Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета"
(подготовлен Минфином России 07.07.2023 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета" (далее - проект постановления) разработан в целях совершенствования бюджетных процедур, связанных с доведением лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по научным темам научных исследований, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также в целях уточнения порядка принятия решений об использовании остатков целевых средств.
Согласно пункту 8 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - государственное задание), и пункту 10 Правил осуществления федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" научного и научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также экспертизы научных и научно-технических результатов, полученных этими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. N 1781 (далее - Российская академия наук), в случае, если в заключении Российской академии наук, предоставляемом по итогам оценки проекта научной темы научного исследования (разработки), включаемой в проект плана научных работ, содержится вывод о нецелесообразности ее финансирования за счет средств федерального бюджета (далее - отрицательное заключение), такая научная тема не подлежит финансированию на следующий финансовый год за счет средств федерального бюджета и не может быть включена в государственное задание научной организации и (или) образовательной организации высшего образования, созданной в форме бюджетного или автономного учреждения (далее - организации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" (далее - Постановление N 327) установлены сроки предоставления проектов научных тем научных исследований, финансовое обеспечение которых планируется за счет средств федерального бюджета в Российскую академию наук, а также сроки представления заключений Российской академии наук о целесообразности (нецелесообразности) финансирования проектов научных тем научных исследований за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее соответственно - проекты научных тем, заключение Российской академии наук).
При этом сроки, предусмотренные Постановлением N 327, синхронизированы со сроками составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период таким образом, что заключения Российской академии наук представляются до формирования распределения бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации расходов бюджетов (далее - возвратное распределение).
Однако имеются случаи нарушения сроков представления проектов научных тем в Российскую академию наук, в связи с чем заключения Российской академии наук по некоторым проектам научных тем представляются уже после осуществления возвратного распределения.
При этом, принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено ограничение по включению в обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий организациям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее - ОБАС) проектов научных тем без наличия заключения Российской академии наук, ОБАС может содержать проекты научных тем, по которым уже после возвратного распределения было представлено отрицательное заключение.
Учитывая изложенное, в целях недопущения доведения лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств (далее - лимиты бюджетных обязательств) по научным темам научных исследований, по которым не представлено заключение Российской академии наук о целесообразности их финансирования за счет средств федерального бюджета, проектом постановления предлагается установление ограничения на утверждение лимитов бюджетных обязательств до получения такого заключения Российской академии наук.
Кроме того, расходы бюджетных и автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются предоставляемые из федерального бюджета гранты в форме субсидий, осуществляются без процедуры санкционирования, в связи с чем утверждение сведений об операциях с целевыми средствами в целях расходования указанных средств не требуется. В этой связи уточняется порядок принятия решений об использовании остатков целевых средств в части исключения необходимости утверждения сведений об операциях с целевыми средствами.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
К последствиям реализации проекта постановления относится повышение эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на выполнение работ по проведению научных исследований.
Проект постановления не содержит положений о требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Издание и реализация проекта постановления не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не повлечет принятия новых и увеличения объема действующих расходных обязательств Российской Федерации, исполнение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Реализация положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проведение самопроверки проекта постановления с использованием листов самопроверки на соответствие принципам и стандартам клиентоцентричности в соответствии Методикой проведения оценки уровня соответствия принципам и стандартам клиентоцентричности, утвержденной протоколом совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 17 января 2023 г. N ДГ-П36-2пр, не требуется.
Издание проекта постановления не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.