Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно информации, представленной разработчиком, проект акта разработан во исполнение пункта 2 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. от 15 ноября 2021 г. N ТГ-П45-19504.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 28 декабря 2022 г. по 31 января 2023 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/04/02-22/00134702). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 12 по 19 апреля 2023 года. В рамках проведенных публичных консультаций замечаний и предложений не поступало.
Проект акта предполагает внесение изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости), предусматривающих в целом отмену лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Одновременно с учетом положений Конвенции 2006 года о труде и морском судоходстве (далее - Конвенция) институт регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков разработчиком предлагается сохранить.
Конвенция допускает различные формы регулирования деятельности по трудоустройству за границей моряков (систему лицензирования или сертификации либо иную форму регулирования), если трудоустройство за границей моряков осуществляется частными службами подбора и трудоустройства моряков.
Проект акта направлен для подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия повторно. Ранее разработчиком проекта акта являлось МВД России. В отношении предыдущих редакций проекта акта подготовлены заключения об оценке регулирующего воздействия от 4 сентября 2018 г. N 25085-СШ/Д26и, от 11 декабря 2019 г. N 43022-СШ/Д26и и от 11 июля 2022 г. N 25628-АХ/Д26и.
При этом ранее разработчиком предлагалось заменить действующие лицензионные требования требованиями аккредитации. Вместе с тем изменения состава таких требований не предполагалось. В связи с этим Минэкономразвития России был сделан вывод о том, что в проекте акта не выявлены положения, вводящие новые обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц.
В актуальной редакции проекта акта предлагается отказаться как от лицензионных требований, так и от требований аккредитации.
Вместе с тем разработчиком не предполагается изменение состава обязательных требований. Меняется только способ контроля. Предлагается, что федеральный государственный контроль (надзор) за выполнением российскими юридическими лицами, осуществляющими деятельность по трудоустройству за границей моряков, требований, будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы.
Таким образом, формально замечания об избыточности процедур лицензирования и аккредитации разработчиком учтено, однако по сути состав обязательных требований остался прежним.
1. Состав указанных требований в значительной мере повторяет требования Стандарта A1.4 "Подбор и трудоустройство" Конвенции. Вместе с тем требования предусмотренных пунктом 2 проектируемой редакции статьи 182 Закона о занятости*(1) Конвенция не содержит.
Полагаем необходимым исключить указанные требования.
2. Формулировки требований, предусмотренных пунктом 3 проектируемой редакции статьи 182 Закона о занятости, буквально повторяют положения Конвенции, которые носят чрезмерно общий и неопределенный характер, затрудняющий как их понимание, так их исполнение и контроль*(2).
Данный подход не корреспондирует таким принципам, как правовая определенность и исполнимость, закрепленным в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"*(3) (далее - Закон об обязательных требованиях).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
не соответствует Закону об обязательных требованиях;
наличие проблемы разработчиком обосновано;
в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Дополнительно отмечаем, что к проекту акта сохраняются замечания, представленные Минэкономразвития России в рамках межведомственного согласования. Подписанная таблица разногласий направлена в Минтруд России письмом Минэкономразвития России от 24 марта 2023 г. N 9671-АХ/Д24и.
-------------------------------------------
*(1) О наличии у юридического лица принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и(или) помещений, необходимых для осуществления деятельности по трудоустройству заграницей моряков; наличие в штате юридического лица работника и руководителя, имеющих высшее профессиональное образование в области морского транспорта, подтвержденное документом о высшем образовании, а так же стаж работы на морском судне не менее одного года для работника, не менее пяти лет для руководителя.
*(2) Например, требование о том, что организация должна удостовериться в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту.
*(3) Статьи 7 и 9 Закона об обязательных требованиях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.