Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека "Об утверждении формы санитарно-гигиенической характеристики условий труда и порядка ее составления"
(подготовлен Роспотребнадзором 12.07.2023 г.)
В соответствии с пунктом 6 Правил расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2022 N 1206 "О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников", приказываю:
1. Утвердить форму санитарно-гигиенической характеристики условий труда (приложение N 1) и порядок ее составления (приложение N 2).
2. Признать утратившим силу приказ Роспотребнадзора от 31.03.2008 N 103 "Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.04.2008, регистрационный N 11577).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2024 г. и действует до 1 марта 2029 г.
Руководитель |
А. Ю. Попова |
Приложение N 1
к приказу Роспотребнадзора
от _______________ N _____
|
УТВЕРЖДАЮ
Печать |
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
УСЛОВИЙ ТРУДА
|
N |
|
(число, месяц, год) |
|
|
1. Работник: |
|
(фамилия, имя, отчество (при наличии)
1.1. Дата рождения (число, месяц, год): |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Извещение об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления):
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
установлен |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(наименование медицинской организации, юридический адрес, ИНН) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
диагноз |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
(нозологическая форма, дата установления диагноза) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Работодатель: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
(полное наименование, юридический адрес, фактический адрес, коды: ОКПО, ОКВЭД, ИНН, ОГРН, ОКФС)
3.1. Наименование структурного подразделения: |
|
(цех, участок, производство)
3.2. Профессия (должность) работника: | |||||
| |||||
(в соответствии с трудовой книжкой) | |||||
4. Общий стаж работы: |
|
||||
4.1. Стаж работы в данной профессии (должности): |
|
||||
4.2. Стаж работы в условиях воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, которые могли вызвать профзаболевание (отравление): | |||||
| |||||
(указывается весь стаж работы пострадавшего в условиях несоответствия факторов производственной среды и трудового процесса гигиеническим нормативам)
4.3. Профмаршрут*(3): | |||||
| |||||
(дата принятия на работу, дата увольнения, наименование работодателя, наименование профессии (должности) | |||||
5. Описание условий труда, описание выполняемых технологических операций, производственной деятельности с указанием вредных факторов производственной среды и трудового процесса, которые могли вызвать профзаболевание (отравление), их источников, длительность времени их воздействия: | |||||
| |||||
(основной и сопутствующие вредные и (или) опасные производственные факторы, которые могли привести к профессиональному заболеванию (отравлению); оценка достаточности площади, объема, расстановки оборудования и его характеристика (герметизация, автоматизация и др.), несоблюдение технологических регламентов, производственного процесса, нарушения режима эксплуатации технологического оборудования, приборов, рабочего инструментария; нарушения режима труда, наличие аварийных ситуаций; несоблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов; несовершенство технологии, механизмов, оборудования, инструментария; неэффективность работы вентиляции, кондиционирования воздуха, отсутствие мер и средств спасательного характера). | |||||
6. Используемые вещества и материалы, имеющие значение для возможности развития профессионального заболевания: | |||||
|
(химический состав, рецептура и др.)
7. Характеристика режимов труда и отдыха: |
|
(сменность, продолжительность смен, наличие и продолжительность регламентированных перерывов, наличие сверхурочных работ, наличие особых форм организации трудового процесса (вахтовый метод)
8. Использование средств индивидуальной защиты (СИЗ): |
|
( используемые средства индивидуальной защиты от вредного производственного фактора послужившего причиной заболевания, их фактическое использование, соответствие требованиям технических регламентов) |
9. Содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ химической природы:
9.1. Присутствие в воздухе рабочей зоны вредных химических веществ 1 - 4 класса опасности:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование вредных веществ |
Особенности действия на организм |
Результат измерений, мг/м 3 |
ПДК, мг/м 3 |
Кратность превышения, раз |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|||
м.р. |
с.с. |
м.р. |
с.с. |
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.2. Уровни загрязнения химическими веществами кожных покровов работающих:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование вещества |
Результат измерений, мг/см 2 |
ПДУ, мг/см 2 |
Кратность превышения, раз |
Класс условий труда |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.3. Присутствие в воздухе рабочей зоны противоопухолевых лекарственных средств, наркотических анальгетиков:
|
9.4. Наличие при выполнение трудовых обязанностей контакта с аллергенами и канцерогенами
