Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение части затрат на приобретение новых буровых установок и вибрационных источников сейсмических колебаний взамен буровых установок и вибрационных источников сейсмических колебаний, сданных на утилизацию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 г. N 2167"
(подготовлен Минпромторгом России 05.07.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение части затрат на приобретение новых буровых установок и сейсмических виброисточников взамен буровых установок и сейсмических виброисточников, сданных на утилизацию, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2022 г. N 2167" (далее - Проект постановления) разработан в целях продолжения реализации мероприятий, направленных на стимулирование приобретения потребителями новых буровых установок и сейсмических виброисточников российского производства взамен оборудования аналогичного назначения, сданного на утилизацию, и достижения целей государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
Механизм предусматривает возмещение части затрат на приобретение новых буровых установок, предназначенных для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения на нефть и газ или для колонкового геологоразведочного бурения твердых полезных ископаемых, или сейсмических виброисточников, предназначенных для возбуждения продольных сейсмических волн в геологической среде путем механического вибрационного воздействия на поверхность грунта и получения данных для дальнейшего прогноза нефтегазоносности региона, при условии сдачи на утилизацию буровых установок аналогичного назначения или сейсмических виброисточников, превысивших срок службы, установленный производителем.
Предоставление субсидий осуществляется однократно в размере до 25 % от стоимости новой буровой установки или сейсмического виброисточника при применении в них достаточного количества инновационных решений.
В 2020-2022 годах постановлениями Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. N 1834, от 16 ноября 2021 г. N 1957 и от 30 ноября 2022 N 2167 были утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на приобретение новых буровых установок российского производства взамен буровых установок, сданных на утилизацию.
По итогам реализации указанных постановлений семи нефтесервисным компаниям (АО "Самотлорнефтепромхим", АО "НПЦ "Недра" (АО "Росгеология"), ООО "Газпром бурение", ООО "Сервис-Пром-Комплектация", ООО "РН-Бурение", АО "Нафтагаз", ООО "НЭУ") были предоставлены субсидии в совокупном объеме 1,988 млрд рублей на закупку 18 буровых установок производства ООО "Уралмаш НГО Холдинг" и АО "Урало-Сибирская Промышленная Компания", имеющих подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719.
Результатом предоставления субсидии стало стимулирование роста производства буровых установок в объеме не менее 5,4 млрд рублей ежегодно, а также увеличение загрузки производственных предприятий в среднем на 20 %.
Среднесписочная численность персонала на 1 буровую составляет 50 человек, в связи с чем в результате предоставления субсидий было сохранено порядка 600 рабочих мест.
Дополнительные инвестиции на организацию вспомогательного производства в бурении составили порядка 250 млн рублей на 1 буровую установку, объем дополнительных налоговых поступлений - более 1 млрд рублей в год за счет НДС, налога на прибыль, фонда заработной платы, страховых взносов и НДФЛ.
Таким образом, механизм стимулирования приобретения новых импортозамещающих буровых установок успешно реализован в 2020-2022 гг.
Необходимость разработки Проекта постановления для его реализации в последующих периодах обусловлена сохранившейся на российском рынке буровых услуг потребности в обновлении парка буровых установок различного назначения и сейсмических виброисточников.
В части буровых установок для работы на УВС Минпромторг России провел анализ рынка, в настоящее время из 1379 таких эксплуатируемых буровых установок порядка 429 единиц используются дольше типового срока эксплуатации в 20 лет, из них свыше предельного*(1) срока эксплуатации в 25 лет - 356 единиц, в связи с чем парк буровых установок Российской Федерации характеризуется высокой степенью износа. При этом на рынке буровых услуг наблюдается тренд по повышению технологической сложности строительства скважин - возрастает необходимость строительства сложных горизонтальных скважин и скважин с большим отходом от вертикали, в результате чего до 2030 года требуется значительное обновление действующего парка буровых станков.
Реализация предлагаемой меры государственной поддержки позволит поддержать спрос и сохранить загрузку производителей буровых установок на уровне 50 %, а перспективная потребность в обновлении парка буровых установок позволит снизить долю импортных аналогов, в частности китайских, до 9 % на горизонте 4 лет.
Российский рынок поставок буровых установок без учета субсидий, ед.
Российский рынок поставок буровых установок с учетом субсидий, ед.
В целом среди стран-производителей буровых установок для работы на УВС ведущее место занимает Китай, поставивший за последние 10 лет около 70 % от общего объема импорта буровых установок. Можно выделить следующих китайских производителей: Sichuan Honghua Petroleum Equipment Co., Ltd, SJ Petroleum machinery (Sinopec), Haihua Industry Group Ltd, Shandong Kerui Petroleum Equipment Co.Ltd, DFXK Petroleum Machinery Co.
На данный момент самой популярной буровой установкой среди российских потребителей является станок для кустового бурения в блочно-модульном исполнении с частотным регулированием электроприводов главных механизмов, имеющий условную глубину бурения 5000 м и грузоподъемность 320 тонн типа БУ5000/320 ЭК-БМЧ. Аналогом данной буровой установки является китайская буровая установка ZJ50, пользующаяся аналогичным спросом среди российских потребителей.
