Доработанный текст проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609"
(подготовлен Минтрансом России от 21.06.2023)
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2918; 2008, N 48, ст. 5604; 2011, N 51, ст. 7526; 2021, N 2, ст. 397).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от _______ N ______
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609
В Правилах расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением (далее - Правила):
1. По тексту:
слова "Минэкономики России" в соответствующем падеже заменить словами "Министерство промышленности и торговли Российской Федерации" в соответствующем падеже;
слова "Госкомэкологии России" в соответствующем падеже заменить словом "Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" в соответствующем падеже;
слова ""ГЦ БПВТ" и "ГЦ БПВТ ФАС России" в соответствующем падеже заменить словами "Федеральное автономное учреждение "Авиационный регистр Российской Федерации" в соответствующем падеже.
2. Абзац первый пункта 1.1.4 изложить в редакции:
"1.1.4. Авиационное происшествие или инцидент с гражданским воздушным судном Российской Федерации либо с гражданским воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации, а также с используемым в целях гражданской авиации воздушным судном, не зарегистрированным (не учтенным) в порядке, установленном статьей 33 Воздушного кодекса Российской Федерации, подлежат обязательному расследованию в соответствии с Правилами.
3. В пункте 1.1.8
а) слова "регулирования деятельности в области гражданской авиации" исключить;
б) слова "Федеральная авиационная служба России (ФАС России)" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)";
4. В пунктах 1.1.11, 1.2.1.2, слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже
5. Пункт 1.2.2.1. изложить в редакции:
"1.2.2.1. Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием гражданского воздушного судна, которое в случае использования пилотируемого воздушного судна имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, или в случае использования беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой более 30 килограммов имеет место с момента включения основной силовой установки с целью совершить полет, до момента прекращения движения (остановки) беспилотного воздушного судна в конце полета и выключения основной силовой установки, и в ходе которого:
а) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом в результате нахождения в данном воздушном судне за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены вследствие естественных причин, нанесены самому себе либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа (в целях единообразия статистических данных телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть, классифицируется как телесное повреждение со смертельным исходом. Указанный критерий не распространяется на авиационные происшествия с беспилотным воздушным судном).
б) воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:
- нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна;
- требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением: случаев отказа или повреждения двигателя, когда поврежден только сам двигатель, его капоты или вспомогательные агрегаты, или повреждены только воздушные винты, несиловые элементы планера, обтекатели, законцовки крыла, антенны, пневматики, тормозные устройства или другие элементы, если эти повреждения не нарушают общей прочности конструкции, или в обшивке имеются небольшие вмятины или пробоины; повреждений элементов несущих и рулевых винтов, втулки несущего или рулевого винта, трансмиссии, повреждений вентиляторной установки или редуктора, если эти случаи не привели к повреждениям или разрушениям силовых элементов фюзеляжа (балок); повреждений обшивки фюзеляжа (балок) без повреждения силовых элементов;
в) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, в котором доступ к нему невозможен.
Пилотируемое воздушное судно считается пропавшим без вести, когда были прекращены его официальные поиски и не было установлено местонахождение воздушного судна или его обломков. Решение о прекращении поиска пилотируемого гражданского воздушного судна, потерпевшего бедствие, принимает Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой более 30 килограммов считается пропавшим без вести по истечении 30 суток после потери связи с ним и если не было установлено местонахождение обломков.".
6. В пункте 1.2.2.4:
а) изложить в следующей редакции:
"1.2.2.4. Авиационный инцидент - событие, связанное с использованием гражданского воздушного судна, которое в случае использования пилотируемого воздушного судна имело место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно, или в случае использования беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой более 30 килограммов происходит с момента включения основной силовой установки с целью совершить полет, до момента прекращения движения (остановки) беспилотного воздушного судна в конце полета и выключения основной силовой установки, и обусловленное отклонениями от нормального функционирования воздушного судна, экипажа, служб управления и обеспечения полетов, воздействием внешней среды, могущее оказать влияние на безопасность полета, но не закончившееся авиационным происшествием.