|
(перечень факторов и уровни воздействия)
10. Содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ биологической природы:
10.1. Присутствие в воздухе рабочей зоны микроорганизмов-продуцентов и компонентов бактериальных препаратов:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование вещества |
Результат измерений, кл/м 3 |
ПДК, кл/м 3 |
Кратность превышения, раз |
Класс условий труда |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10.2. Наличие контакта с возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний:
|
11. Содержание в воздухе рабочей зоны аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, пылей, содержащих природные и искусственные волокна:
Рабочее место (профессия, должность)) |
Наименование работодателя |
Наименование вредных веществ |
Особенности действия на организм |
Результат измерений, мг/м 3 |
ПДК, мг/м 3 |
Кратность превышения, раз |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|||
м.р. |
с.с. |
м.р. |
с.с. |
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. Наличие на рабочем месте виброакустических факторов:
12.1. Шум (эквивалентный уровень звука, дБА):
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Результат измерений, дБА |
ПДУ, дБА |
Кратность превышения, раз |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12.2. Вибрация локальная (эквивалентные корректированные уровни виброускорения, дБ, м/с2):
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Направление действия |
Результат измерений |
ПДУ |
Кратность превышения, дБ/раз |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|||
Дата |
Номер |
|||||||||||
дБ |
м/с 2 |
дБ |
м/с 2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
ось X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ось Y |
|
|
|
|
|
|||||||
ось Z |
|
|
|
|
|
12.3. Вибрация общая (эквивалентные корректированные уровни виброускорения, дБ, м/с2):
Рабочее место (профессия, должность)) |
Наименование работодателя |
Направление действия |
Результат измерений |
ПДУ |
Кратность превышения, дБ/раз |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|||
Дата |
Номер |
|||||||||||
дБ |
м/с 2 |
дБ |
м/с 2 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
ось X |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ось Y |
|
|
|
|
|
|||||||
ось Z |
|
|
|
|
|
12.4. Инфразвук (эквивалентные уровни звукового давления, дБ; эквивалентный общий уровень звукового давления дБ, максимальный текущий общий уровень инфразвука, дБ):
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Результат измерений, дБ |
ПДУ, дБ |
Кратность превышения, раз |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|||
Дата |
Номер |
||||||||||
|
|
Эквивалентные уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами |
2 Гц |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 Гц |
|
|
|
||||||||
8 Гц |
|
|
|
||||||||
16 Гц |
|
|
|
||||||||
Эквивалентный общий уровень звукового давления |
|
|
|
||||||||
Максимальный текущий общий уровень инфразвука |
|
|
|
12.5. Ультразвук воздушный (уровни звукового давления в третьоктавных полосах частот кГц, дБ):
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Третьоктавные полосы частот, кГц |
Результат измерений, дБ |
ПДУ, дБ |
Кратность превышения, раз |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||||
|
|
12,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
16,0 |
|
|
|
|
||||||
20,0 |
|
|
|
|
||||||
25,0 |
|
|
|
|
||||||
31,5 - 100,0 |
|
|
|
|
12.6. Ультразвук контактный (усредненная по времени пиковая пространственная интенсивность, Вт/см2*; усредненная во времени пиковая пространственная интенсивность для совместного действия воздушного и контактного ультразвука, Вт/см2**):
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Поддиапазоны частот, кГц |
Результат измерений, Вт/см 2 |
ПДУ, Вт/см 2 |
Кратность превышения, раз |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|||
* |
** |
* |
** |
|
|
|
Дата |
Номер |
||||
|
|
11,2 - 80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 - 630 |
|
|
|
|
|
|
||||||
0,63x10 3 - 5,0x10 3 |
|
|
|
|
|
|
13. Показатели микроклимата для производственных помещений:
13.1. Показатели микроклимата:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Категория работ по уровню энерготрат |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||||
|
|
|
Температура воздуха, град. С |
|
|
|
|
|
|
|
Скорость движения воздуха, м/с |
|
|
|
|||||||
Влажность воздуха, % |
|
|
|
13.2. Тепловое излучение, Вт/м2:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Категория работ по уровню энерготрат |
Результат измерений, Вт/м 2 |
ПДУ, Вт/м 2 |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14. Параметры световой среды на рабочем месте:
14.1. Естественное освещение (КЕО, %):
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Результат измерений, % |
ПДУ, % |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14.2. Искусственное освещение:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
Освещенность рабочей поверхности (Е, лк) |
|
|
|
|
|
|
|
Показатель ослепленности, Р, отн. ед. |
|
|
|
||||||
Коэффициент пульсации освещенности, Кп, % |
|
|
|
