ФЗ не обеспечивает возможность эффективного ведения кадровой работы во всех государственных органах, в которых предусмотрена гражданская служба, в связи с чем законопроектом дополнительно предусматривается возможность использования иных информационных систем на основании отдельных решений.
Законопроектом предусмотрено использование государственными органами иных государственных информационных систем (за исключением ФГИС в области госслужбы и РИС субъектов Российской Федерации) только по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Таким образом, ведение кадровой работы в государственных органах, включая осуществление электронного кадрового документооборота, планируется обеспечить посредством использования ФГИС в области госслужбы, иных государственных информационных систем, особенности использования которых в федеральных государственных органах устанавливаются соответственно Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации и РИС субъектов Российской Федерации.
Дополнение части 1 статьи 44 Федерального закона N 79-ФЗ и части 4 статьи 13 Федерального закона N 63-ФЗ в редакции законопроекта, позволит наделить кадровые службы полномочиями по осуществлению приема заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронных подписей и вручению сертификатов ключей проверки электронных подписей от имени удостоверяющего цента Федерального казначейства. Введение предложенных норм позволит участникам электронного кадрового документооборота проходить процедуру личной идентификации и получать сертификаты ключей проверки электронных подписей непосредственно у кадровых служб, без необходимости личного посещения удостоверяющего центра Федерального казначейства, что будет способствовать уменьшению временных затрат, уменьшению сроков получения сертификатов и повышению клиентоцентричности. Реализация такого сценария позитивным образом скажется на развитие электронного кадрового документооборота в Российской Федерации и повышению уровня удовлетворенности участников электронного кадрового документооборота качеством реализуемого подхода.
Федеральная государственная информационная система в области государственной службы
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 256 "О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" ФГИС в области госслужбы является федеральная государственная информационная система "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" (далее - Единая система).
В настоящее время в Единой системе осуществляют кадровую работу все федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и их территориальные органы (включая вопросы начисления заработной платы посредством интеграции с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет"), а также 60 субъектов Российской Федерации.
В 25 субъектах Российской Федерации созданы собственные государственные информационные системы, каждая из которых интегрирована с Единой системой.
Таким образом, средствами Единой системы обеспечена централизованная автоматизация кадровых процедур в большинстве государственных органов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 г. N 1219 "О внесении изменений в Положение об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и приостановлении действия пункта 16 Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов" Единая система включена в инфраструктуру электронного правительства.
В целом внедрение электронного кадрового документооборота на гражданской службе представляется целесообразным осуществлять на основе технологической инфраструктуры электронного правительства с обеспечением информационного взаимодействия информационных систем, предусмотренных статьей 44.1 Федерального закона N 79-ФЗ в редакции законопроекта.
Иные государственные информационные системы, особенности использования которых в федеральных государственных органах устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации
Необходимо отметить, что в отдельных федеральных органах исполнительной власти помимо федеральной государственной гражданской службы предусмотрены иные виды службы, нормативное регулирование прохождения которых имеет значительные отличия, в том числе в части требований по защите персональных данных соответствующих государственных служащих.
Дополнительно стоит отметить, что в отдельных федеральных государственных органах созданы государственные информационные системы, являющиеся ведомственными, и направленные на автоматизацию их основной деятельности, включая получение доступа к служебной информации конфиденциального характера.
В связи с этим законопроектом предусматривается возможность использования иных государственных информационных систем (в том числе в целях осуществления кадровой работы и ведения электронного документооборота).
Особенности использования иных государственных информационных систем в федеральных государственных органах устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Необходимость установления указанных особенностей обусловлена как спецификой обработки персональных данных определенных категорий гражданских служащих, так и необходимостью строгой регламентации состава участников, а также форматов и способов осуществления информационного взаимодействия.
Региональные информационные системы в области гражданской службы субъектов Российской Федерации
В соответствии с частью 3 действующей редакции статьи 44.1 Федерального закона N 79-ФЗ государственные информационные системы в области гражданской службы субъектов Российской Федерации создаются на основании нормативного правового акта субъекта Российской Федерации с обеспечением совместимости такой системы с ФГИС в области госслужбы и соответствия унифицированным требованиям к объему и содержанию сведений о кадровом обеспечении государственных органов, подлежащих хранению, обработке и передаче в электронном виде (далее - унифицированные требования).
При этом указанные унифицированные требования определяют минимальный состав сведений, передаваемых из государственных информационных систем в области гражданской службы субъектов Российской Федерации в ФГИС в области госслужбы в одностороннем порядке, что не позволяет обеспечить двусторонний обмен электронными документами, связанными с осуществлением кадровой работы в государственных органах (далее - электронные кадровые документы).
В ходе внедрения электронного кадрового документооборота на гражданской службе планируется обеспечить двусторонний обмен данными, что повысит эффективность обмена сведениями между всеми информационными системами, используемыми государственными органами в кадровой работе.
Электронный кадровый документооборот на гражданской службе
Электронный кадровый документооборот планируется осуществлять посредством информационных систем, указанных в статье 44.1 Федерального закона N 79-ФЗ, посредством которых также будет обеспечен межведомственный обмен электронными кадровыми документами и иной информацией.
Порядок осуществления электронного кадрового документооборота на гражданской службе предлагается регламентировать актом Правительства Российской Федерации.
