Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минюстом России 07.07.2023 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2023 г. N 24-П (далее - Постановление N 24-П), которым статья 12.18, часть 2 статьи 12.24 и пункт 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
Так, статьей 12.18 КоАП установлена административная ответственность за невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении.
В то же время частью 2 статьи 12.24 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Данные нормы КоАП признаны в их взаимосвязи не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, не исключают в связи с одним и тем же фактом совершения водителем транспортного средства противоправных действий в виде нарушения правил дорожного движения привлечение его к административной ответственности на основании статьи 12.18 и на основании статьи 12.24 КоАП. Кроме того, пункт 7 части 1 статьи 24.5 КоАП признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он ни сам по себе, ни во взаимосвязи с иными положениями КоАП не определяет совместимых с требованием о недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же деяние правовых механизмов, позволяющих привлекать к административной ответственности на основании статьи 12.24 КоАП водителя транспортного средства, допустившего нарушение Правил дорожного движения, за которое он ранее был привлечен к административной ответственности по статье 12.18 КоАП.
В целях устранения выявленной Конституционным Судом Российской Федерации неопределенности предлагается закрепить в КоАП правовые основы порядка производства по делам об административных правонарушениях ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, а также исключить статью 12.24 КоАП из-под действия статьи 12.18 данного Кодекса.
Кроме того, законопроектом вводится общее правило о порядке применения общей и специальной норм, устанавливающих административную ответственность. Аналогичное правило в настоящее время закреплено в части 3 статьи 17 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Так, проблема, отмеченная в постановлении N 24-П, характерна не только для административных правонарушений, предусмотренных статьями 12.18 и 12.24 КоАП, но и для иных составов административных правонарушений, предусматривающих повышенное наказание за причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, либо создавшие угрозу такого вреда.
Учитывая изложенное, введение общего порядка разграничения случаев применения общих и специальных норм, устанавливающих административную ответственность, а также возможности пересмотра дел о любых административных правонарушениях ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств позволит привлекать к административной ответственности на основании специальных норм Особенной части КоАП лиц, ранее привлеченных к административной ответственности на основании общих норм Особенной части КоАП, не допуская при этом назначения административного наказания дважды за одно и тоже деяние.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти, поскольку реализация положений законопроекта будет осуществляться судьями и должностными лицами, уполномоченными в настоящее время рассматривать и пересматривать дела об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.