15. Параметры ионизирующего излучения на рабочем месте:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Максимальная потенциальная эффективная доза за год, мЗв/год |
Предел дозы, мЗв/год |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16. Параметры неионизирующих электромагнитных полей и излучений оптического диапазона:
16.1. Гипогеомагнитное поле:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Результат измерений, условные единицы Ко |
Коэффициент ослабления геомагнитного поля, Ко, условные единицы |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.2. Электростатическое поле:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Результат измерений, напряженность ЭСП (Е), кВ/м |
ПДУ, кВ/м |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.3. Постоянное магнитное поле:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
|
Дата |
Номер |
|||||||
|
|
Напряженность магнитного поля (Н), кА/м |
|
|
|
|
|
|
|
Магнитная индукция (В), мТл |
|
|
16.4. Электромагнитное поле промышленной частоты (50 Гц):
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
Напряженность электрического поля (Е), кВ/м |
|
|
|
|
|
|
|
Напряженность магнитного поля (Н), кА/м |
|
|
|||||||
Магнитная индукция (В), мТл |
|
|
16.5 Электромагнитные поля диапазона частот от 0,01 до 0,03 МГц:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
Напряженность электрического поля (Е), В/м |
|
|
|
|
|
|
|
Напряженность магнитного поля (Н), А/м |
|
|
16.6 Электромагнитные поля диапазона частот от 0,03 до 3 МГц:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
Напряженность электрического поля (Е), В/м |
|
|
|
|
|
|
|
Напряженность магнитного поля (Н), А/м |
|
|
16.7 Электромагнитные поля диапазона частот от 3 до 30 МГц:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Напряженность электрического поля (Е), В/м |
ПДУ, В/м |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.8 Электромагнитные поля диапазона частот от 30 до 50 МГц:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ |
Класс условий труда |
Наименование организации проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
Напряженность электрического поля (Е), В/м |
|
|
|
|
|
|
|
Напряженность магнитного поля (Н), А/м |
|
|
16.9 Электромагнитные поля диапазона частот от 50 до 300 МГц:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Напряженность электрического поля (Е), В/м |
ПДУ, В/м |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.10 Электромагнитные поля диапазона частот от 300 МГц до 300 ГГц:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Плотность потока энергии (ППЭ), мкВт/см 2 |
ПДУ, В/м |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.11 Импульсные электромагнитные поля (ИЭМП):
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Максимальное амплитудное значение напряженности электрического поля в импульсе (E макс), В/м |
ПДУ, В/м |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.12 Лазерное излучение:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
энергетическая экспозиция (H), Дж/м 2 |
|
|
|
|
|
|
|
энергетическая освещенность (облученность) (E) Вт/м 2 |
|
|
|||||||
энергия (W), Дж |
|
|
|||||||
мощность (P), Вт |
|
|
16.13 Ультрафиолетовое излучение:
Рабочее место (профессия, должность) |
Наименование работодателя |
Наименование параметра |
Результат измерений |
ПДУ, Вт/м 2 |
Класс условий труда |
Наименование организации, проводившей измерения |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
||||||||
|
|
УФ-А, Вт/м 2 |
|
|
|
|
|
|
|
УФ-В, Вт/м 2 |
|
|
|
||||||
УФ-С, Вт/м 2 |
|
|
|
||||||
УФ-В + УФ-С, Вт/м 2 |
|
|
|
17. Показатели тяжести трудового процесса приведены в приложении N 1
18. Показатели напряженности трудового процесса приведены в приложении N 2
19. Наличие, состояние и использование санитарно-бытовых помещений:
|
20. Обеспеченность лечебно-профилактическим питанием: |
|
21. Сведения о прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров: |
|
(информация о прохождении/не прохождении медицинских осмотров, включая сведения о проводивших их медицинских организациях (при наличии))
22. Имелось ли у работника ранее установленное профессиональное заболевание (отравление): |
|
(нозологическая форма и год установления)
23. Наличие профзаболеваний (отравлений), установленных ранее у работников данного цеха, участка, профессиональной группы, связанных с осуществлением трудовой функции в данном цехе, участке за последние 5 лет: | |||
(указать количество случаев) 24. Заключение о состоянии условий труда и вклад отдельных периодов работы в возникновение профессионального заболевания: | |||
| |||
25. Санитарно-гигиеническую характеристику условий труда составил: | |||
| |||
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста органа или учреждения федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), предусмотренного пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") | |||
Подпись |
|
|
|
Согласовано: | ||
| ||
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) специалиста органа или учреждения федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), предусмотренного пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") | ||
Подпись |
|
