Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
(подготовлен Минтрудом России 07.07.2023 г.)
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Статья 1
Внести в часть 9 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 20123, N 51, ст. 6673; 2017, N 50, ст. 7549) изменение, дополнив ее пунктом 111 следующего содержания:
"111) сведения о ранее заключенном(ых) договоре(ах) о предоставлении кредита (займа) (реквизиты договора, его индивидуальные условия, в том числе цель, сумма кредита и адрес приобретаемого (строящегося) жилого помещения) в случае, если целью использования заемщиком кредита (займа) является рефинансирование ранее предоставленного кредита (займа);".
Статья 2
Действие положений пункта 111 части 9 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на лиц, заключивших договор кредита (займа), начиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (далее - законопроект) разработан в целях оптимизации государственной услуги по рассмотрению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и создания наиболее удобных для граждан условий реализации права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении) могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Таким образом, кредитный договор (договор займа), на оплату обязательств по которому направляются средства материнского (семейного) капитала, должен иметь строго целевой характер - приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 13 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного капитала) на улучшение жилищных условий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 N 862, при направлении средств материнского (семейного) капитала на погашение ранее предоставленного кредита на приобретение (строительство) жилья владельцы государственных сертификатов дополнительно представляют, в том числе сведения из ранее заключенного кредитного договора.
Указанные сведения необходимы территориальным органам Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для принятия обоснованного решения по заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала с учетом целевого назначения бюджетных средств (средств материнского (семейного) капитала).
В настоящее время сведения из ранее заключенного кредитного договора (реквизиты договора, его существенные условия, в том числе цель, сумма кредита и адрес приобретаемого (строящегося) жилого помещения) отсутствуют в табличной форме условий кредитного договора (Указание Банка России от 10.12.2019 N 5350-У) и не указываются кредитными организациями, в связи с чем территориальные органы СФР вынуждены запрашивать у лиц, получивших сертификат, требуемые сведения, что усложняет для граждан процедуру подачи заявления о распоряжении через кредитные организации и создает неудобные условия реализации права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
В этой связи предлагается изменить табличную форму условий кредитного договора, путем ее дополнения сведениями о ранее выданном(ых) договоре(ах) кредита (займа) (реквизиты договора, его существенные условия, в том числе цель, сумма кредита и адрес приобретаемого (строящегося) жилого помещения) в случае, если целью использования заемщиком кредита (займа) является рефинансирование ранее предоставленного кредита (займа).
Настоящий законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект направлен на защиту прав и интересов ребенка (детей), гарантируемых ему (им) Конституцией Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (далее - Федеральный закон) потребует принятие Указания Банка России "О внесении изменений в табличную форму условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, перечень которых определен пунктами 1 - 13, 15 и 16 части 9 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", утвержденную Указанием Банка России от 10 декабря 2019 г. N 5350-У".
Принятие данного Указания необходимо с учетом изменений, которые вносятся Федеральным законом в положения Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)".
Ориентировочный срок принятия постановления Правительства Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении Правительством Российской Федерации указанного Федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Основным исполнителем по разработке проекта постановления является Банк России.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.