Одним из основных российских производителей является ООО "Уралмаш НГО Холдинг" - производитель полного цикла, выпускающий широкую линейку буровых установок. Также российскими производителями буровых установок являются: АО "УСПК", ООО "НПЦ "Металлург", ООО "ОУМ", ЗАО "АСК-БМ", ООО "Кливер", ООО "ВЗБТ" (Красный Октябрь), ООО "Идель Нефтемаш", АО "ПО "ЕлАЗ" и др.
Основные потребители, такие как ООО "РН-Бурение", ООО "Газпром бурение", ПАО "Сургутнефтегаз", АО "Сибирская Сервисная Компания", ООО "Буровая компания "Евразия", АО "Самотлорнефтепромхим", подтверждают заинтересованность в данном механизме.
Основные драйверы перехода на высокотехнологичное бурение:
- увеличение грузоподъемности буровой установки и глубины бурения, в том числе за счет повышения технических характеристик бурового оборудования;
- увеличение скорости и безопасности бурения за счет отказа от бурения ротором и перехода на бурение с помощью систем верхнего привода;
- улучшения очистки бурового раствора в рамках соблюдения новых требований к экологической безопасности;
- обеспечение энергоэффективности бурения за счет замены приводов постоянного тока на приводы переменного тока и постепенного отказа от дизельных приводов.
Отсутствие ввозных пошлин на стационарные и кустовые буровые установки и минимальные ввозные пошлины на мобильные буровые установки (7,5 %) значительно осложняет конкуренцию с зарубежными, особенно с китайскими, производителями. Однако в последние годы отмечается тенденция оптимизации затрат на производство буровых установок российскими предприятиями, что при условии применения механизма субсидирования создаст конкурентное преимущество перед китайскими аналогами.
В части буровых установок для работы на ТПИ отмечаем, что на рынке буровых установок, предназначенных для колонкового геологоразведочного бурения твердых полезных ископаемых (далее - ТПИ), более 30 % используются дольше срока полезной эксплуатации, составляющего 7 лет.
Реализация предлагаемой меры государственной поддержки позволит поддержать спрос и сохранить загрузку производителей буровых установок, а перспективная потребность в обновлении парка буровых установок позволит снизить долю импортных аналогов, в частности китайских и турецких.
В целом среди стран-производителей буровых установок ТПИ ведущее место занимает Канада, поставившая за последние 10 лет около 70 % от общего объема импорта буровых установок. Можно выделить следующих иностранных производителей: Boart Longyear, Atlas Copco, Sandvik.
В Российской Федерации производство буровых установок колонкового бурения налажено предприятиями АО "Завод бурового оборудования", ООО "Алмазгеобур", ООО "Объединенные заводы буровой техники им. Воровского", АО "Алтайгеомаш".
Основными российскими потребителями указанной продукции являются АК "АЛРОСА" (ПАО), АО "ОГК ГРУПП", ООО "Русская буровая компания", ООО "Восточная буровая компания", АО УГРК "Уранцветмет", АО "МХК "Еврохим", АО "СУЭК", ООО "НПО "Центр геотехнических исследований", АО "Южуралзолото Группа Компаний", АО "Росгеология".
Основные драйверы перехода на высокотехнологичное бурение для рынка буровых установок ТПИ:
- увеличение грузоподъемности буровой установки и глубины бурения, в том числе за счет повышения технических характеристик бурового оборудования;
- увеличение углов бурения с поверхности;
- обеспечение экологической безопасности региона проведения работ за счет изменения габаритно-весовых характеристик установок в целях снижения повреждений растительному слою за счет оптимизации перевозок установок.
В части сейсмических виброисточников Минпромторг России и экспертное сообщество АО "Росгео" провели анализ рынка, в настоящее время общий парк виброисточников в Российской Федерации, предназначенных для проведения сейсморазведочных работ на суше, составляет порядка 600 единиц техники, в том числе 200 единиц, находящихся в эксплуатации дольше срока предельной эксплуатации - 15 лет, и на 75% состоит из оборудования, произведенного на производственных мощностях, подконтрольных недружественным странам.
В этой связи парк сейсмических виброисточников Российской Федерации характеризуется высокой степенью износа. Также в текущий момент с целью экономии финансовых ресурсов геологоразведочные организации приобретают бывшую в употреблении технику у зарубежных компаний с существенной скидкой, вместо размещения заказов на новые отечественные аналоги.
В целом, среди стран-производителей ведущее место занимает Франция - компания Serсel. Также на сегодняшний день, ввиду санкционной политики со стороны Евросоюза, активизировались китайские производители - компания BAODING BEIAO SPECIAL VEHICLE MANUFACTURING CO., LTD., поставившая за последние 10 лет около 80 % от общего объема импорта сейсмических виброисточников.
На данный момент основным российским производителем является АО "ГЕОСВИП" - производитель полного цикла, выпускающий широкую линейку сейсмических виброисточников, где самым популярным является виброисточник марки СВ-30Б-М с максимальным пиковым усилием на грунт 300,6 кН, рабочим диапазоном частот 1-250 Гц. Аналогом данного оборудования является французский виброисточник Nomad 65Neo, также пользующийся спросом среди российских потребителей.