|
С санитарно-гигиенической характеристикой ознакомлены: |
|
|
||
Работодатель |
|
|
||
|
|
|
|
|
(должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) |
|
(подпись) |
|
(дата ознакомления) |
Работник (доверенное лицо) |
|
|
||
|
|
|
|
|
(фамилия, имя, отчество (при наличии) |
|
(подпись) |
|
(дата ознакомления) |
Санитарно-гигиеническая характеристика составлена в 4 экз. |
Приложения: |
|
(при наличии указываются наименования и количество листов) |
Характеристика направлена (вручена): |
1. |
(наименование и фактический адрес работодателя, способ направления/вручения (почтовым отправлением, вручена представителю, передана в канцелярию, иное) |
2. |
(фамилия, имя, отчество (при наличии) работника, способ направления/вручения (почтовым отправлением, вручена лично, иное) |
3. |
(наименование медицинской организации, фактический адрес, способ направления/вручения (почтовым отправлением, вручена представителю, передана в канцелярию, иное) |
Один экземпляр санитарно-гигиенической характеристики хранится в: | |
| |
(наименование органа или учреждения федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), предусмотренное пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; составившего характеристику) |
Приложение N 1
к санитарно-гигиенической характеристике
условий труда, утвержденной
приказом Роспотребнадзора
от "_____" _____________ 20__г. N___________
Показатели тяжести трудового процесса
Рабочее место (профессия, должность) |
Пол работника |
Наименование работодателя |
Наименование организации, проводившей исследования |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Показатели тяжести трудового процесса |
Допустимый показатель (средняя физическая нагрузка) |
Фактический показатель |
Класс условий труда |
||||||||||||||||||||||||||||
Физическая динамическая нагрузка, выраженная в единицах внешней механической работы за смену, кг·м | |||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. При региональной нагрузке (с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) при перемещении груза на расстояние до 1 м: |
до 5000 (м) до 3000 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
1.2. При общей нагрузке (с участием мышц, корпуса, ног): | |||||||||||||||||||||||||||||||
1.2.1. При перемещении груза на расстояние от 1 до 5 м: |
до 25000 (м) до 15000 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
1.2.2. При перемещении груза на расстояние более 5 м: |
до 46000 (м) до 28000 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
2. Масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную, кг | |||||||||||||||||||||||||||||||
2.1. Подъем и перемещение (разовое) тяжестей при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) |
до 30 (м) до 10 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
2.2.Подъем и перемещение (разовое) тяжестей постоянно в течение смены |
до 15 (м) до 7 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены | |||||||||||||||||||||||||||||||
2.3.1. С рабочей поверхности |
до 870 (м) до 350 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
2.3.2. С пола |
до 435 (м) до 175 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
3. Стереотипные рабочие движения (кол-во за смену) | |||||||||||||||||||||||||||||||
3.1. При локальной нагрузке (с участием мышц кистей и пальцев рук) |
до 40000 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
3.2. При региональной нагрузке (при работе с преимущественным участием мышц рук и плечевого пояса) |
до 20000 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
4. Статическая нагрузка величина статической нагрузки за смену при удержании груза, приложении усилий, кгс·с | |||||||||||||||||||||||||||||||
4.1. Одной рукой: |
до 36000 (м) до 22000 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
4.2. Двумя руками: |
до 70000 (м) до 42000 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
4.3. С участием мышц корпуса и ног |
до 100000 (м) до 60000 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
5. Рабочая поза | |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||
5. Рабочая поза |
Периодическое до 25% времени смены нахождение в неудобной и/или фиксированной позе (невозможность изменения взаимного положения различных частей тела относительно друг друга). Нахождение в позе стоя до 60% времени смены |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
6. Наклоны корпуса | |||||||||||||||||||||||||||||||
6.Наклоны корпуса (вынужденные более 30 градусов), количество за смену |
51-100 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
7. Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены), км | |||||||||||||||||||||||||||||||
7.1. По горизонтали |
до 8 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
7.2. По вертикали |
до 2,5 |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Итоговый класс условий труда |
|
Приложение N 2
к санитарно-гигиенической характеристике
условий труда, утвержденной
приказом Роспотребнадзора
от "_____" _____________ 20__г. N___________
Показатели напряженности трудового процесса
Рабочее место (профессия, должность) |
Пол работника |
Наименование работодателя |
Наименование организации, проводившей исследования |
