Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением минимального размера оплаты труда"
(подготовлен Минтрудом России 03.07.2023 г.)
Статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - закон N 82-ФЗ) предусматривается исчисление минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) исходя из величины медианной заработной платы за предыдущий год. С 2021 года соотношение минимального размера оплаты труда и медианной заработной платы устанавливается в размере 42 %. При этом предусматриваются требования о том, что МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2023 году дано поручение об обеспечении с 1 января 2024 года дополнительного повышения МРОТ на 10%.
С учетом увеличения, предусмотренного в 2024 году в соответствии со статьей 3 закона N 522-ФЗ, проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением минимального размера оплаты труда" (далее - законопроект) МРОТ устанавливается с 1 января 2024 года в сумме 19242 рубля (рост 18,5%). Соотношение с медианной заработной платой за предыдущий год увеличится до 47,7%.
В связи с этим из статьи 1 закона N 82-ФЗ исключаются нормы, касающиеся установления МРОТ исходя из 42% медианной заработной платы. При этом с 1 января 2024 года признаются утратившими силу статьи 2 и 3 закона N 522-ФЗ.
Принятие законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 4,8 млн. работников.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих необоснованному возникновению расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не оказывают влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.