В указанном акте Правительства Российской Федерации планируется определить:
порядок утверждения единых требований к составу и форматам электронных кадровых документов;
виды электронных подписей и порядок их использования при осуществлении электронного кадрового документооборота на гражданской службе;
вопросы обеспечения доступа гражданского служащего к электронным кадровым документам;
иные положения, касающиеся осуществления электронного кадрового документооборота на гражданской службе.
Для обеспечения кадрового электронного документооборота в максимально полном объеме законопроектом в том числе предусмотрено внесение изменений в положения статей 58, 59.3, 60.1 и 64 Федерального закона N 79-ФЗ в части, касающейся уточнения формы ознакомительных и иных документов, оформление которых возможно в рамках прохождения гражданским служащим гражданской службы.
Кроме того, необходимо учитывать, что документы, в отношении которых предлагается осуществлять кадровый электронный документооборот, являются неотъемлемой частью личного дела гражданского служащего. В связи с этим вопросы формирования личного дела гражданского служащего в электронном виде требуют дополнительного регулирования и при принятии законопроекта соответствующие изменения планируется внести в Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела".
Также планируется внести изменения в примерную форму служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159, в целях приведения формы служебного контракта в соответствие с положениями законопроекта, касающимися заключения служебного контракта в форме электронного документа.
Заключительные положения
В целях апробации и последующего внедрения электронного кадрового документооборота в государственных органах в июне 2023 года - мае 2024 года планируется проведение эксперимента по использованию электронных документов, связанных с осуществлением кадровой работы, в отдельных федеральных органах исполнительной власти (далее - эксперимент) в рамках соответствующего акта Правительства Российской Федерации.
По итогам указанного эксперимента подходы к осуществлению электронного кадрового документооборота на гражданской службе, которые планируется закрепить в акте Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе" при необходимости могут быть уточнены.
Учитывая планируемые сроки проведения эксперимента, необходимость проведения централизованного обучения сотрудников кадровых подразделений работе с новыми сервисами ФГИС в области госслужбы, а также во избежание затруднений у государственных органов при переходе на электронный кадровый документооборот предусмотрено вступление в силу законопроекта с 1 июня 2024 года.
Доработку ФГИС в области госслужбы в части, касающейся сервисов, обеспечивающих электронный кадровый документооборот, планируется завершить в 2023 году, что создаст условия для реализации положений законопроекта.
Законопроект подготовлен Минцифры России во исполнение пункта 25 Перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 N 2816-р, в соответствии с которым Минцифры России является ответственным исполнителем инициативы, касающейся внедрения электронного документооборота.
Кроме того, разработка законопроекта предусмотрена пунктом 35 плана мероприятий по совершенствованию информационной безопасности федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", обновлению аппаратно-технических средств и развитию ее функциональных возможностей, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 20 октября 2021 г. N 11114п-П17.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Издание законопроекта будет способствовать достижению целей подпрограммы 4 "Информационное государство" государственной программы Российской Федерации "Информационное общество".
Реализация законопроекта не окажет влияния на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с внедрением электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с внедрением электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с внедрением электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам, связанным с внедрением электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609".
Внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2005 г. N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" необходимо в целях закрепления положений по осуществлению электронного кадрового документооборота при ведении кадровыми службами государственных органов личных дел государственных гражданских служащих.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минцифры России, Минфин России.
2. Указ Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159".
Внесение изменений в Указ Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации" необходимо в целях приведения формы служебного контракта в соответствие с положениями законопроекта, касающимися заключения служебного контракта в форме электронного документа.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель - Минфин России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе".
Издание постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка осуществления электронного кадрового документооборота на государственной гражданской службе" необходимо в целях закрепления правил создания, подписания, использования и хранения электронных документов, связанных с поступлением и прохождением государственной гражданской службы в государственном органе, подписанных электронной подписью, без их дублирования на бумажном носителе.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Соисполнители - Минтруд России, Минэкономразвития России, Минфин России.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе в области государственной службы и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Издание постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе в области государственной службы и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" необходимо в целях утверждения положения о федеральной государственной информационной системе в области государственной службы, а также порядка взаимодействия указанной информационной системы с региональными информационными системами в области гражданской службы субъектов Российской Федерации и иными государственными информационными системами, используемыми отдельными федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. Также указанным актом Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 256 "О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" будет признано утратившим силу;
в постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 г. N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме" будут внесены изменения, предусматривающие исключение из состава инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, цифровой кадровой платформы органов публичной власти (платформы "Государственные кадры"), интегрированной с федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации";
в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 2021 г. N 1219 "О внесении изменений в Положение об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме и приостановлении действия пункта 16 Правил приглашения и отбора независимых экспертов, включаемых в составы конкурсных и аттестационных комиссий федеральных государственных органов" пункт 3 будет признан утратившим силу.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минцифры России.
Соисполнители - Минтруд России, Минфин России, Минэкономразвития России.
5. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N 1018 "О видах юридических лиц и подведомственных им организаций, которым и работникам которых создаются и выдаются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Потребуется изменение наименования, утвержденного указанным постановлением, перечня видов юридических лиц и подведомственных им организаций, которым и работникам которых создаются и выдаются квалифицированные сертификаты ключей проверки электронной подписи удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Срок подготовки - в течение 3 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители - Минцифры России, Федеральной казначейство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.