Реквизиты протокола |
Примечание |
|
Дата |
Номер |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Показатель напряженности трудового процесса |
Допустимый показатель (напряженность труда средней степени) |
Фактический показатель |
Класс условий труда |
1. Интеллектуальные нагрузки | |||
1.1. Содержание работы |
Решение простых задач по инструкции |
|
|
1.2. Восприятие сигналов (информации) и их оценка |
Восприятие сигналов с последующей коррекцией действий и операций |
|
|
1.3. Степень сложности задания |
Обработка, выполнение задания и его проверка |
|
|
1.4. Характер выполняемой работы |
Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности |
|
|
2. Сенсорные нагрузки | |||
2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены) |
26-50% |
|
|
2.2. Плотность сигналов и сообщений в среднем за 1 час работы |
75-175 |
|
|
2.3. Число производственных объектов одновременного наблюдения |
6-10 |
|
|
2.4.Размер объекта различения (при расстоянии от глаз работающего до объекта различения не более 0,5 м), мм при длительности сосредоточенного наблюдения |
5 - 1,1 мм более 50 % времени 1 - 0,3 мм до 50 % времени менее 0,3 мм до 25 % времени |
|
|
2.5. Работа с оптическими приборами (микроскопы, лупы) |
26 -50% |
|
|
2.6. Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену) |
3-5 |
|
|
2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (при производственной необходимости восприятия речи или дифференцированных сигналов) |
Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м |
|
|
2.8. Нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) |
16-20 |
|
|
3. Эмоциональные нагрузки | |||
3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки |
Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства |
|
|
3.2. Степень риска для собственной жизни |
Исключена |
|
|
3.3.Степень риска за безопасность других лиц |
Исключена |
|
|
3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену |
1-3 |
|
|
4. Монотонность нагрузок | |||
4.1.Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или в многократно повторяющихся операциях |
9 - 6 |
|
|
4.2.Продолжительность (в сек.) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций |
100-25 |
|
|
4.3. Время активных действий (в % к продолжительности смены). В остальное время - наблюдение за ходом производственного процесса |
19-10 |
|
|
4.4. Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены) |
76-80 |
|
|
5. Режим работы | |||
5.1.Фактическая продолжительность рабочего дня |
8 - 9 |
|
|
5.2. Сменность работы |
Двухсменная работа (без ночной смены) |
|
|
5.3. Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность за смену |
Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7 % времени смены |
|
|
Итоговый класс условий труда |
|
Приложение N 2
к приказу Роспотребнадзора
от _______________ N _____
Порядок
составления санитарно-гигиенической характеристики условий труда
1. Настоящий порядок определяет требования к оформлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда (далее - санитарно-гигиеническая характеристика).
2. Основанием для составления санитарно-гигиенической характеристики является извещение об установлении работнику предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления) по форме, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации*(4)*(5).
3. Санитарно-гигиеническая характеристика составляется органом государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), по месту осуществления трудовой деятельности работника, а в случае увольнения (выхода на пенсию) по последнему месту работы (согласно записи в трудовой книжке и формируемым в соответствии с трудовым законодательством в электронном виде сведениям о трудовой деятельности).
Под органом государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в настоящем порядке понимаются органы и учреждения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, предусмотренные пунктом 2 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Если возникновение профессионального заболевания (отравления) было обусловлено воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов при работе на объектах, подконтрольных разным территориальным органам государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в том числе на объектах, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, то территориальный орган государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) по фактическому месту нахождения работодателя, получив извещение о предварительном диагнозе профессионального заболевания (отравления), запрашивает необходимую информацию в соответствующих органах государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
4. Санитарно-гигиеническая характеристика составляется в 4 экземплярах, предназначенных для работника (его представителя), работодателя, медицинской организации, направившей извещение об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), и органа государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в сроки, установленные Правилами расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2022 N 1206 "О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников" (далее - Правила).