Перечень событий, подлежащих расследованию в эксплуатации в качестве инцидентов, приведен в приложении N 1.";
б) сноску первую исключить.
7. В пунктах 2.1.1, 2.1.8 слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже.
8. В пункте 2.2.2:
а) слова "Диспетчеры АДП, ПДСП, РЦ ЕС ОрВД (МДП), ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД" заменить словами "Органы обслуживания воздушного движения (управления полетами)";
б) слова "с утверждаемым ФАС России "Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации" заменить словами "с утверждаемым Минтрансом России "Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации";
в) в абзаце втором после слов "в МАК," и в в абзаце третьем слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта";
г) в абзаце втором слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта".
9. В пункте 2.2.3, слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта".
10. В пункте 2.2.4:
а) слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта";
б) после слов "в МАК," слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже;
в) абзац семнадцатый пункта 2.2.4 после слов "- степень повреждения воздушного судна" дополнить словами ", станции внешнего пилота беспилотной авиационной системы;".
11. В пунктах 2.2.5, 2.2.6, 2.2.7 слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже.
12. В пункте 2.3.1 слова "РУ ФАС России" заменить словами "межрегиональное территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта" в соответствующем падеже.
13. В пункте 2.3.3:
а) слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта"
б) дополнить абзацем следующего содержания:
"- организует осмотр станции внешнего пилота беспилотной авиационной системы;".
14. В пункте 2.4.9 слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта".
15. В пункте 2.4.16:
а) слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже;
б) "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта" в соответствующем падеже.
16. В пункте 2.5.1 слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже
17. Пункт 2.6.2 после пятого абзаца дополнить абзацем следующего содержания:
"- записи речевых самописцев и регистраторов визуальной обстановки на станции внешнего пилота беспилотной авиационной системы и расшифровку таких записей;".
18. В пунктах 2.9.2, 2.10.2, 2.10.8 слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже.
19. В пункте 2.10.9:
а) слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже;
б) слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта";
20. В пунктах 2.10.10, 2.10.12, 3.1.1, 3.1.8 слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже.
21. В пункте 3.2.1:
а) "Диспетчеры АДП, ПДСП, РЦ ЕС ОрВД (МДП), ЗЦ (ВЗЦ) ЕС ОрВД" заменить словами "Органы обслуживания воздушного движения (управления полетами)";
б) слова: "с утверждаемым ФАС России "Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации" заменить словами "с утверждаемым Минтрансом России "Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации";
в) слова: "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта".
22. В пункте 3.2.2 слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта"
23. В пункте 3.2.3:
а) слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта";
б) "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта";
в) после слов: "судна," дополнить словами: "станции внешнего пилота беспилотной авиационной системы.".
24. В пункте 3.3.1 слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
25. В пункте 3.3.2:
а) слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта" ;
б) после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"- организует осмотр станции внешнего пилота беспилотной авиационной системы.".
26. В пункте 3.4.10 слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта".
27. В пункте 3.4.11:
а) "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта";
б) слова "РУ ФАС России" заменить заменить словами "межрегиональное территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта" в соответтсв3ующем падеже;
в) абзац шестой изложить в следующей редакции: "Министерство промышленности и торговли Российской Федерации".
28. В пунктах 3.5.1, 3.8.5, 3.8.6, 3.8.7, 3.8.9, 3.9.2, 3.9.3, 3.9.4, 3.10.1, 3.10.2, 3.10.3 слова "ФАС России" заменить словами "Федеральное агентство воздушного транспорта" в соответствующем падеже.
29. Приложение 1 дополнить пунктами 35-41 следующего содержания:
"35. Отказ линии управления и контроля (далее - линия С2), приводящий к потере (в том числе временной или частичной) связи с беспилотным воздушным судном. Отказ линии передачи управления беспилотным воздушным судном между станциями внешних пилотов. Недопустимое увеличение времени транзакций по линии С2. Автоматическая ложная передача органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) сообщения о потере линии С2.
