Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований"
(подготовлен Минпромторгом России 05.07.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде перспективных исследований" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 1 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2023 г. N МД-П22-4745 в целях уточнения функций и полномочий Фонда перспективных исследований (далее - Фонд) и повышения эффективности применения прорывных технологий, созданных по заказу Фонда.
Целью деятельности Фонда является содействие осуществлению научных исследований и разработок (часть 1 статьи 3 Федерального закона "О Фонде перспективных исследований").
Для достижения указанной цели Фонд осуществляет финансирование мероприятий и проектов, направленных на создание прорывных инновационных технологий (пункт 5 части 2 статьи 3, статьи 5 и 6 Федерального закона "О Фонде перспективных исследований").
Технологии, созданные по заказу Фонда, подлежат передаче в целях их практического применения (внедрения) федеральным органам исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос", указанным ими юридическим лицам и (или) организациям-разработчикам для использования в рамках государственных заказов, а также при выполнении работ, оказании услуг или производстве продукции в интересах обороны страны и безопасности государства (часть 2 статьи 9 Федерального закона "О Фонде перспективных исследований").
При этом результаты интеллектуальной деятельности, создаваемые по заказу Фонда, относятся к ранним уровням готовности технологии (первый-пятый уровни, определенные Правилами оценки эффективности, особенности определения целевого характера использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и средств из внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями, и применяемые при проведении такой оценки критерии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204).
Для обеспечения практического применения (внедрения) указанных результатов потребителями (Минобороны России, Минпромторг России, ФСБ России, государственные корпорации "Росатом" и "Роскосмос", организации оборонно-промышленного комплекса) необходимо проведение дальнейших как научно-исследовательских, так и опытно-конструкторских и технологических работ в целях доведения технологии до промышленного применения.
Предлагаемый подход позволит ускорить внедрение передовых разработок.
Для реализации указанного подхода необходимо уточнить функции Фонда, предусмотрев возможность доведения результатов проектов Фонда до опытно-промышленного применения.
В целях уменьшения нагрузки на федеральный бюджет законопроектом предусмотрена возможность привлечения средства инвесторов и институтов развития для реализации более поздних стадий развития технологий путем:
участия Фонда в юридических лицах, объединяющих ведущих ученных-разработчиков, в том числе в их учреждении в целях ускоренного выведения на рынок высокотехнологичной продукции;
внесения права на результаты интеллектуальной деятельности в имущество хозяйственного товарищества, общества или хозяйственного партнерства по решению попечительского совета Фонда (аналогичное полномочие по распоряжению правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности предусмотрено для государственных заказчиков подпунктом "в" пункта 15 Правил управления принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе правами на результаты интеллектуальной деятельности, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2550).
Изменения, предусмотренные законопроектом, будут способствовать эффективному и оперативному внедрению технологий, создаваемых по заказу Фонда, при безусловном соблюдении интересов государства.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемое изменение не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.