Санитарно-гигиеническая характеристика утверждается руководителем (заместителем руководителя) органа или учреждения государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и заверяется печатью данного органа или учреждения.
5. При составлении санитарно-гигиенической характеристики используются следующие документы и сведения, направляемые работодателем в орган государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание или в течение суток со дня, следующего за днем получения извещения об установлении работнику предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание:
- копия трудовой книжки (сведения о трудовой деятельности, формируемые в электронном виде в соответствии с трудовым законодательством);
- копия трудового договора, копия должностной инструкции (по каждой профессии (должности));
- копия карты аттестации рабочего места по условиям труда и (или) карты специальной оценки условий труда, включая протоколы лабораторных исследований (по каждой профессии (должности) за весь период работы в организации) (при наличии);
- копии протоколов производственного лабораторного контроля, выполненные в сроки, установленные законодательством за весь период трудовой деятельности работника в организации (при наличии);
- информация о режиме труда и отдыха работника, включая сменность, продолжительность рабочего дня (смены), наличие регламентированных перерывов, сверхурочных работ, наличие (отсутствие) выполняемых работ, которые не входят в должностные обязанности работника, работ по совместительству;
- информация о выдаче работнику средств индивидуальной защиты (СИЗ) от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, с указанием марки, их соответствия требованиям технических регламентов, наличия нарушений применения работником СИЗ;
- информация о выполнении работником технологических операций (с детальным описанием);
- информация об обеспеченности лечебно-профилактическим питанием;
- информация о результатах прохождения работником предварительного и периодических медицинских осмотров за весь период его работы в организации;
- информация о количестве случаев профессиональных заболеваний (отравлений) в профессиональной группе за последние 5 лет.
Орган государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) при получении извещения об установлении работнику предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание, направляет запрос по предыдущим местам его работы.
При отсутствии данных лабораторных и инструментальных исследований работодатель с целью оценки условий труда на рабочем месте проводит за счет собственных средств необходимые экспертизы, лабораторно - инструментальные и другие гигиенические исследования основного и сопутствующих факторов производственной среды, которые могли привести к возникновению профессионального заболевания (отравления).
По поручению органа государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), к проведению исследований либо экспертиз могут быть привлечены подведомственные органу государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) организации.
В рамках составления санитарно-гигиенической характеристики, органом государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) проводится визуальный осмотр рабочего места (производственного помещения). Результат осмотра фиксируется в разделе 5 настоящего порядка санитарно-гигиенической характеристики.
Кроме того, используются сведения, полученные от самого работника, а также сведения, собранные путем опроса работников, выполняющих аналогичные операции на предприятии в соответствии с требованиями, изложенными в абзаце первом пункта 13 настоящего порядка.
6. Внесение исправлений и изменений в утвержденную санитарно-гигиеническую характеристику не допускается.
При наличии обращения в адрес органов государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) о наличии новых данных, содержащихся в документах, указанных в пункте 5, и (или) ранее не представленных в адрес органа государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в период составления санитарно-гигиенической характеристики, а также в случае выявления технических ошибок, органы государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) составляют дополнение к санитарно-гигиенической характеристике.
Дополнение к санитарно-гигиенической характеристике составляется в соответствии с формой санитарно-гигиенической характеристики (с указанием слов "Дополнение к санитарно-гигиенической характеристике условий труда работника", его номера и даты), в 4 экземплярах, предназначенных для работника или его представителя, работодателя, медицинской организации и органа государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в течение 14 дней с даты получения документов, послуживших основанием для составления дополнения к санитарно-гигиенической характеристике.
Дополнение к санитарно-гигиенической характеристике составляется в аналогичном порядке, что и санитарно-гигиеническая характеристика. Дополнение к санитарно-гигиенической характеристике рассматривается только в совокупности с утвержденной санитарно-гигиенической характеристикой. Количество дополнений к санитарно-гигиенической характеристике не ограничивается.
7. Санитарно-гигиеническая характеристика составляется с учетом предварительного диагноза профессионального заболевания (отравления).
В санитарно-гигиенической характеристике указываются характеристики основного и всех сопутствующих вредных и (или) опасных производственных факторов, режимов труда, которые могли привести к профессиональному заболеванию (отравлению).
Количественная характеристика основного вредного и (или) опасного производственного фактора должна быть представлена в динамике за максимально возможный период работы в течение всего трудового стажа.