36. Отказы системы индикации и (или) отображения информации на станции внешнего пилота беспилотного воздушного судна, приводящие к потере внешним пилотом навигационной или пространственной ориентировки. Потеря информации о работе бортовых систем беспилотного воздушного судна.
37. Отказ речевой связи между передающим и принимающим внешними пилотами на пунктах дистанционного пилотирования.
38. Отказ системы возвращения беспилотного воздушного судна.
39. Нарушение допустимых границ управления беспилотным воздушным судном с учетом зоны действия линии С2. Потеря визуального контакта внешнего пилота с беспилотным воздушным судном, когда это требуется правилами выполнения полетов, утвержденными в соответствии со статьей 68 Воздушного кодекса Российской Федерации. Невыдерживание заранее заданного профиля полета беспилотного воздушного судна.
40. Выполнение посадки беспилотного воздушного судна с запасом электрической энергии, недостаточным для выполнения повторного захода на посадку после ухода на второй круг.
41. Искажение информации и другие виды вмешательства в линии передачи данных или связи с беспилотным воздушным судном.".
30. В приложении 2:
а) абзац седьмой пункта 2.3 после слов "воздушного судна" дополнить словами "(беспилотной авиационной системы)";
б) в абзаце четвертом пункта 2.9 после слов "деталей воздушного судна" дополнить словами ", элементов беспилотной авиационной системы";
в) абзац третий пункта 2.13 после слов "воздушного судна" дополнить словами ", элементов беспилотной авиационной системы".
31. В приложении 4 в протоколе опроса слова "при прокуратуре" исключить.
32. В приложении 8:
а) абзац второй пункта 8.4 изложить в следующей редакции:
"- формуляры самолета (вертолета, беспилотной авиационной системы), двигателей и их агрегатов, техническую документацию, документацию на обслуживание, ремонт воздушного судна (беспилотной авиационной системы) и его доработки по бюллетеням промышленности, другую документацию, свидетельствующую о состоянии авиационной техники перед авиационным происшествием;";
б) в пункте 8.5:
абзац второй пункта после слов "воздушному судну" дополнить словами "(беспилотной авиационной системе)";
абзац четвертый после слов "воздушное судно" дополнить словами "(беспилотную авиационную систему)";
абзац десятый после слов "воздушного судна" дополнить словами "(беспилотной авиационной системы)";
абзац шестнадцатый после слов "воздушное судно" дополнить словами "(беспилотная авиационная система)";
в) в пункте 8.6:
абзац первый пункта после слов "воздушного судна" дополнить словами "(беспилотной авиационной системы)";
абзац четвертый после слов "воздушного судна" дополнить словами ", элементов беспилотной авиационной системы";
абзац шестой после слов "воздушного судна" дополнить словами "(беспилотной авиационной системы)";
абзац десятый после слов "воздушного судна" дополнить словами "(беспилотной авиационной системы)";
г) абзац второй пункта 8.7 после слов "воздушного судна" дополнить словами ", элементов беспилотной авиационной системы";
д) в пункте 8.8 слова "ФАС России" заменить словами "Федерального агентства воздушного транспорта".
33. Раздел 1.6 приложения 10 дополнить абзацем следующего содержания:
"Если авиационное происшествие связано с эксплуатацией беспилотного воздушного судна, приводятся сведения о беспилотной авиационной системе.".
34. Раздел 2.3 приложения 11 дополнить абзацем следующего содержания:
"Если авиационный инцидент связан с эксплуатацией беспилотного воздушного судна, приводятся сведения о беспилотной авиационной системе.".
35. В перечне применяемых сокращений исключить позиции:
а) "АДП - аэродромно-диспетчерский пункт";
б) "ГЦ ППВД - Государственный научный центр планирования потоков воздушного движения";
в) "ВЗЦ ЕС ОрВД - вспомогательный зональный центр единой системы организации воздушного движения";
г) "МДП - местный диспетчерский пункт";
д) "ПДСП - производственно-диспетчерская служба предприятия";
е) "РЦ ЕС ОрВД - районный центр единой системы организации воздушного движения";
ж) ФАС -Федеральная авиационная служба".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.