Основные потребители, такие как АО "Росгео", ПАО "Геотек", ООО "Газпром недра", ООО "ТНГ-Групп" и другие сервисные компании РФ, занимающиеся геологоразведочными работами на суше, подтверждают заинтересованность в данном механизме.
В этой связи на российском рынке буровых и геологоразведочных оборудования и услуг, имеющем стратегическое значение для национальной экономики, в ближайшие годы сохранится повышенный спрос на такое оборудование и услуги, в связи с чем Минпромторг России подчеркивает важность недопущения расширения присутствия иностранных, в частности китайских, производителей, что в последствии приведет к зависимости от сервиса и комплектующих иностранных производителей.
Фактором, ухудшающим положение:
российских производителей буровых установок, является текущая внешнеэкономическая и геополитическая ситуация, которая повлекла увеличение затрат на закупку иностранных и российских комплектующих и сырья и соответствующее удорожание стоимости буровых установок (в среднем на 46 % по сравнению с 2020 г. и на 13 % по сравнению с 2022 г.), а также превышение стоимости российской буровой установки над стоимостью китайской более чем на 25 %;
российских производителей сейсмических виброисточников, является текущая внешнеэкономическая и геополитическая ситуация, которая повлекла увеличение затрат на закупку иностранных и российских комплектующих и сырья, и соответствующее удорожание стоимости сейсмических виброисточников (в среднем на 46 % по сравнению с 2021 г.), а также превышение стоимости российского сейсмического виброисточника над стоимостью китайского или французского более чем на 35 %.
В этой связи, в целях обеспечения конкурентного преимущества российского оборудования, обладающего в своей конструкции инновационными решениями, размер субсидии, получаемой организацией:
на одну буровую установку для УВС до 75 млн рублей для таких мобильных буровых установок, до 150 млн рублей для таких стационарных/кустовых буровых установок при наличии у них недостаточного количества инновационных решений, предусмотренного годом проведения отбора, до 250 млн рублей для таких стационарных/кустовых буровых установок при наличии у них достаточного количества инновационных решений, предусмотренного годом проведения отбора;
на одну буровую установку для ТПИ до 7 млн рублей для таких буровых установок грузоподъемностью до 25 тонн, до 14 млн рублей для таких буровых установок грузоподъемностью от 25 до 50 тонн, до 30 млн рублей для таких буровых установок грузоподъемностью от 50 тонн при наличии у них достаточного количества инновационных решений, предусмотренного годом проведения отбора;
на один виброисточник до 14 млн рублей у них достаточного количества инновационных решений, предусмотренного годом проведения отбора.
В представленном Проекте постановления уточнен перечень инновационных решений и предусмотрено поэтапное увеличение количества инновационных решений для одной буровой установки и сейсмического виброисточника, позволяющих претендовать на повышенный коэффициент при расчете размера субсидии. Так, для получения субсидии в 2023 г. в составе:
буровой установки для работы на УВС должно быть реализовано не менее 5 инновационных решений для получения повышенного объема субсидии;
буровой установки для работы на ТПИ должно быть реализовано не менее 5 инновационных решений;
виброисточника должно быть реализовано не менее 2 инновационных решений.
На сегодняшний день технологический задел по большинству инновационных решений в Российской Федерации отсутствует. Постепенное увеличение количества инновационных решений, реализованных в составах буровых установок и сейсмических виброисточников, в целях получения субсидии позволит ускорить освоение продукции с инновационными характеристиками, качественно повышающими производительность и безопасность буровых и геологоразведочных работ, стимулировать производителей буровых установок и сейсмических виброисточников к совершенствованию выпускаемой продукции, а также приведет к увеличению конкурентоспособности российских буровых установок и сейсмических виброисточников на международном рынке.
Таким образом, обновление парка буровых установок и сейсмических виброисточников стимулирует буровые и геологоразведочные компании на переход к технологичным работам за счет приобретения новых современных буровых установок и сейсмических виброисточников.
Общий результат от перехода к современным технологичным работам по бурению и геологоразведке:
повышение производительности труда;
улучшение промышленной безопасности и безопасности условий труда на опасных производственных объектах нефтегазовой отрасли;
снижение экологических рисков при бурении скважин.
Кроме того, экологический эффект дополняется стимулированием утилизации отслуживших срок машин и механизмов.
Реализация предложенных мер будет способствовать выполнению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328; Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации, утвержденного приказом Минпромторга России от 30 июня 2021 г. N 2362, Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р.
В проекте постановления предусматривается положение о вступлении его в силу с момента опубликования.
Особый порядок вступления в силу обусловлен необходимостью предоставления субсидии на указанную меру поддержки в 2023 году и обеспечения 100 % кассового исполнения предусмотренных на механизм средств.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных Проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принятие положений, предусмотренных Проектом постановления, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В Проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения отсутствуют.
-------------------------------------------
*(1) Рекомендован "Методическими указаниями по экспертизе промышленной безопасности буровых установок с целью продления срока безопасной эксплуатации МУ 03-008-06 (2006 г.)"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.