8. Пункты 9-18 санитарно-гигиенической характеристики заполняются в соответствии с протоколами лабораторно - инструментальных исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов.
Данные о наличии контакта работника с канцерогенами, аллергенами, репротоксикантами, противоопухолевыми лекарственными средствами, наркотическими анальгетиками, возбудителями инфекционных и паразитарных заболеваний допускается указывать без протоколов лабораторных испытаний, на основании описания условий труда, описания выполняемых технологических операций, должностных инструкций.
Концентрации и уровни вредных и (или) опасных производственных факторов (качественные и количественные показатели) указываются на основе результатов производственного контроля, аттестации рабочих мест, специальной оценки условий труда, документов органов государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), полученных в ходе осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы, присутствующие на рабочем месте, не являются основными и (или) сопутствующими для развития профессионального заболевания (отравления), то информация об их концентрациях и уровнях может не заполняться, при этом в соответствующих пунктах 9-18 санитарно-гигиенической характеристики указывается отметка "не оценивается".
9. При составлении санитарно-гигиенической характеристики летного состава гражданской авиации для оценки шумового воздействия на работников летного экипажа, рабочие места которых расположены внутри кабины воздушного судна, необходимо учитывать данные протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом акустической эффективности авиагарнитуры и дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене за анализируемый период работы, в соответствии с действующей методикой оценки.
10. В случае установления предварительного диагноза профессионального заболевания (отравления) у работника после прекращения контакта с вредными и (или) опасными производственными факторами, невозможности представления актуальных данных об условиях труда (ликвидации цеха, участка, организации, их реконструкции, отсутствии документов о количественной характеристике вредных и (или) опасных производственных факторов), либо представлением работодателем неполных сведений за периоды работы об условиях труда работника, а также в случае выявления несоответствий в представленных материалах, для составления санитарно-гигиенической характеристики используются литературные справочные материалы по количественной характеристике факторов рабочей среды и трудового процесса для аналогичных производств, а также сведения о результатах лабораторно-инструментальных исследованиях по аналогичным рабочим местам (принадлежность работников к одной и той же профессии (должности), осуществляющих одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья).
11. Результаты исследований тяжести и напряженности трудового процесса представляются в виде приложений к санитарно-гигиенической характеристике, составленной в соответствии с действующей гигиенической классификацией факторов трудового процесса.
12. В пункте 24 санитарно-гигиенической характеристики дается заключение об условиях труда работника на основании общей гигиенической оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и с учетом положений действующей гигиенической классификации факторов рабочей среды и трудового процесса.
В заключении о состоянии условий труда в обязательном порядке приводятся характеристики основного и всех сопутствующих вредных и (или) опасных производственных факторов, режимов труда, которые могли привести к профессиональному заболеванию (отравлению).
Указываются продолжительность их воздействия и выраженность на протяжении всего трудового стажа, их изменения в отдельные периоды (например, при работе в других профессиях, организациях).
При установлении факта осуществления работником профессиональной деятельности во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы, вклад данных периодов работы в возникновение профессионального заболевания отражается в санитарно-гигиенической характеристике*(6).
13. К санитарно-гигиенической характеристике могут прилагаться мнения, показания работника, свидетелей, работодателя, которые оформляются на отдельных листах, с указанием документа, удостоверяющего личность указанных лиц, и их согласия на обработку персональных данных.
В случае несогласия работодателя (его представителя) и (или) работника (его представителя) с содержанием санитарно-гигиенической характеристики работодатель (его представитель), работник (его представитель) вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к характеристике не позднее 30 дней с даты ознакомления.
14. Санитарно-гигиеническая характеристика и дополнение к ней вместе со всеми материалами, используемыми для составления, хранятся в органе государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) и у работодателя в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Заполняется только для летного состава гражданской авиации (рабочих мест, расположенных в кабине воздушного судна)
*(2) Заполняется для летного состава гражданской авиации (рабочих мест, расположенных в кабине воздушного судна)
*(3) Работа в особых условиях, а также виды фактически выполняемых работ, не указанных в трудовой книжке, вносятся с отметкой "со слов работающего" (без письменного подтверждения работника и подтверждения работодателем или свидетелями информация) однозначно не признается).
*(4)
*(5) приказ Минздрава Российской Федерации от 28.05.2001 N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации" (Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27.07.2001, регистрационный N 2828).
*(6) Абзац 3 пункта 6 Правил
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.